Представления о мире людей и рукотворных материалах21
Игры с дидактическими игрушками и натуральными предметами:
«Матрешка», «Моя кукла: чем она похожа на меня, чем отличается?»,
«Подбери крышки к кастрюлям», «Стирка одежды для куклы» и др.
Настольно-печатные и словесные игры: «Моя одежда и обувь зимой и летом», «Назови и опиши игрушку (с помощью взрослого)», «Подбираю одежду, обувь, посуду, мебель для меня и для моих родителей», «Узнай, о чем рассказываю, и покажи игрушку», «Я помогаю маме», различные лото на темы «Одежда», «Обувь», «Посуда» и др.
Сюжетно-ролевые игры: «Большая уборка дома», «Вечер в семье»,
«День рождения дочки», «К нам пришли гости», «Кукла Катя проснулась»,
«Кукла хочет спать», «Купание малышей-голышей», «Обед в семье»,
«Оденем доченьку на прогулку», «Поездка в гости на автобусе», «Помога- ем маме стирать белье», «Праздник елки», «Прогулка малышей», «У нас в гостях кукла Катя», «Утро в семье» и др.
Безопасное поведение в быту, социуме, природе22
Игры с дидактическими игрушками и натуральными предметами:
«Машины на дороге», «Пирамидка-светофорик», «Пожарная Машина»,
«Светофор» и др.
Ролевые игры: «Едет пожарная машина», «Загорелся Кошкин дом»,
«Красный, зеленый свет», «Машины на дороге», «Мы переходим улицу»,
«Найдем пешеходный переход и перейдем улицу», «Не играем с огнем»,
«Поездка в гости на автобусе», «Пожарные тушат пожар», «Праздник ел- ки» и др.
Игровые ситуации: «Гуляем и играем в парке», «Едем в гости»,
«Едем в парк», «Катаемся по городу», «Красный, зеленый свет», «Машины на дороге», «Найдем пешеходный переход и перейдем улицу», «Не играем с огнем», «Плаваем по реке с любимыми игрушками на корабле» (исполь- зуется дидактический манеж из полимерных материалов), «Строим ко-
21Игры и игровые упражнения, перечисленные в данном разделе программы, ис- пользуются в работе и по другим ее разделам.
22Игры и игровые упражнения, перечисленные в данном разделе программы, ис- пользуются в работе и по другим ее разделам.
рабль и отправляемся в плавание» и др.
Труд
Образовательные ситуации: «Греем еду в микроволновой печи (иг- рушечной)», «Поливаем из лейки цветы», «Посыпаем дорожки песком»,
«Убираем игрушки в нашей комнате», «Убираем осенние листья», «Чи- стим дорожку от снега», «Чистим ковер игрушечным пылесосом в куколь- ном уголке» и др.
Игры и упражнения на формирование навыков самообслуживания и элементарных трудовых навыков:
С модулем «Дидактическая черепаха» (чехол «Умелые ручки»): «За- вяжи бантики девочке», «Посмотри, что лежит в портфеле».
Дидактические игры: «Какую одежду носят девочки?», «Какую одеж- ду носят мальчики?», «Кормим кукол», «Кукла идет в гости», «Кукла идет на прогулку», «Мамин стол», «Моем голышей», «Найди свою метку»,
«Накроем кастрюли крышками», «Наливаем суп в тарелку», «Наливаем чай в чашки», «Перемешанные картинки», «Поможем кукле», «Стелем куклам кроватку», «Постель куклы», «Разложим посуду на подносы».
Упражнения с Монтессори-материалами: «Вытирание пыли», «Мы- тье посуды», «Переноска предметов», «Переноска стула и действия со сто- лом», «Сервируем стол», «Сметание со стола», упражнения с рамками (с пуговицами, с кнопками, со шнуром и отверстием) и др.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Познавательное развитие» Конструктивные игры и конструирование
С фигурами из дерева, пластмассы, полимерных материалов:
«Бочки-вкладыши», «Гараж для автомобиля», «Домик для собачки», «До- мик-вкладыш», «Забор из больших и маленьких палочек», «Забор из кир- пичиков и кубиков», «Закрой окошко» или «Что сюда походит?», «Игры с кубами», «Коробки с отверстиями и соответствующими вкладышами гео- метрических форм», «Матрешки», «Машина в гараже», «Мебель для мат- решки (куклы, зайчика)»,«Пирамида» (большая пирамида с кольцами),
«Пирамидки», «Построим башню: кубик на кубик», «Построим башню: цилиндр (пуфик) на цилиндр», «Построй дорожку для машины из пластин (из кирпичиков)», «Разные домики», «Сделай, как у меня», «Скамеечка для зайки», «Слоник-вкладыш», «Собери колечки» (на подставки), «Составь гирлянды (бусы из форм разной величины и разного цвета» в разном соче- тании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета), «Спрячь матрешку в домик», «Стол и
стул для матрешки», игры с вкладышами (по типу досок Сегена), игры с конструктором Lego-duplo, игры с материалами М. Монтессори, игры с прищепками «Составь из круга (квадрата, треугольника и т. п.) и прищепок елку, солнце, бабочку) и др.
С водой с использованием стола-ванны и полистироловых фигур:
«Выложи картинку на стене», «Ловим рыбок-фигурки и прикрепляем их к стене, чтобы получилась елочка», «Намочи фигуры и прикрепи их к стене (зеркалу) вот так (дается последовательность прикрепления фигур)» и др.
С плоскостным конструктором: из прямоугольников: «Лесенка»; из кругов — «Неваляшка», «Снеговик»; из треугольников — «Горка», «Ел- ка»; из разных по форме и цвету фигур — «Поезд с вагонами».
С полифункциональными модульными наборами:
с ковриком «Топ-топ»: «Найди свой домик», «С пенька на пенек»,
«Строим башню», «С фигуры на фигуру» и др.;
с игровым модулем «Пирамида»: «Выложи дорожку из колец от само- го большого к самому маленькому», «Собери пирамиду, начиная с боль- шого колечка (и наоборот)» и др.;
с наборами мягких модулей «Гномик», «Радуга»: «Два (три) пенечка для зайчиков», «Собери все кубы и сделай башню»;
с мягкой модульной игровой дорожкой: «Длинная и короткая дорожка из кирпичиков», «Сколько брусков — столько и шариков» и др.
С Монтессори-материалами: «Геометрические пазлы», «Геометри- ческий комод», «Десять геометрических тел с подставками и основания- ми», «Коричневая лестница», «Коробочка с вязаным мячиком», «Розовая башня», «Цветные цилиндры» и другие Монтссори-материалы.
Игры на развитие пространственных представлений, внимания, памяти, мышления: «Дорисуй то, чего не хватает», «Сложи картинку»,
«Собери целое», «Что изменилось?» и др.