При чьем правлении было положено начало системе воспитания сирот в семьях?

а) Владимира Мономаха;

б) Екатерины II;

в) Федора Алексеевича;

г) Павла I.

31. Благотворительная деятельность российского государства появилась:

а) с начала IX в.;

б) с начала XV в.;

в) с конца XIV в.;

г) с начала XVII в.

32. Когда вновь после отмены советской властью в России появляется благотворительность:

а) после гражданской войны;

б) во время Великой Отечественной войны;

в) в 60 - 70-е гг.;

г) в 90-е гг.

33. Прообразом каких учреждений явились скудельницы:

а) больниц;

б) домов ребенка;

в) приютов для детей;

г) профессиональных училищ.

34. Как объясняла марксистская педагогика неправомерность социальной педагогики как особой научной отрасли:

а) общество и личность едины;

б) в советском обществе главным является коллектив, а не личность;

в) нет такой области образования и воспитания, которая бы не была связана с обществом, вся педагогика - социальна;

г) в советском обществе главным является личность, а не коллектив

35. Императорские воспитательные дома появились при:

а) Владимире Мономахе;

б) Петре I;

в) Екатерине II;

г) Николае I.

36. Как можно обозначить социально-педагогическую сферу исследований и деятельности в 60 - 70-е гг. в СССР:

а) пограничные социально-педагогические проблемы;

б) коллективное взаимодействие;

в) религиозное воспитание;

г) семейное воспитание.

37. Приюты для «зазорных младенцев» были открыты при:

а) Иване Грозном;

б) Федоре Алексеевиче;

в) Петре I;

г) Екатерине I.

38. К какому периоду относится зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных специалистов в социальной сфере:

а) к концу XVII - началу XVIII в.;

б) к концу XVIII - началу XIX в.;

в) к концу XIX - началу XX в.;

г) 1960 - 1970-е гг.

39. Первые курсы по подготовке специалистов для социальной сферы в России организовались:

а) в начале XIX в;

б) в конце XIX в;

в) в начале XX в;

г) в 90-х годах XX в.

40. ФЗ РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», положивший начало возрождению благотворительности в России, был принят в:

а) 1989 г.;

б) 1991 г.;

в) 1995 г.;

г) 1997 г.

41. Каким понятием в России объединялись все меры, действия, внимание в целом к проблемам людей, имеющих отклонения в здоровье, в социальных условиях и др.:

а) благотворительность;

б) призрение;

в) милосердие;

г) жертвенная любовь.

42. Каким понятием определялось течение в философии, педагогике, связанное с признанием ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей:

а) рационализм;

б) гуманизм;

в) филантропизм;

г) марксизм.

43. Какому понятию соответствует следующее определение: «это передача общественного опыта (социальных норм, правил, социальных ролей и др.) от одного поколения к другому»:

а) социализация;

б) социальное воспитание;

в) окультуривание;

г) семейное воспитание.

44. В каком году за рубежом появилась первая книга по теории социальной педагогики:

а) 1844 г.;

б) 1850 г.;

в) 1898 г.;

г) 1917 г.

45. В каком году впервые появился термин «социальная педагогика»:

а) 1844 г.;

б) 1850 г.;

в) 1898 г.;

г) 1917 г.

46. Укажите примерное количество учебных и благотворительных учреждений входило в просуществовавшее более века Ведомство императрицы Марии в 1880 году:

а) более 100;

б) более 200;

в) более 400;

г) более 800.

47. В каком году вышло Постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», существенно изменившее развитие в России педагогической и социально-педагогической теории и практики:

а) 1917 г.;

б) 1919 г.;

в) 1927 г.;

г) 1936 г.

48. В каком году была создана первая скаутская организация в России:

а) 1902 г.;

б) 1906 г.;

в) 1909 г.;

г) 1912 г.

49. В каком году появилась в России переведенная на русский язык книга Пауля Наторпа по теории социальной педагогики:

а) 1850 г.;

б) 1898 г.;

в) 1911 г.;

г) 1917 г.

50. В каком году в России была объявлена борьба с детской беспризорностью:

а) 1917 г.;

б) 1919 г.;

в) 1922 г.;

г) 1927 г.

51. Кто из античных ученых создал наиболее полную теорию воспитания своего времени:

а) Сократ;

б) Демокрит;

в) Аристотель;

г) Квинтилиан.

52. Кто из античных ученых одним из первых сформулировал принцип природосообразности в воспитании:

а) Платон;

б) Демокрит;

в) Аристотель;

г) Квинтилиан.

53. Кто из зарубежных ученых, известный как «отец ничьнх детей», считается в Англии создателем первых национальных детских домов:

а) И. Б. Базедов;

б) Бернардо;

в) Р. Оуэн;

г) Ш. Фурье.

54. Кого из ученых - педагогов называют «отечественным Ж. Ж. Руссо», идеологом свободного воспитания:

а) П. П. Блонского;

б) К. Д. Ушинского;

в) Л. Н. Толстого;

г) Л. С. Выготского.

55. Кто из ученых является основателем подхода к социальной педагогике как «педагогике экстренных случаев»:

а) К. Магер;

б) А. Дистерверг;

в) Д. Пегелер;

г) Г. Ноль.

56. Кто из ученых является основателем подхода к социальной педагогике как теории массового социального воспитания:

а) К. Магер;

б) Г. Пфафоренберг;

в) Ф. Шлипер;

г) Г. Ноль.

57. Какой принцип, согласно учению Коменского Я. А., в педагогике признает природное в человеке самодеятельной и самодвижущейся силой:

а) филантропизма;

б) гуманизма;

в) природосообразности;

Г развития.

58. Какой вид деятельности педагогической общественности по проблеме малолетних преступников преобладал в России в начале XX века:

а) просвещение;

б) перевоспитательная;

в) карательная;

г) профилактическая.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

вариант 1

1. Выберете верный вариант ответа. Этот мыслитель считал, что ведущую роль в воспитании человека играет воздействие среды, поэтому детей необходимо изолировать от вредного воздействия и воспитывать в кругу сверстников в школе-интернате под руководством опытных педагогов.

А) Р. Оуэн В) К. Гельвеций

Б) В. Лай Г) Ф. Дистервег

2. В чем заключается динамичность и относительность средовых воздействий на развитие личности ребенка с точки зрения Л. С. Выготского?

3. Назовите автора трактата «О человеке, его умственных способностях и его воспитании»?

4. Перечислите основные направления деятельности педолога-практика с точки зрения П. П. Блонского.

5. Назовите фамилию педагога. Взгляды этого мыслителя претерпели изменения от филантропических до социалистических. Его социально­педагогическая деятельность была очень разнообразной, особенно его привлекала организация социальных экспериментов в рабочих поселках и колониях.

А) Р. Оуэн В) К. Гельвеций

Б) К. Д. Ушинский Г) Ф. Дистервег

6. Вставьте пропущенное слово в название статьи и назовите ее автора.

«Школа будущего - школа ».

7. Выберете верный вариант ответа и ответьте на вопрос. Кому из нижеперечисленных мыслителей принадлежит цитата: «Говори и думай: человек — мое имя, немец - прозвище»

А) П. Наторп В) В. Лай

Б) Г. Кершенштейнер Г) Ф. Дистервег

8. Выберете верный вариант ответа и продолжите предложение. «Педагогика Дж. Дьюи стоит на позициях...»:

А) диалектического материализма; В) прагматизма;

Б) субъективного идеализма; Г) рационализма

9. Назовите 2 основных принципа, на которых должно, с точки зрения Ф. Дистерве га, базироваться воспитание.

10. Выберете верный вариант ответа и ответьте на вопрос. Кто из нижеперечисленных мыслителей противопоставляет такие отрасли знания как социальная педагогика и индивидуалистическая педагогика. Он отмечает: «Индивидуалистическая педагогика принуждена обратиться к социальной педагогике и только при посредстве последней может быть научно и практически обоснована»

А) П. Наторп В) К. Гельвеций

Б) К. Д. Ушинский Г) Ф. Дистервег

11. Автор педагогического труда «Человек как предмет воспитания».

12. Объясните в 4-5 предложениях высказывание П. Наторпа, исходя из его социально-педагогических воззрений: «Именно самосознание и, значит, самосознательное хотение развивается исключительно в общности и вместе с общностью, которая, прежде всего, есть общность воль»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

вариант 2

1. Ответьте на вопрос. Какой фактор, с точки зрения К. Гельвеция, является ведущим и единственным в процессе формирования человека?

2. Перечислите факторы развития личности, согласно Л. С. Выготскому, какие из них являются наиболее значимыми? Почему?

3. Выберете верный вариант ответа и ответьте на вопрос. Кому из нижеперечисленных мыслителей принадлежит цитата «Человек рождается с желанием достичь счастья. Это желание, являющееся первопричиной всех его действий в продолжение всей его жизни, на обычном языке называется личным интересом»

А) Р. Оуэн В) К. Гельвеций

Б) К. Д. Ушинский Г) Ф. Дистервег

4. Ответьте на вопрос. Какое воздействие на развитие дошкольника имеет среда с точки зрения П. П. Блонского? Перечислите основные стороны личности ребенка, на которые направлено воздействие среды.

5. Перечислите факторы воспитания, которые выделяет в качестве ведущих Р. Оуэн.

6. Выберете верный вариант ответа и ответьте на вопрос. Кому из нижеперечисленных авторов принадлежит идея создания «педагогики действия», исходя из биологической точки зрения на природу любого действия.

А) Дж. Дьюи В) В. Лай

Б) Г. Кершенштейнер Г) П. Наторп

7. Ответьте на вопрос. Кто из мыслителей является автором статьи «О культуросообразности и природосообразности в воспитании»?

8. Выберете верный вариант ответа. Новая трудовая школа, согласно Г. Кершенштейнеру, должна быть направлена:

ü на знакомство с различными видами трудовой деятельности;

ü на знакомство детей с различными ремеслами;

ü на удовлетворение не только природных и интеллектуальных стремлений, но и социальных инстинктов;

ü на развитие навыков работы в команде.

9. Выберете верный вариант ответа и ответьте на вопрос Кому из нижеперечисленных педагогов принадлежит принцип народности как один из ведущих принципов воспитания?

А) Р. Оуэн В) К. Гельвеций

Б) К. Д. Ушинский Г) Ф. Дистервег

10. Вставьте пропущенное слово в название статьи и назовите ее автора.

« в его психическом и воспитательном значении».

11. Выберете верный вариант ответа и ответьте на вопрос Кому из нижеперечисленных мыслителей принадлежит цитата «Человек становится человеком только благодаря человеческой общности»

А) П. Наторп В) Р. Оуэн

Б) Г. Кершенштейнер Г) Ф. Дистервег

12. Объясните в 4-5 предложениях высказывание Дж. Дьюи, исходя из его воззрений: «Участие детей в работе [домоводстве и ремеслах] имело огромное значение для дисциплинирования трудового начала в ребенке и формирования его характера: человек воспитывался в привычках порядка и труда, в сознании своей ответственности, в сознании необходимости что-нибудь делать в мире».

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

вариант 3

1. Назовите имя педагога. Французский философ, просветитель, в своих взглядах семейному воспитанию предпочитал общественное. Важную роль отводил как физическому, так и моральному воспитанию подрастающего поколения. Назовите его имя.

2. Вставьте пропущенные слова в название педагогического труда и назовите автора. «О природосообразности и ».

3. Назовите имя педагога. Российский педагог, в одном из своих произведений делает попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания.

4. Ответьте на вопрос. Кому из мыслителей принадлежит цитата «Человек становится человеком только благодаря человеческой общности»?

5. Ответьте на вопрос. Кому из авторов принадлежит идея создания «педагогики действия», исходя из биологической точки зрения на природу любого действия?

6. Назовите имя американского педагога, философа, который является основоположником прагматической педагогики.

7. Назовите имя педагога. Российский педагог, в начале XX века одним из первых обращается к социальной педагогике детского сообщества. Создает Опытную станцию по народному образованию Наркомпроса.

8. Перечислите основные направления деятельности педолога-практика с точки зрения П. П. Блонского.

9. Ответьте на вопрос. В чем, с точки зрения JI. С. Выготского, заключалась роль среды в развитии человека?

10. Объясните в 4-5 предложениях высказывание Р. Оуэна, исходя из его социально-педагогических воззрений: «Человек - сложное существо, характер которого образуется из его конституции, или организации, полученной им при рождении, и из влияния на него внешних обстоятельств, - причем как эта организация, так и внешние обстоятельства, действуя друг на друга, непрерывно претерпевают друг от друга обратные на себя воздействия».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1.

Задание 1. Проанализируйте взгляды античных философов относительно природы воспитания. Заполните сравнительную таблицу 1 в рабочей тетради.

Задание 2. Ознакомьтесь с социально-педагогическими концепциями социального воспитания Д. Дидро, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеция, И. Канта. Заполните таблицу 2 в рабочей тетради.

Задание 3. Ознакомьтесь с трудами представителей реформаторской педагогики М. Монтессори «Дети - другие», Дж. Дьюи «Школа будущего - школа работы», В.А. Лая «Педагогика действия», Р. Штейнера «Вальдорфская школа». Ответьте на вопросы в рабочей тетради.

Тема 2.

Задание 4. Раскройте периодизацию возникновения и развития социальной педагогики в России. Заполните таблицу 3 в рабочей тетради.

Задание 5. С помощью текста учебного пособия познакомьтесь с процессом становления социальной педагогики как пауки, учебной дисциплины, практической деятельности. Выполните задания в рабочей тетради.

Тема 3.

Задание 6. 11еречислите в рабочей тетради древнейшие виды помощи и взаимопомощи у славянских племен как отражение общинных принципов жизнедеятельности.

Задание 7. 11еречисли те и охарактеризуйте в рабочей тетради основные формы помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах.

Задание 8. Опишите в рабочей тетради формы заботы о детях-сиротах и вдовах у славян.

Тема 4.

Задание 9. Перечислите в рабочей тетради основные тенденции княжеского попечительства. «Поучение Владимира Мономаха».

Задание 10. Проанализируйте в рабочей тетради идеи церковно­монастырской системы благотворительности.

Тема 5.

Задание 11. Раскройте понятие семейного воспитания в России как подготовку к общественной жизни. Охарактеризуйте в рабочей тетради основные направления социального воспитания, описанные в памятнике русской литературы «Домострой».

Задание 12. Познакомьтесь с основными направлениями реформ Петра 1 в социальной сфере. Рассмотрите систему общественного призрения при Екатерине II. Заполните сравнительную таблицу в рабочей тетради.

Тема 6.

Задание 13. Проанализируйте в рабочей тетради типы государственного призрения в России: земско-государственный, «приказной», собственно государственный.

Задание 14. Перечислите в рабочей тетради основные направления, формы и методы социальной помощи детям и юношеству.

Задание 15. Перечислите в рабочей тетради основные итоги развития системы социальной помощи в России к началу XX века.

Тема 7.

Задание 16. Перечислите в рабочей тетради не менее 5 особенностей становления общественного и частного призрения в Российском государстве в XIX и начале XX века.

Тема 8.

Задание 17. В рабочей тетради дайте определение понятию педагогики ненасилия.

Задание 18. Перечислите в 5-6 предложениях в рабочей тетради взгляды Рериха 11. К. о ненасилии.

Задание 19. В рабочей тетради проанализируйте и дайте оценку эксперименту свободного воспитания К. II. Ветцеля.

Тема 9.

Задание 20. 11еречислите и проанализируйте особенности формирования основ системы социального обеспечения населения после 1917 г. в СССР. -

Задание 21. Познакомьтесь с особенностями организации детских объединений, скаутского движения, детских летних колоний. В рабочей тетради заполните таблицу 5.

Задание 22. Проанализируйте статьи С. Т. Шацкого «Задачи общества», «Что такое клуб?». Ответьте на вопросы в рабочей тетради.

Тема 10.

Задание 23. Охарактеризуйте в рабочей тетради деятельность детских домов, коммун, колоний. Раскройте понятия: усыновление, опекунство.

Задание 24. Проанализируйте послевоенную социальную политику защиты детей. Перечислите в рабочей тетради особенности деятельности школ-интернатов.

Тема 11.

Задание 25. Проанализируйте понятие сотрудничества в социальной педагогике в трудах Щетинина М. П., Гончаровой Г. П., Ильина Е. П., Шаталова В. Ф., Дубинина В. Н. Заполните таблицу 6 в рабочей тетради.

Тема 12.

Задание 26. Проанализируйте развитие социальной педагогики как науки, учебной дисциплины, области практической деятельности с 1991 года.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Идеи социальной обусловленности воспитания в античный период (Демокрит, Платон, Сократ, М. Ф. Квинтилиан, Аристотель, Плутарх, И. Златоуст, Конфуций).

2. Идеи социальной педагогики в эпоху Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Я. А. Коменский, В. да-Фельтре).

3. Развитие представлений о предмете социальной педагогики от разрозненных идей до целостных концепций (Д. Дидро, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеций, И. Кант, Г. Спенсер).

4. Введение термина «социальная педагогика» в научный обиход (А. Дистерверг).

5. Социально-педагогические эксперименты педагогов гуманистов И. Г. Песталоцци, Р. Оуэна.

6. Возникновение социальной педагогики как науки (П. Наторп).

7. Социально-педагогические концепции XIX I XX века (М. Монтессори, Дж. Дьюи, О. Торндайк, Г. Кершенштейнер, Г. Ноль, Г. Шмидт, Э. Мейман, Я. Корчак, В. А. Лай, Р. Штейнер)

8. Периодизация возникновения и развития социальной педагогики в России.

9. Становление социальной педагогики в России как науки, учебной дисциплины, области практической деятельности.

10. Древнейшие виды помощи и взаимопомощи у славянских племен как отражение общинных принципов жизнедеятельности.

11. Основные формы помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах.

12. Забота о детях-сиротах и вдовах у славян. Скудельницы.

13. Основные тенденции княжеского попечительства. «Поучение Владимира Мономаха».

14. Церковно-монастырская система благотворительности.

15. Идеи милосердия в первых древнерусских сборниках. «Русская правда» о защите семьи и опекунстве.

16. Семейное воспитание в России как подготовка к общественной жизни. Памятник русской литературы «Домострой».

17. Роль церкви в развитии общественного призрения.

18. Реформы Петра I в социальной сфере.

19. Система общественного призрения при Екатерине II.

20. Тенденции развития системы государственного призрения. Типы государственного призрения в России: земско-государственный, «приказной», собственно государственный.

21. Основные направления, формы и методы социальной помощи детям и юношеству в России в XIX и начале XX века.

22. Ведомство императрицы Марии.

23. Становление общественного и частного призрения в Российском государстве.

24. Понятие педагогики ненасилия.

25. Теория свободного воспитания в начале XX века.

26. Русские педагоги Стоюнин В. Я., Одоевский В. Ф. о свободном воспитании в приютах.

27. Рерих Н. К. о ненасилии.

28. Толстой JI. Н. о свободном воспитании.

29. Эксперимент свободного воспитания Вентцеля К.Н.

30. Формирование основ системы социального обеспечения населения в России после октябрьской революции (1917 г.).

31. Социальное воспитание в трудах последователей коммунизма в годы советской власти.

32. Педагогика среды, воспитание личности в коллективе.

33. Детские объединения. Скаутское движение. Детские летние колонии.

34. Детская колония С. Т. Шацкого «Бодрая жизнь». Общество «Детский труд и отдых».

35. Статьи С. Т. Шацкого «Задачи общества», «Что такое клуб?»

36. «Республика ШКИД» В. Н. Сорокина-Россинского.

37. Опыт А. С. Макаренко по организации детских трудовых колоний, его статьи «О моем опыте», «Конституция страны ФЭД».

38. Политика советского правительства защиты детей-сирот после 1917 года.

39. Детские дома, коммуны, колонии; усыновление, опекунство.

40. Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны.

41. Послевоенная социальная политика защиты детей. Школы- интернаты.

42. Система социального обеспечения в 1950-1991 годы.

43. Коммунарская методика воспитания.

44. Понятие сотрудничества в социальной педагогике Щетинина М. П., Гончаровой Т. И., Ильина Е. Н., Шаталова В. Ф., Дубинина В. Н.

45. Опыт Волкова И. П. «Учить творчеству».

46. Введение профессии «социальный педагог» в России. Открытие в 1991 году в России Института социальной педагогики.

47. Развитие социальной педагогики как науки, учебной дисциплины, области практической деятельности с 1991 года.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Влияние педологии на развитие социальной педагогики.

2. «Педагогика среды» начало XX века.

3. Забота о детях-сиротах у древних славян.

4. О социальном воспитании в памятниках Киевской Руси.

5. Деятельность «Ведомства императрицы Марии» в XIX в.

6. Приюты в России в XIX в.

7. Воспитание ребенка в дворянской и крестьянской семьях (по литературным и историческим памятникам).

8. П. Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье.

9. Детские летние колонии, детские приюты в начале XX века.

10. Детские объединения, организации, движения в начале XX века.

11. Государственная политика защиты детей в первые годы советской власти (детдома, коммуны, колонии и т.д.).

12. Забота о детях - сиротах в годы Великой Отечественной войны.

13. Социальное воспитание в коллективе в начале XX века (на опыте С. Макаренко, В. И. Сороки-Росинского и др.).

14. Социальное воспитание в коллективе в начале XX века (на опыте И. Сороки-Росинского).

15. Педагогика сотрудничества в практике педагогов - новаторов.

16. Православие и социальное воспитание в истории России.

17. Воспитание и обучение «исключительных» детей (теория и опыт В. П. Кащенко).

18. Педагогика ненасилия. Эксперимент свободного воспитания К. Н. Вентцеля.

19. История детского бродяжничества в России.

20. Одаренность: теория и история.

21. Вклад династии Романовых в развитие благотворительности в России.

22. Комсомольская организация как институт социализации подрастающего поколения.

23. Пионерская организация: вчера, сегодня, завтра.

24. Концептуальное основание, направления и содержание деятельности современных детско-юношеских организаций и объединений.

25. Опыт А. С. Макаренко по организации детских трудовых колоний, его статьи «О моем опыте», «Конституция страны ФЭД».

26. «Республика ШКИД» В. Н. Сороки-Росинского.

27. Опыт И. П. Волкова «Учим творчеству».

28. Н. К. Рерих о ненасилии.

29. Л. Н. Толстой о свободном воспитании.

30. Русские педагоги Стоюнин В. Я., Одоевский В. Ф. о воспитании в приютах.

31. Система общественного призрения при Екатерине II.

32. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов.

33. К. Д. Ушинский о религиозном воспитании.

34. Обучение и воспитание в дворянских семьях.

35. Педагогическое наследие М. М. Монасеиной.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по дисциплине «История социальной педагогики»

для студентов заочного отделения

Наши рекомендации