Связная речь: значение, виды. Методика обучения описательным рассказам в разных возрастных группах.
Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Для СР характерны: содержательность;—точность;—логичность;—ясность (понятность для окружающих); — правильность, чистота, богатство (разнообразие). Разновидности СР — диалог и монолог. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. Монологическая речь — более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или умения создавать текст. Фрагменты текста определенного типового значения называют типами речи. К ним относятся описание, повествование и рассуждение. Тип речи зависит от характера объекта речи, от материала, о котором надо что-то сказать. Если материалом речи являются последовательные действия, то речь будет повествовательной, если объект речи — предмет, признаки которого нужно словесно обозначить, то речь будет иметь описательный характер. Если же объектом речи являются какие-то суждения, при сопоставлении которых можно прийти к определенным выводам, то это речь типа рассуждения.
Методика обучения описательным рассказам. Описание — это тип речи, который является моделью монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков объекта. Обучение дошкольников описательным рассказам — это первая ступень в формировании навыков связной монологической речи. Обучение описанию оказывает разностороннее влияние на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, воображения. В процессе составления описательных рассказов дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, осмысливают их соотношение с другими предметами. У них развивается наблюдательность, умение анализировать и сравнивать.
В ДОУ учат следующим видам описательных рассказов: —описанию игрушек и натуральных предметов; Дети описывают то, что воспринимают в настоящий момент. Для рассматривания предметов и составления рассказов о них следует отбирать игрушки с ярко выраженной индивидуальностью. В старших группах можно использовать комплекты предметов, в которые они объединяются по назначению, категории и т.д. Методы. сенсорного обследования, рассказ-образец, составлять рассказы по плану воспитателя. приемы.Мотивация, Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов. Игры-соревнования Сюрпризные моменты Коллективное составление рассказа: Использование схем, моделей. Чтение художественных произведений. Поощрение за рассказ Оценка детских рассказов. Повысить интерес к занятиям помогает изменение формы их поведения. Обучение описанию может осуществляться через дидактические игры, игры-путешествия, организацию различных выставок, на которых дети выступают в роли экскурсоводов, и т.д. На первоначальных этапах обучения (средняя группа) лучше использовать прием описания картины по частям, связывая их с общим замыслом картины. Составление рассказов по пейзажной картине и натюрморту. рассказывания используется в старшем дошкольном возрасте. К восприятию пейзажных картин воспитатель подводит детей постепенно, опираясь на их эмоциональные переживания, связанные с наблюдением природы.
Теория и технологии развития речи детей. Литературное образование дошкольников.
39. Значение художественной литературы в развитии и воспитании детей. Методика чтения и рассказывания художественных произведений в разных возрастных группах.
Худ.литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
. В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги. Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями. В этом возрасте надо учить детей четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.
В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. В образовательной деятельности внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, метафоры). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.
В старшем дошкольном возрастевозникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением.
Основными методами ознакомления с художественной литературойявляются следующие:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. 2. Рассказывание воспитателя. 3. Инсценирование. 4. Заучивание наизусть.
Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду:чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворенийв образовательной деятельностии использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне образовательной деятельности в разных видах деятельности..
Методика проведения образовательной деятельности по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей.
В структуре типичной образовательной деятельности можно выделить три части.
1. Знакомство с произведением; основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова;
Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.
В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.
2. Беседа о прочитанном; цель - уточнение содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности;
В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок: почему неправильно поступили ребята, забросав шапками утят? Чем тебе понравился дядя Степа? Хотел бы ты иметь такого друга и почему? Излишне простые, однообразные вопросы не вызывают работы мысли и чувства.
3. Повторное чтение с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого. При повторном чтении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. В конце образовательной деятельности можно повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приёмы формирования полноценного восприятия произведения детьми:
1. Выразительное чтение воспитателя.
2. Беседа о прочитанном.
3. Повторное чтение произведения или отдельных его частей.
4. Рассматривание иллюстраций, игрушек, муляжей .
5. Объяснение незнакомых слов.
Теория и технологии развития речи детей. Литературное образование дошкольников.