Причины снижения уровня интеллекта детей
Одной из проблем в младшем школьном возрасте остается умственная отсталость, несмотря на то, что внимание многих специалистов (педагогов, врачей, психологов, гигиенистов, социальных работников) направлено на изучение причин этого явления, которое, вероятнее всего, носит комплексный характер.
Одной из таких причин, по мнению некоторых авторов, является дисгармоничное развитие личности, в основе которого лежат такие этиологические факторы, как особенности внутриутробного развития, перинатальные патологии различной степени тяжести, эндокринные нарушения, генетические патологии. Так, считается, что замедленный биологический возраст у детей обусловлен перинатальными вредностями, ведущими к недостаточному морфофункциональному созреванию организма (3,65). Другие авторы считают существенными те социальные условия, в которых живет и воспитывается ребенок, — внутри-семейные отношения, личные качества учителей и воспитателей, психологический климат в школьном коллективе (4,56). Например, каждый специалист знает, какое отрицательное влияние на весь процесс развития личности, на обучение, на поведение оказывают неблагоприятные семейные отношения.
Существенно обостряет проблемы школьников начало их обучения с 6 лет:
около 16% детей в этом возрасте не готовы к школьному обучению, а у 30—50% выявляется функциональная незрелость (Н.А.Ананьева, Ю.А.Ямпольская, 1994). По данным Н.Вайзмана (4,87) от 5 до 15% детей без признаков умственной отсталости функционально не готовы к школьному обучению.
Все психологи, работающие с 6-летними детьми, приходят к одному и тому же выводу: 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Особенности личности 6-летних детей создают допол-
нительные трудности в процессе обучения.
Помимо психолого-педагогического аспекта данной проблемы, нельзя недооценивать значение функционального состояния организма ребенка и особенностей центральной нервной системы (ЦНС) ребенка. В этиологии "школьной незрелости" преобладают биологические факторы. У "незрелых" в сравнении со "зрелыми" школьниками выявлена функциональная незрелость биоэлектрической активности (БЭА) мозга и сердечно-сосудистой системы (5,121) Школьная программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм, и в первую очередь ЦНС, функционально не будет готов к этому процессу.
Имеющиеся клинические наблюдения и нейропсихологические исследования показывают, что при недоразвитии лобных долей неизменно отмечается нарушение личностных компонентов. Морфологической основой нарушения высших психических функций, в частности мышления, может служить недоразвитие лобной системы коры больших полушарий мозга [7, 18].
Описаны различные варианты нарушений темпов развития: от психофизического и психического инфантилизма как обратимого состояния, до тех нарушений, которые возникают на органическом фоне и дают значительно худшую динамику. Наиболее тяжелые формы задержек психического развития обусловлены остаточными явлениями после перенесенных органических поражений ЦНС, а наиболее легкие — при функционально-динамических нарушениях.
Данные ЭЭГ-исследований детей с задержкой развития (4,126) показывают, что у большинства таких детей имеются отклонения корковой ритмики, свидетельствующие о функциональной или органической недостаточности ЦНС. Степень этих изменений коррелирует с особенностями клинической картины.
Как известно, биологическое развитие организма в онтогенезе подчиняется строгой закономерности на всех его стадиях. На каждом отдельном этапе происходит последовательное формирование тех или иных структур, создающих предпосылки для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических возможностей.
Однако успешность обучения детей зависит не только от таких факторов, как биологический возраст, состояние здоровья и школьная зрелость, но, в первую очередь, от уровня сформированности мышления, которое в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией. Так, некоторые авторы высказывают предположения о слабом развитии когнитивных функций у неуспевающих учеников (3,154). Другие авторы подчеркивают, что основную роль в младшем школьном возрасте играет мышление, и его развитие определяет изменение всех других психических процессов (5,67).
Основы знаний закладываются именно в начальном школе, и то, что будет упущено в этом возрасте, трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования умственного развития (уровня интеллекта) как наиболее важного свойства ученика, связанного с успешностью учебной деятельности и с психическим развитием ребенка в целом. На уровень интеллектуального развития ребенка в большей степени оказывают влияние показатели морфофункционального созревания ЦНС, а не психологические показатели. При поступлении в школу преобладающее значение будет иметь скорее биологическая зрелость ребенка (и в первую очередь зрелость структур головного мозга), чем психологическая готовность к обучению. Этот вывод наводит на мысль о том, что если даже тестирование ребенка по психологическим параметрам и выявит готовность к обучению, функциональные возможности его организма еще не будут в достаточной мере сформированы.
Уровень интеллекта младших школьников существенно зависит от возраста детей при поступлении в 1-й класс: чем старше ребенок (чем ближе к 7 годам), тем выше вероятность того, что в будущем у него будет более высокий уровень интеллекта. Переход на более раннее обучение может впоследствии привести к снижению уровня интеллекта и, следовательно, к неуспеваемости в дальнейшем. Этот факт можно объяснить тем, что если в начале обучения ребенок не способен в должной мере усваивать требуемый объем знаний в силу объективных причин (несформированность структур головного мозга), то этих знаний у него и не будет, а будет формироваться страх перед школой, нежелание учиться, что, естественно, отразится на учебе, на поведении, и, что хуже всего, на здоровье ребенка. Родители и учителя будут приписывать неуспеваемость личностным особенностям, чертам характера, неусидчивость ребенка и будут требовать от него лучших оценок, заставляя все больше и больше заниматься уроками, не отдавая себе отчета в том, что ребенок, возможно, и хочет учиться, но не может в силу того, что он еще просто не дорос.
Конечно, все очень индивидуально, и бывают исключения, однако на основании нашего исследования мы можем утверждать, что большинство обследованных нами детей еще не готовы к обучению с 6 лет.
Наше настоящее и предыдущие исследования [2, 8, 9] действительно подтверждают, что 6-летний ребенок по своим психологическим и психофизиологическим особенностям не готов обучаться по той программе, которую на сегодняшний момент предлагает современная школа.