Педагогика как наука, объект и предмет ее исследования. Основные педагогические категории.
Педагогика как наука, объект и предмет ее исследования. Основные педагогические категории.
Возникновение термина «педагогика». Греческое слово пейдагогос (пейда – ребенок, гогос – вести). Педагогика– это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Предметомпедагогики как науки является педагогический процесс, т.е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы.Объектамипедагогики могут быть ученики, воспитанники, учебные коллективы, учителя, воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся к области воспитания и образования явления, которые обусловливают развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Общие, фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность, типичные формы, называются категориями. Базовыми категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогические взаимодействия, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс .Развитие– процесс последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию, сущность и становление его личности. Воспитание– целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения младшему. Воспитание должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели). В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое и т.д.Образование– процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение системы знаний, умений, навыков. Обучение–целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося. Педагогическая деятельность– вид профессиональной деятельности, реализующей цели воспитания и образования.
Общие основы педагогики:
Проявление одарённости
Наиболее частое проявление одарённости - это ранняя речь и большой словарный запас, употребление сложных слов, а также раннее освоение счёта или чтения. Например, мальчик 9 лет уже оканчивает 5 класс и при этом дома целые дни пишет книгу о птицах: делает выписки из больших статей с описанием птиц, готовит к своему тексту иллюстрации.
Одарённость характеризуется следующими параметрами: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях деятельности (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному искусству, спортивные способности и т. д.). По мнению профессора университета Кливленда КэролаТэкэкса, одарённость определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психосоциальным развитием и физическими данными.
Методология и методика психолого-педагогических исследований:
9. Классификация методов психолого-педагогических исследований
Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым Все методы он разделил на четыре группы: организационные; эмпирические; по способу обработки данных; интерпретационные.
К организационным методам ученый отнес: сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.; лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени; комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.эмпирическим: обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.); психодиагностический метод; анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы);моделирование; биографический метод. По способу обработки данных; методы математико-статистического анализа данных и методы качественного описания К интерпретационным; генетический (фило- и онтогенетический) метод; структурный метод (классификация, типологизация и др.).
Целесообразно, по аналогии с другими науками, выделить в педагогической психологии три класса методов:
Эмпирические, при которых осуществляется внешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.
Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее - предметом исследования).
Интерпретационно-описательные, при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).
Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов; отражающие результаты деятельности и т.п.
Среди основных теоретических методов психолого-педагогического исследования В.В. Дружинин выделил:
дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат - теория, закон и др.;
индуктивный - обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат - индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;
моделирование - конкретизация метода аналогий, "трансдукция", умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат - модель объекта, процесса, состояния.
Интерпретационно - описательные методы - это "место встречи" результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы; с другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам. Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и в конечном счете оправдание или опровержение гипотезы.
Методология и методика психолого-педагогических исследований:
Механизмы социализации
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы
К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.
Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:
Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др
Дошкольный возраст: деятельность и ее роль в развитии ребенка. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст: умственное развитие (восприятие, внимание, память, воображение, развитие мышления и речи).
Основная потребность дошкольника — жить общей жизнью со взрослыми. Такую связь осуществляет игровая деятельность ребенка.В структуре игры можно выделить несколько элементов.
1. Тема — та область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре.2. Сюжет, сценарий игры - определенная последовательность событий, разыгрываемых в игре. 3. Роль - обязательный набор действий и правил их выполнения, моделирование реальных отношений, существующих между людьми.4. Содержание игры — то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. 5. Игровой материал — игрушки и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. 6. Игровое пространство - границы, в пределах которых территориально разворачивается игра. 7.Ролевые и реальные отношения.
этапы развития игры.1.Предметная игра. В младшем дошкольном возрасте игры носят процессуальный характер..2.Ролевая игра. Всреднем дошкольном возрасте в играх главное место занимает выполнение роли, и интерес игры состоит именно в выполнении моделирующих отношения взрослых действий. 3.Игра с правилами. На этом этапе детей интересует не просто роль как таковая, но и то, насколько реалистично она выполняется.Другой важной деятельностью дошкольного возраста является изобразительная деятельность ребенка. К 3 годам ребенок имеет уже некоторый графический опыт и некоторый запас графических образов, позволяющих ему изображать предметы. В это время дети рисуют довольно шаблонно, следуя принятому однажды образцу. Старший дошкольный возраст (особенно 5 лет и старше) — возраст расцвета рисования, когда ребенок может выполнять до 25 рисунков в день. С возрастом все более заметными становятся индивидуальные различия в рисовании детей.
В дошкольном возрасте выделяется конструирование, которое появляется как умение ребенка по образцу (или по собственному несложному плану) создавать элементарные построения из кубиков, мозаики, деталей конструкторов и т.д. Развитие конструирующей деятельности в это время проходит три последовательных этапа: 1) конструирование по образцу 2) конструирование по условиям 3) конструирование по замыслу.
Социальная ситуация развития дошкольника зависит от стиля общения в семье, специфики общения с воспитателем и сверстниками. Основным новообразованием является иерархия (соподчинение) мотивов.
В дошкольном возрасте ребенок переживает сильнейшее потрясение – обнаруживает, что он не является центром мироздания и семьи. Причинами этого открытия являются: 1) посещение детского сада; 2) появление второго ребенка; 3) отделение ребенка от взрослого, отношение к нему как «ко взрослому». Потрясение проявляется в ревности, капризах и требовании дополнительного внимания, которые в норме сглаживаются к 5-ти годам.
На протяжении всего дошкольного детства ребенок интенсивно общается со взрослыми и сверстниками. Потребность в общении не сводится к каким-либо другим нуждам и состоит в стремлении к познанию ребенком самого себя и других людей, к оценке и самооценке и т.д Стиль общения оказывает значительное влияние на формирование личностных качеств ребенка.
Авторитарный стиль отличается жестокостью, подавлением инициативы, требованием неукоснительного подчинения, опорой на окрики и наказания.
Либерально-попустительский стильотличается вседозволенностью, потаканием капризам ребенка, отсутствием четких требований, правил и ограничений.
Гиперопекающий стильявляется вариантом либерально-попустительского и иногда называется «стилем бабушек и дедушек».Дружеский стильхарактеризуется совместными играми, разговорами на интересующие темы, частым совместным времяпровождением, четкой системой требований и обязанностейОтчужденный стильхарактеризуется глубоким безразличием к личности ребенка, когда его «не видят», избегают, поддерживают психологическую дистанцию. В общении с воспитателем дети постигают и осваивают свойства других людей и собственные качества, не лежащие прямо на поверхности, а умозаключаемые на основе происходящего. В старшем дошкольном возрасте восприятие развивается вместе с наглядно-образным мышлением и воображением по трем основным направлениям. Развивается ориентировка в пространстве и времени. Внимание и память носят непроизвольный, а воображение – репродуктивный характер. Особенно видны индивидуальные различия в развитии речи, обусловленные условиями обучения и воспитания ребенка.
В дошкольном возрасте под влиянием оценок взрослых у детей обнаруживаются и зачатки чувства долга. Первичное чувство удовлетворения от похвалы взрослого обогащается новым содержанием. Вместе с этим начинают формироваться первые моральные потребности. В дошкольном возрасте формируется и чувство ответственности за совершаемые поступки, поэтому в этом возрасте впервые появляются «ябеды». В рамках потребности в признании, формировании эмпатии,
К старшему дошкольному возрасту появляются более сложные чувства — чувство прекрасного, чувство красоты, ритма, гармонии, интеллектуальные чувства, которые ребенок пытается выразить словами и объяснить. Формируется внутренний мир, в котором он анализирует возникшие чувства, переживания, отношения, давая им оценку. Непринятие ребенка, грубость, невнимание и т.д. формируют у него чувство неуверенности в себе, страха, недоверия, невротические реакции и недоверчивое поведение.
Возрастная психология:
Социальная ситуация развития и деятельность в младшем школьном возрасте. Умственное развитие в младшем школьном возрасте (внимание, память, мышление, воображение, речь). Проблема готовности ребенка к школе. Кризис 6-7 лет.
Социальная ситуация развития характеризуется отношениями в сферах: «ребенок—дети», «ребенок—учитель» и «ребенок—родители». Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная, которая имеет специфическую структуру (учебные задачи, учебные действия, действия контроля и действия оценки). Учебная деятельность младшего школьника незрела. Вторая по значению роль принадлежит труду в характерных для этого возраста формах. Продолжаются также сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры-драматизации, игры-фантазии, компьютерные и дидактические игры.
Развитие восприятия, внимания и памяти характеризуется нарастанием произвольности. Мышление отнаглядно-действенного и наглядно-образного переходит к формально-логическому. Воображение начинает приобретать продуктивный характер, опираясь как на конкретные предметы, так и на слово. В развитии речи на первое место выступает коммуникативная функция, формируется письменная речь.
Выделяют физическую (физиологическую) и психологическую готовность к школе, которая, в свою очередь, включает в себя интеллектуальную, эмоциональную и социальную. В работах Л.И. Божович основным критерием готовности к школе выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», которая представляет собой сплав двух потребностей (мотивов) учения: широких социальных мотивов и мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью. Кризис 6-7 лет переживается в зависимости от уровня готовности ребенка к школе.
Психологическая готовность к школе не тождественна физической (физиологической). Физическая готовность включает процессы, связанные с созреванием детского организма. Это — увеличение веса и длины тела ; изменение пропорций тела; формирование моторно-двигательной сферы и физической выносливости; увеличение работоспособности и т.д. Психологическая готовность включает в себя процессы, зависимые от системы требований, которые школа предъявляет к ребенку. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Традиционно выделяют три аспекта психологической готовности к школе:
1. Интеллектуальная зрелость, которая подразумевает дифференцированное восприятие
2. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
3. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Дошкольная педагогика
19. Предмет и задачи дошкольной педагогики как науки. Организация дошкольного образования в свете ФГОС
Дошкольная педагогика - наука, которая изучает возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу. Объект изучения – ребенок дошкольного возраста, который обладает большим своеобразием психического и физиологического развития. Предмет – изучение закономерностей в воспитании и развитии детей от рождения до школы. Задачи1. Разработка содержания, методов, форм организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду с учетом достижений в области смежных наук.
2. Изучение, обобщение, описание передового педагогического опыта.
3. Разработка методов, форм, содержания сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей.
4. Определение путей, форм взаимодействия, преемственности детского сада и школы.
Но у дошкольной педагогики особый предмет, особое содержание, что объясняется своеобразием экологического и психического развития ребенка дошкольного возраста. Значение и особенности периода дошкольного детства.Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Особенность этого периода - он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и освоения разных видов деятельности. Отличительной возрастной особенностью дошкольников является также быстрое развитие и большая пластичность нервной системы, что создает благоприятные условия для воспитания и обучения. Основные понятия дошкольной педагогики.ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.РАЗВИТИЕ - процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.ОБУЧЕНИЕ - двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений, развития познавательной активности детей.ФОРМИРОВАНИЕ - процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: воспитания, обучения, социальной среды в целом. дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.ФГОС утвержден приказом «Мин.обр. и науки РФ» от 17.10.2013г. №1555. ФГОС разработан на основе: конституции РФ, конвенции о правах ребенка, семейный кодекс. В основу ФГОС дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА -педагогическая наука, раскрывающая возрастные аспекты воспитания детей от рождения до поступления в школу
Но у дошкольной педагогики особый предмет, особое содержание, что объясняется своеобразием экологического и психического развития ребенка дошкольного возраста
Актуальными проблемами дошкольной педагогики являются:
создание национального детского сада с использованием народной педагогики в процессе воспитания;
формирование основ национального самосознания детей дошкольного возраста;
экологическое воспитание дошкольников разработка новых форм, методов, совершенствование содержания; разработка к внедрение авторских программ; воспитание к обучение одаренных детей;развитие творческой активности дошкольников; научно-методическое обеспечение деятельности ДУ разных типов; пути и формы оказания психолого-педагогической помощи современной семье, включения родителей в работу дошкольных учреждений; преемственность в работе детского сада и школы и т.д.
Связь дошкольной педагогики с другими науками
Психологические науки (общая психология, детская психология, возрастная, педагогическая, социальная психологии)
Общественные науки (философия, эстетика, этика, социология)
Естественные науки (анатомия, физиология, педиатрия, гигиена)
Кроме того, дошкольная педагогика связана и с рядом других наук (экономика, математика, кибернетика, языкознание, литература)
Основные понятия дошкольной педагогики.
ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.
РАЗВИТИЕ - процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.
ОБУЧЕНИЕ - двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений, развития познавательной активности детей.
ФОРМИРОВАНИЕ - процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: воспитания, обучения, социальной среды в целом. дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.
Дошкольная педагогика
20.Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Виды и методы воспитания дошкольников.
В центре воспитательного процесса находится ребенок – воспитуемый. По отношению к нему как к объекту воспитания педагоги и воспитатели выступают субъектами воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных методов и технологий воспитания. Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания.
В последнее десятилетие в педагогической теории существует понятие технологий обучения и воспитания. Применение педагогических технологий в образовании – это четкое определение участниками педагогического процесса целей и задач взаимодействия с воспитанниками и обучающимися и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации. Таким образом, технология реализации педагогического процесса – это совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации различных видов деятельности детей, стимулирование их активности, регулирования и корригирования хода педагогического процесса и его текущего контроля. С помощью методов воспитания и развития детей корректируется их поведение, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Методы воспитания направлены на целостное развитие и воспитание личности. Поэтому естественно, что в воспитательном процессе с помощью методов воспитания педагог, воздействуя наличность, предусматривает развитие и воспитание не отдельных качеств, умений и навыков, а целостное формирование личности.
Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.
Методы воспитания используются в единстве, во взаимосвязи. Невозможно, например, использовать метод поощрения, не применяя метод убеждения (разъяснения, беседы, примера).
При этом педагоги отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания только в том случае могут быть «инструментом прикосновения» (А.С. Макаренко), если воспитатель правильно находит оптимальный вариант их сочетания, если он учитывает уровень развития и воспитанности детей, их возрастные особенности, интересы, стремления.. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход к процессу воспитания. Все методы воспитания адресованы к личности воспитанника. Процесс воспитания и развития личности ребенка будет эффективным только при условии, когда воспитательные воздействия переходят во внутренние стимулы его поведения и деятельности. В педагогической науке кроме понятия «метод» используются и такие понятия, как «средство», «прием» воспитания. Обучение и воспитание – это самостоятельные процессы, каждый из которых в целостной структуре образовательного процесса имеет свою специфику. Целью процесса обученияявляется передача ЗУН-формирование интеллектуальной культуры личности; цель воспитательного процесса– освоение норм поведения, т. е. формирование поведенческой культуры личности.
Дошкольная педагогика
Дошкольная педагогика
22 Адаптация детей к дошкольной образовательной организации
Адаптация (приспособление личности к новой обстановке) включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Темпы адаптации у разных детей будут различны. Залог успешного посещения ребенком сада – контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать. Стоит за несколько дней до поступления в ДОУ познакомить с ним ребенка: показать игровую комнату, спальню, игрушки, продемонстрировать, как удобно мыть руки, сидеть за детским столиком, и т.д. Приспособление к д. саду может осложниться из-за таких мелочей, как отсутствие любимой игрушки, отсутствие «своего» места за столом и т.д. Родителям необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьями, заданиям, которые он выполняет, и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать в адаптации. Обычно период адаптации заканчивается к концу 1-го мес. Показателем хорошей адаптации будет следующее поведение ребенка: малыш говорит родителям: «Ну пока» и срывается в группу, потому что там его ждут приятели и интересные занятия, а вечером идет с охотой домой. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребёнка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей. Процесс, который требует приспособления к новым условиям внешней среды принято называть адаптацией. Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Выделяют три фазы адаптационного процесса.
Острая фаза — сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
Подострая фаза — характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3—5 месяцев.
Фаза компенсации — характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.
Дошкольная педагогика
23 Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности дошкольников.
Детское конструирование – это продуктивная деятельность дошкольников, в процессе которой, дети моделируют конструкции разнообразных объектов (дома, машины, мосты, елочные игрушки, поделки из бумаги и др.) .
Деятельность конструирования состоит из двух частей
Замысел- направляет действия ребенка. сначала начинает строить, а лишь потом называет то, что у него получилось, замысла в конструировании состоит из нескольких этапов
-подбора заместителей (деталей)
-моделирует структуру объекта
-моделировать отношения между структурными и функциональными особенностями данного объекта
-анализирует полученный результат
Цель конструирования
- Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг жилых домов, детского сада.
- Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок) ; учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина) .
- Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
- Развивать умение самостоятельно измерять постройку (по высоте, длине и ширине, соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий») .
- Предлагать сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала,
- Обучать приёмам конструирования из бумаги:
- Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала:
-Развивать исследовательскую деятельность ребёнка, оказывать помощь в оформлении её результатов и создавать условия для её презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности ребёнка.
Дошкольная педагогика
24. Сенсорное воспитание в ДОО: понятие, значение, задачи, содержание, методика.
Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — катег