Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми младшего дошкольного возраста с ТНР

Логопедическая работа

Ребенок:

Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми младшего дошкольного возраста с ТНР - student2.ru

8Нормативно-правовые документы, регламентирующие работу ДОО для детей с нарушениями речи, речевые карты обследования детей, цели и содержание игр, игро- вых упражнений и заданий по разделам программы и ступеням обучения будут пред- ставлены в специальном методическом пособии.

- способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

- проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова;

- понимает названия предметов, действий, признаков, встречаю- щихся в повседневной речи;

- понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные раз- личными по степени сложности синтаксическими конструкциями;

- различает лексические значения слов и грамматических форм сло-

ва;

- называет действия, предметы, изображенные на картинке, выпол-

ненные персонажами сказок или другими объектами;

- участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);

- рассказывает двустишья и простые потешки;

- использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;

- произносит простые по артикуляции звуки;

- воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, со- стоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок:

- выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный ха- рактер; участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (вооб- ражаемую ситуацию удерживает взрослый);

- соблюдает в игре элементарные правила;

- осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры;

- проявляет интерес к действиям других детей, может им подра-

жать;

- ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игруш-

ки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.);

- замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;

- может заниматься, не отвлекаясь в течение трех-пяти минут;

- обладает сформированными представлениями о родственных от- ношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра);

- отражает собственные впечатления, представления о событиях своей жизни в речи, составляет с помощью взрослого небольшие сообще- ния, короткие рассказы «из личного опыта»;

- выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоцио- нальным состояниям человека;

- выполняет элементарные орудийные действия в процессе самооб- служивания.

Познавательное развитие

Ребенок:

- составляет схематическое изображение из двух-трех частей;

- создает предметные конструкции из трех-пяти деталей;

- показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;

- выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

- выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, пока- занному взрослым;

- обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинако- вые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;

- воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;

- использует в игре предметы-заместители;

- усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;

- обладает навыком элементарного планирования и выполнения ка- ких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»);

- обладает навыком моделирования различных действий, направ- ленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактиль- ного и зрительного обследования предметов и их моделей);

- считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;

- знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

- обладает когнитивными предпосылками различных видов дея- тельности.

Речевое развитие

Ребенок:

- испытывает потребность в общении и применении общих речевых умений;

- стремится к расширению понимания речи;

- пополняет активный словарный запас с последующим включени- ем его в простые фразы;

- использует простые по семантике грамматические формы слов и продуктивные словообразовательные модели;

- использует простейшие коммуникативные высказывания.

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок:

- раскладывает и наклеивает элементы аппликации на бумагу;

- создает предметный схематический рисунок по образцу;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;

- проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

- эмоционально положительно относится к изобразительной дея- тельности, ее процессу и результатам;

- знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пласти- лин, глина и др.) и их свойства;

- владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками; рисует прямые, наклонные, вертикальные и гори- зонтальные, волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; со- четает прямые и наклонные линии; рисует округлые линии и изображения предметов округлой формы; использует приемы примакивания и касания кончиком кисти;

- планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого;

- прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляш- ки или другого звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;

- с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально- ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструмен- тах.

Физическое развитие

Ребенок:

- проходит по гимнастической скамейке;

- ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками;

- обладает развитой крупной моторикой, выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);

- обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемеще- ние в сухом бассейне и т. п.);

- реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;

- выполняет по образцу взрослого, а затем самостоятельно про- стейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответ- ствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя);

- стремится принимать активное участие в подвижных играх;

- использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, вы- полняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незна- чительной помощью взрослого;

- с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно- гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.

Наши рекомендации