Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми младшего дошкольного возраста с ТНР
Логопедическая работа
Ребенок:
8Нормативно-правовые документы, регламентирующие работу ДОО для детей с нарушениями речи, речевые карты обследования детей, цели и содержание игр, игро- вых упражнений и заданий по разделам программы и ступеням обучения будут пред- ставлены в специальном методическом пособии.
- способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
- проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова;
- понимает названия предметов, действий, признаков, встречаю- щихся в повседневной речи;
- понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные раз- личными по степени сложности синтаксическими конструкциями;
- различает лексические значения слов и грамматических форм сло-
ва;
- называет действия, предметы, изображенные на картинке, выпол-
ненные персонажами сказок или другими объектами;
- участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);
- рассказывает двустишья и простые потешки;
- использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;
- произносит простые по артикуляции звуки;
- воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, со- стоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок:
- выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный ха- рактер; участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (вооб- ражаемую ситуацию удерживает взрослый);
- соблюдает в игре элементарные правила;
- осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры;
- проявляет интерес к действиям других детей, может им подра-
жать;
- ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игруш-
ки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.);
- замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;
- может заниматься, не отвлекаясь в течение трех-пяти минут;
- обладает сформированными представлениями о родственных от- ношениях в семье и о своей социальной роли: сын (дочка), внук (внучка), брат (сестра);
- отражает собственные впечатления, представления о событиях своей жизни в речи, составляет с помощью взрослого небольшие сообще- ния, короткие рассказы «из личного опыта»;
- выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоцио- нальным состояниям человека;
- выполняет элементарные орудийные действия в процессе самооб- служивания.
Познавательное развитие
Ребенок:
- составляет схематическое изображение из двух-трех частей;
- создает предметные конструкции из трех-пяти деталей;
- показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;
- выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);
- выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, пока- занному взрослым;
- обладает навыком элементарной кооперативной деятельности с другими детьми в ходе создания коллективных построек (строим одинако- вые постройки, вместе создаем одну и т. п.) с непосредственным участием взрослого;
- воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов;
- использует в игре предметы-заместители;
- усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;
- обладает навыком элементарного планирования и выполнения ка- ких-либо действий с помощью взрослого и самостоятельно («Что будем делать сначала?», «Что будем делать потом?»);
- обладает навыком моделирования различных действий, направ- ленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактиль- ного и зрительного обследования предметов и их моделей);
- считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;
- знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);
- обладает когнитивными предпосылками различных видов дея- тельности.
Речевое развитие
Ребенок:
- испытывает потребность в общении и применении общих речевых умений;
- стремится к расширению понимания речи;
- пополняет активный словарный запас с последующим включени- ем его в простые фразы;
- использует простые по семантике грамматические формы слов и продуктивные словообразовательные модели;
- использует простейшие коммуникативные высказывания.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок:
- раскладывает и наклеивает элементы аппликации на бумагу;
- создает предметный схематический рисунок по образцу;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
- проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
- эмоционально положительно относится к изобразительной дея- тельности, ее процессу и результатам;
- знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пласти- лин, глина и др.) и их свойства;
- владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками; рисует прямые, наклонные, вертикальные и гори- зонтальные, волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; со- четает прямые и наклонные линии; рисует округлые линии и изображения предметов округлой формы; использует приемы примакивания и касания кончиком кисти;
- планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого;
- прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляш- ки или другого звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;
- с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально- ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструмен- тах.
Физическое развитие
Ребенок:
- проходит по гимнастической скамейке;
- ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками;
- обладает развитой крупной моторикой, выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);
- обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемеще- ние в сухом бассейне и т. п.);
- реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;
- выполняет по образцу взрослого, а затем самостоятельно про- стейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответ- ствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя);
- стремится принимать активное участие в подвижных играх;
- использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, вы- полняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незна- чительной помощью взрослого;
- с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно- гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.