Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.
Пояснительная записка
• Федерального государственного стандарта начального общего образования ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введение в действие государственного образовательного стандарта начального общего образования)
· Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа УМК « Планета знаний» 1-4 кл. Учебно- методический комплект «Планета знаний». – М: АСТ :Астрель , 2011
· Основной образовательной программы ФГОС НОО МОУ Большекандалинская СОШ
Обучение грамоте и развитие речи являются составной частью курса русского языка в начальных классах общеобразовательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования.
Главные цели курса «Обучение грамоте и развитие речи» заключаются в том, чтобы:
- помочь учащимся овладеть механизмом чтения и письма[1];
- обеспечить речевое развитие детей;
- дать первичные сведения о языке и литературе, которые предоставят ребенку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения как русского, так и иностранных языков.
Поставленные цели определены с учетом психических и физиологических особенностей детей 6—7-летнего возраста и реализуются на доступном для учащихся уровне при решении следующих задач.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, при этом учитывается принцип координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.
Обучение чтению строится на принятом в отечественной методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Механизм чтения основывается на позиционном принципе, который заключается в умении ученика ориентироваться при чтении на букву гласного звука, идущего в слове за буквой согласного звука.
В обучении грамоте выделяются два основных периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный).
Последовательность изучения букв в букваре основана на принципе частотности использования букв в русской речи. Чередование букв гласных звуков с буквами сонорных согласных помогает уже в самом начале процесса обучения чтению значительно расширить объем доступного для чтения материала.
Содержание курса и формы работы предоставляют широкие возможности для успешного формирования навыка чтения, которые обеспечиваются:
- специальным отбором учебного материала, представленного на страницах букваря и рабочей тетради;
- организацией работы с детьми разного уровня подготовленности.
В период выработки первоначального навыка чтения приоритетной является работа по развитию фонематического слуха детей, которая обеспечивается использованием в учебных пособиях разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи.
Успешному совершенствованию навыка чтения способствует включение в систему занятий обучения грамоте многоаспектного смыслового и грамматического анализа слов и предложений, открывающего возможности для многократного возвращения ребенка к прочитанному.
Представленные в учебных пособиях литературные тексты, рассчитанные на драматизацию, позволяют совершенствовать работу над орфоэпической и интонационной стороной речи, что является неотъемлемой частью выразительного чтения.
Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений.
Уроки обучения грамоте являются начальной ступенью литературного образования учащихся. На доступном учебном материале дети учатся:
- понимать содержание и главную мысль произведения;
- понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать свое отношение к ним;
- извлекать из текстов интересную и полезную для себя информацию.
Почувствовать красоту, самобытность и выразительность родного языка помогает знакомство учащихся с классическими произведениями русских поэтов и писателей, а также с удивительным миром русского фольклора: народными сказками, песнями, пословицами, поговорками, загадками, скороговорками, путаницами и считалками.
На уроках обучения грамоте учитель систематически знакомит учащихся с разнообразными произведениями детской художественной литературы, входящей в круг чтения младшего школьника. Герои сказок (народных и авторских, отечественных и зарубежных) на протяжении всего букварного периода «помогают» учащимся изучать новые звуки и буквы. Данная игровая ситуация способствует успешному освоению учащимися нового учебного материала, расширяет их читательский кругозор, развивает познавательный интерес к детской книге.
Содержание курса предполагает включение учебных материалов, воспитывающих у ребенка способность сопереживать, уважать историю своей страны, бережно и ответственно относиться к родному языку.
Класс
Т. М. Андрианова. Букварь. — М.: АСТ, Астрель.
Т. М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю». — М.: АСТ, Астрель.
В. А. Илюхина. Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 к «Букварю» Т. М. Андриановой. — М.: АСТ, Астрель.
Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе по «Букварю» и «Прописям». — М.: АСТ, Астрель.
Т. М. Андрианова. Спутник Букваря для читающих детей. — М.: АСТ, Астрель.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Обучение грамоте и развитие речи по Букварю | ||
Добукварный период | ||
1. Наша речь | ||
2. Алфавит | ||
3. Резерв | ||
Обучение грамоте и развитие речи по Прописям | ||
1. Вводный период | ||
2. Букварный период | ||
3. Диагностика и тренинг | ||
4. Резерв | ||
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Класс (207 ч)
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ*(виды речевой деятельности)1
Сведения о речи. Речь как способ общения. Речь устная и письменная. Диалог. Общее представление о тексте как связной (монологической) речи. Словесные и несловесные средства устного общения (язык слов, интонация, мимика, жесты).
Слушание. Восприятие звучащей речи. Понимание сути вопросов и объяснения учителя.
Говорение.Ответы на вопросы учителя. Элементарное умение вступать в диалог с одноклассниками и поддерживать его. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, обращение с вопросом.
Устные рассказы детей по материалам собственных игр, наблюдений, по рисункам. Разыгрывание диалогов и сюжетных сценок.
Чтение. Овладение плавным слоговым чтением. Понимание прочитанного текста при его прослушивании и самостоятельном чтении. Нахождение информации, содержащейся в тексте в явном виде. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой.
Письмо. Овладение печатным и рукописным шрифтами.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (207 ч)2
2Складывается из обучения по «Букварю» (92 ч — 4 ч в неделю) и «Прописям» (115 ч — 5 ч в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО ПРОПИСЯМ»
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
- положительная мотивация и познавательный интерес к формированию графического навыка и каллиграфического письма;
- способность к самооценке успешности в овладении графическим навыком;
- умение выразить в устной речи выполненные графические действия;
- формирование эстетического вкуса при овладении графическим навыком;
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
Обучающиеся приобретут:
- умение планировать деятельность и пользоваться планом;
- умение чётко определить и выразить словами алгоритм предстоящих действий;
- умение выстраивать последовательность (ход) предстоящих действий;
- развитие устойчивого внимания, памяти, наблюдательности;
- умение по устному проговариванию алгоритма написания буквы, слога, слова учителем или другим обучающимся восстановить эту букв/, слог, слово письменно или устно (воспроизведя не слух),
- воспитание усидчивости при высокой степени трудности овладения правильным графическим навыком;
- умение контролировать свои действия.
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ
Обучающиеся получат:
- развитие эстетического мышления: видение и восприятие красивого, правильного с точки зрения общепринятых норм;
- развитие устойчивого интереса к познанию нового;
- развитие эмоционального восприятия действительности.
СОЦИАЛЬНЫЕ
У обучающихся произойдёт:
- развитие аккуратности и опрятности;
- корректировка почерка обучающихся на различных этапах обучения в школе, студентов в педагогическом ВУЗе, желающих взрослых (учителей, например);
- развитие волевых качеств (интерес — деятельность — активное участие в деятельности);
- социальная успешность.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся научатся:
- различать основные элементы письма;
- различать и называть:
а) основные элементы в сочетаниях букв и в словах;
б) знакомые элементы в новых изучаемых буквах;
в) соединения изучаемой буквы с уже изученными при их безотрывном написании (чтобы в дальнейшем не было переучивания при скорописном письме);
- применять при письме графические правила (высота букв, ширина, наклон, интервал, соотношение элементов в букве и букв в слове);
- проводить анализ образца выполненного с графическими ошибками;
- собирать из разрозненных элементов изученные буквы;
- классифицировать буквы по схожим графическим элементам;
- грамотно и каллиграфически правильно списывать текст и писать под диктовку;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, слушать, точно реагировать на реплики, понимать тему разговора);
- уметь видеть графические ошибки и указывать пути их устранения;
- уметь выполненное графическое изображение знаков передать с помощью устной речи;
- при работе над графическими ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
- планировать свои действия на данном этапе урока и в самостоятельной деятельности;
- осмысленно выбирать способы конструирования заданных букв или вновь изучаемых;
- выполнять графические действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- руководствоваться правилом письма при выполнении речевого воспроизведения написанного;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя или уже известным алгоритмам;
- развивать навык чтения (через дидактическую игру с карточками);
- осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять или указывать пути исправления графических ошибок.
Познавательные обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи (задания);
- ориентироваться в соответствующих возрасту сопутствующих материалах (таблицы, карточки, схемы, компьютерные программы), модели, схемы;
- дополнять до полного воспроизведения буквы, слова недостающие графические элементы;
- развивать математические способности – (чувство высоты, ширины, длины, соответствие частей, интервал и т.д.);
- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать графические образы букв;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (из отдельных элементов составлять буквы, из букв — слова с правильным графическим соединением);
- уметь проверить правильность графического написания слова;
- классифицировать, обобщать, систематизировать изученные буквы по заданному признаку, плану;
- владеть общими принципами каллиграфического письма (знать высоту букв, интервал между словами, отступы от начала строки, правильность исправления допущенной ошибки и т.д.);
- устно проговаривать алгоритм написания буквы, нескольких букв в связке;
- уметь по проговариванию учителем или одноклассником правильно записать услышанное в прописи или тетради, или озвучить устно;
- критически оценивать выполненную письменно работу со стороны графики.
Коммуникативные
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учиться работать в паре;
- формулировать свою позицию, собственное мнение; учиться задавать вопросы, уметь уточнить непонятное в высказывании;
- формировать культуру письма;
- учиться строить отношения между пишущим и читающим;
- развивать речь.
Исследовательские
Обучающиеся получат возможность приобрести:
- развитие навыков конвергентного мышления (логического: операции анализа, синтеза, обобщения и др.), идивергентного мышления (творческого: операции воображения, фантазии, гибкость мышления и пр.);
- умение самостоятельно найти неизвестное (знание) на основе анализа (рефлексии) собственного опыта (уже изученного);
- создание и оформление работ, в том числе проектных работ по письму.
Пояснительная записка
• Федерального государственного стандарта начального общего образования ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введение в действие государственного образовательного стандарта начального общего образования)
· Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа УМК « Планета знаний» 1-4 кл. Учебно- методический комплект «Планета знаний». – М: АСТ :Астрель , 2011
· Основной образовательной программы ФГОС НОО МОУ Большекандалинская СОШ
Обучение грамоте и развитие речи являются составной частью курса русского языка в начальных классах общеобразовательной школы и подготовительным этапом дальнейшего языкового и литературного образования.
Главные цели курса «Обучение грамоте и развитие речи» заключаются в том, чтобы:
- помочь учащимся овладеть механизмом чтения и письма[1];
- обеспечить речевое развитие детей;
- дать первичные сведения о языке и литературе, которые предоставят ребенку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения как русского, так и иностранных языков.
Поставленные цели определены с учетом психических и физиологических особенностей детей 6—7-летнего возраста и реализуются на доступном для учащихся уровне при решении следующих задач.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, при этом учитывается принцип координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.
Обучение чтению строится на принятом в отечественной методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Механизм чтения основывается на позиционном принципе, который заключается в умении ученика ориентироваться при чтении на букву гласного звука, идущего в слове за буквой согласного звука.
В обучении грамоте выделяются два основных периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный).
Последовательность изучения букв в букваре основана на принципе частотности использования букв в русской речи. Чередование букв гласных звуков с буквами сонорных согласных помогает уже в самом начале процесса обучения чтению значительно расширить объем доступного для чтения материала.
Содержание курса и формы работы предоставляют широкие возможности для успешного формирования навыка чтения, которые обеспечиваются:
- специальным отбором учебного материала, представленного на страницах букваря и рабочей тетради;
- организацией работы с детьми разного уровня подготовленности.
В период выработки первоначального навыка чтения приоритетной является работа по развитию фонематического слуха детей, которая обеспечивается использованием в учебных пособиях разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи.
Успешному совершенствованию навыка чтения способствует включение в систему занятий обучения грамоте многоаспектного смыслового и грамматического анализа слов и предложений, открывающего возможности для многократного возвращения ребенка к прочитанному.
Представленные в учебных пособиях литературные тексты, рассчитанные на драматизацию, позволяют совершенствовать работу над орфоэпической и интонационной стороной речи, что является неотъемлемой частью выразительного чтения.