Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми среднего дошкольного возраста с ТНР
Логопедическая работа
Ребенок:
- проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помо- щью взрослого) деятельность для достижения какой-либо(конкретной) це- ли;
- понимает и употребляет слова, обозначающие названия предме- тов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств.
- употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств и качеств;
- использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;
- использует в речи простейшие виды сложносочиненных предло- жений с сочинительными союзами;
- пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;
- составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрос- лого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
- различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;
- владеет простыми формами фонематического анализа;
- использует различные виды интонационных конструкций.
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок:
- выполняет взаимосвязанные ролевые действия, понимает и назы- вает свою роль;
- выполняет ролевые действия, изображающие социальные функ- ции людей;
- участвует в распределении ролей до начала игры;
- выполняет знакомые ролевые действия в соответствии с содержа- нием игры, использует их в различных ситуациях, тематически близких уже освоенной игре;
- отображает в игровых действиях отношения между людьми (под- чинение, сотрудничество);
- использует в ходе игры различные натуральные предметы, их мо- дели, предметы-заместители;
- передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений;
- вступает в ролевое взаимодействие с детьми;
- стремится к самостоятельности, проявляет относительную незави- симость от взрослого;
- проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, ока- зывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь.
Ребенок:
Познавательное развитие
- создает предметный рисунок с деталями, меняя замысел по ходу изображения;
- создает предметные конструкции из пяти-шести деталей (по об- разцу, схеме, условиям, замыслу);
- осваивает конструирование из бумаги и природного материала;
- выбирает из нескольких одну карточку по названию цвета или формы;
- располагает по величине пять-семь предметов одинаковой формы;
- занимается продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (15–20 минут);
- устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и расти- тельном мире на основе наблюдений и практического экспериментирова- ния;
- осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словес- ным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взросло- го, к концу периода обучения, самостоятельно;
- находит и различает простейшие графические образцы, конструи- рует из плоскостных элементов (геометрическая мозаика, геометрические фигуры) и из палочек;
- моделирует целостный образ предмета из отдельных фрагментов (конструкторские наборы, сборно-разборные игрушки, разрезные картин- ки).
- использует конструктивные умения в ролевых играх;
- имеет представления о независимости количества элементов мно- жества от пространственного расположения предметов, составляющих множество, и их качественных признаков;
- осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
- анализирует объект, воспринимая его во всем многообразии свойств, определяет элементарные отношения сходства и отличия;
- имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: контрастные вре- мена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
- действует по правилу или по инструкции в предметно- практических и игровых ситуациях;
- использует схему для ориентировки в пространстве;
- распределяет предметы по группам на основе общего признака (одежда, обувь, посуда);
- запоминает по просьбе взрослого шесть-семь названий предметов.
Речевое развитие
Ребенок:
- владеет элементарными коммуникативными умениями, взаимо- действует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;
- может самостоятельно получать новую информацию (задает во- просы, экспериментирует);
- обладает значительно возросшим объемом понимания речи;
- обладает возросшими звукопроизносительными возможностями;
- в речи употребляет все части речи, проявляя словотворчество;
- с помощью взрослого рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения;
- сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произ- ведений (с помощью взрослого и самостоятельно);
- обладает значительно расширенным активным словарным запасом с последующим включением его в простые фразы;
- владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок:
- изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции, замысел опережает изображение;
- самостоятельно вырезает фигуры простой формы (полоски, квад- раты и т.п.);
- наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предметное изображение;
- положительно эмоционально относится к изобразительной дея- тельности, ее процессу и результатам;
- знает материалы и средства, используемые в процессе изобрази- тельной деятельности, их свойства (карандаши, фломастеры, кисти, бу- мага, краски, мел, пластилин, глина и др.);
- знает основные цвета и их оттенки: оранжевый, коричневый, фиоле- товый, серый, голубой;
- ориентируется на плоскости листа (низ, середина, верх);
- соотносит части реального предмета и его изображения, показы- вает и называет их, передает в изображении целостный образ предмета;
- сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллектив- ных работ;
- внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует вырази- тельные средства музыки;
- проявляет желание самостоятельно заниматься музыкальной дея- тельностью.
Физическое развитие
Ребенок:
- проходит по скамейке, перешагивая незначительные препятствия (например, набивные мячи);
- отбивает мяч о землю одной рукой несколько раз подряд;
- продевает шнурок в ботинок и завязывает бантиком;
- бегает, преодолевая препятствия: обегая кегли, пролезает в обруч и др.;
- подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком (несколько
раз);
- поочередно прикасается большим пальцем к кончикам пальцев
той же руки (от мизинца к указательному и обратно);
- выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;
- самостоятельно перестраивается в звенья с опорой на ориентиры;
- выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе;
- выполняет движения с речевым и музыкальным сопровождением (по образцу, данному взрослым, самостоятельно);
- элементарно описывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может привлечь внимание взрослого в случае плохого самочувствия, боли и т. д.;
- самостоятельно и правильно умывается, моет руки, самостоятель- но следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за сто- лом, самостоятельно одевается и раздевается, ухаживает за вещами лично- го пользования.