Воспитательный процесс: теория и практика

Сущность и особенности воспитательного процесса. Понятие «воспитание». Специфика воспитания и его отличия от обучения. История развития воспитания. Типы воспитания. Направления воспитания. Понятие толерантности и толерантного подхода в работе врача. Роль врача в воспитании здорового образа жизни. Закономерности и принципы воспитания.

Функции воспитания (структура и логика). Воспитательный процесс как категория педагогики. Многообразие подходов к оценке и характеристике сущности воспитательного процесса. Цели и принципы гуманистического воспитания. Роль личности врача в гуманном отношении к пациенту и его семье.

Семейная педагогика: проблемы и решения. Семья как социальный институт. Типы семей. Воспитательный потенциал семьи. Содержание семейного воспитания. Неблагополучная семья.

Микроклимат семьи. Авторитет родителей в воспитании. Педагогическая культура родителей и воспитание. Организационные формы воспитания. Факторы, определяющие эффективность семейного воспитания.

Самовоспитание: проблемы и решения. Проблема смысла жизни для подростка. Роль взрослого в её постановке и поисках решения. Самопознание: стратегия и тактика. Как организовать самопознание Цели самосовершенствования, пути и средства. Организация самовоспитания. Позиция взрослого. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания.

5.2. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план дисциплины (в академических часах) и матрица компетенций

Наименование разделов дисциплины и тем Аудиторные занятия Всего часов на аудиторную работу зачет Самостоятельная работа студента Всего часов Формируемые компетенции Образовательные технологии Форма текущего и промежуточного контроля
лекции Практические занятия ОК-4 ОК-5 ОК-8 ПК - 16 Традицион ные интерактивные
Модуль Педагогика 1. Общие основы педагогики   + + + + С, Пр, ЛВ, МГ, ПК, Тв.Р Т, Пр.
Система образования России. Система образования в России: прошлое, настоящее и будущее. История развития образования России. Общая характеристика современной системы образования. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», основные понятия, требования. Предметная область педагогики. Педагогика в системе современного человековедения.Понятие предметной области науки. История развития педагогики,основные этапы. Традиционный подход к определению предмета педагогики. Ограниченность традиционного подхода к определению предмета педагогики, причины и следствия. Место педагогики в системе наук: педагогика и философия (философия образования); педагогика и психология (педагогическая психология, психология педагогической деятельности); педагогика школы и вузовская педагогика (акмеология), педагогика и медицина. Внутренняя структура предметной области педагогики как области и научного знания (педагогика как научная дисциплина). Педагогика как учебный предмет (учебная дисциплина). Педагогика как система научного знания. Основные категории педагогики: обучение, воспитание, образование. Возникновение и развитие разных концепций воспитания, их оформление в целостные теории (три "типа" педагогики). Краткая характеристика педагогики формирования (авторитарной, императивной педагогики), педагогики развития и педагогики сотрудничества: особенности парадигмы каждой из них, принципов организации процесса воспитания, оценка его результатов. Человек как предмет воспитания. Взаимодействия ребёнка и взрослого в воспитательном процессе. Возможности и границы воспитательного воздействия. Методология и методы педагогического исследования. Общая методология науки и методология педагогического исследования, методология педагогики. Причины усиления внимания в современных науках проблемам методологии. Основные методологические проблемы педагогики уточнение предметной области науки; интеграция и дифференциация научного педагогического знания; диалектика связей теоретической и практической педагогики; генезис и развитие основных категорий педагогики и др. Педагогический процесс как категория педагогики. Генезис понятия. Характеристика. Педагогический процесс как "всестороннее усовершенствование личности" (П. Ф. Каптерев), его характеристика. Свобода и автономность педагогического процесса.                          
2. Теория и практика обучения   + + + + С, ,Пр, ЛВ, МГ, Д Т, Пр,
Дидактика как наука. Предметная область дидактики. Понятие дидактики как науки и учебного предмета. Основные категории дидактики: обучение, учение, содержание образования, цели образования, учебная и обучающая деятельность, методы и средства обучения. Дидактическая система Я. А. Коменского, ее развитие. Дидактические процессы. Процесс обучения в статике и динамике. Сущность процесса обучения: направленность, принципы, логика; характеристика процесса обучения как сложного системного объекта («в статике»). Модели процесса обучения. Содержание образования и развитие индивидуальной деятельности. Содержание образования: социальный и педагогический аспекты. Становление и развитие классической парадигмы образования. Понятие федерального государственного образовательного стандарта. Конкретизация целей образования в стандартах высшего образования. График учебного процесса. Учебный план по специальности. Принципы построения, содержание. Компетентностный подход в определении целей и содержания образования. Основная профессиональная образовательная программа по специальности. Рабочая программа дисциплины. Особенности обучения в медицинском вузе. Построение индивидуальной образовательной траектории. Учет возрастных особенностей и особенностей процесса приобретения человеком индивидуального опыта в профессиональной деятельности врача. Центральная идея непрерывного образования. Методы и средства обучения. Варианты классификаций методов обучения, их особенности и недостатки. Методы монологического и диалогического обучения. Средства обучения, их место в структуре методов, в методических системах. Применение методов, средств обучения в практической деятельности врача. Проверка и оценка хода и результатов процесса обучения. Методы и средства. Причины введения федеральных государственных образовательных стандартов. Назначение и функции контроля качества процесса и результатов обучения: традиции и новации. Фонд оценочных средств по дисциплине. Критерии оценки промежуточного и итогового контроля. Цели обучения и их соотнесение с результатом. Оценка и отметка. Условия успеха. Врач. Профессионализм, творчество, мастерство. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача. Культура врача. Имидж врача. Обучение больных, медицинского персонала. Обучающие программы в работе с семьей пациента.                          
3. Воспитательный процесс: теория и практика   + + + + С, ,Пр, ЛВ, МГ, ПК, ТвР Т, Пр,
Сущность и особенности воспитательного процесса. Понятие «воспитание». Специфика воспитания и его отличия от обучения. История развития воспитания. Типы воспитания. Направления воспитания. Понятие толерантности и толерантного подхода в работе врача. Роль врача в воспитании здорового образа жизни. Закономерности и принципы воспитания. Функции воспитания (структура и логика). Воспитательный процесс как категория педагогики. Многообразие подходов к оценке и характеристике сущности воспитательного процесса. Цели и принципы гуманистического воспитания. Роль личности врача в гуманном отношении к пациенту и его семье. Семейная педагогика: проблемы и решения. Семья как социальный институт. Типы семей. Воспитательный потенциал семьи. Содержание семейного воспитания. Неблагополучная семья. Микроклимат семьи. Авторитет родителей в воспитании. Педагогическая культура родителей и воспитание. Организационные формы воспитания. Факторы, определяющие эффективность семейного воспитания. Самовоспитание: проблемы и решения. Проблема смысла жизни для подростка. Роль взрослого в её постановке и поисках решения. Самопознание: стратегия и тактика. Как организовать самопознание Цели самосовершенствования, пути и средства. Организация самовоспитания. Позиция взрослого. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания.                          
ИТОГО по модулю «Педагогика»                
Модуль Психология                          
1. Введение в модуль «Психология»: система базовых понятий психологии, как науки.       + + + + С, Пр ЛВ, МГ, ПК, ТвР Т, Пр
Введение в модуль «Психология»: обозначение этапов психологического образования в медицинском вузе, роль психологических дисциплин, формируемых ими компетенций в профессиональной деятельности врача по курсам. Цель и задачи модуля «Психология» на 1 курсе. Анализ базовых понятий психологии, как науки: психика, сознание, бессознательное, функции психики, уровни психического отражения, норма и патология (С.Л. Рубинштейн, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.Р. Лурия, З.Фрейд, Г.С. Никифоров, В.В. Елисеев и др.). Анализ психики в норме, как системы взаимосвязанных структурных компонентов, «блоков» – психических процессов, состояний (эмоционально-волевая сфера), свойств, психических новообразований, социальных факторов. Критерии психического здоровья ВОЗ. Понимание психики, как целостной структуры психических явлений, анализ и учет которых обеспечивает адекватность выдвигаемых психологических гипотез и индивидуальный подход к личности пациента/родственника пациента/коллеги/подчиненного/руководителя.                          
2. Анализ познавательных психических процессов в контексте эффективности профессиональной деятельности врача.   + + + + С, Пр ЛВ, МГ, ПК, ТвР Т, Пр
Детализация структурных компонентов психики – рассмотрение блока «познавательные психические процессы». Первичные познавательные психические процессы, высшие мозговые функции (Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.). Индивидуальные особенности ощущений, восприятий, памяти, внимания, мышления, речи, представлений и воображения (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, Р.С. Немов, А.Г. Маклаков, В.Г. Крысько и др.). Совершенствование познавательных психических процессов, как условие эффективной профессиональной деятельности врача. Анализ и учет индивидуальных особенностей познавательной сферы психики для обеспечения эффективного взаимодействия врача с пациентом/родственником пациента/коллегой/подчиненным/руководителем.                          
3. Анализ эмоционально-волевой сферы психики в контексте эффективности профессиональной деятельности врача.   + + + + С, Пр ЛВ, МГ, ПК, ТвР Т, Пр
Детализация структурных компонентов психики – рассмотрение блока «психические состояния (эмоционально – волевая сфера)». Понятия «эмоции», «чувства». Эмоциональная направленность (Б.И. Додонов). Взаимосвязь мотивации, волевых качеств и эмоций в профессиональной деятельности врача. Целеполагание, целеустремленность, результативность учебной, профессиональной деятельности. Уровень притязаний и самооценка, Я-концепция. Психические состояния и их следствия: фрустрация, эустресс, дистресс, СЭВ, аффект. Эмоциональная саморегуляция в нестандартных ситуациях и психическое здоровье. Модели, стратегии копинг-поведения при стрессе (Т.Л. Крюкова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский).                          
4. Анализ индивидуальных свойств личности в контексте эффективности профессиональной деятельности врача.   + + + + С, Пр ЛВ, МГ, ПК, ТвР Т, Пр
Детализация структурных компонентов психики – рассмотрение блока «индивидуальные свойства психики». Понятие «личность»: биологические, социальные, психологические детерминанты. Подходы к пониманию и объяснению развития, поведения и индивидуальных особенностей человека по А.Г. Асмолову с позиций биогенетического, социогенетического, персоногенетического подходов, классификация теорий личности. Теории личности (биологическая теория отклоняющегося поведения Ч.Ломброзо, психоаналитическая теория З.Фрейд, теория самоактуализации А.Г. Маслоу, теория научения Э.Торндайк, Б. Скинер, ролевая теория Э.Берн, гуманистическая теория К. Роджерс). Анализ и учет индивидуальных особенностей типов темперамента, характера, общих и специальных способностей (задатков) во взаимосвязи для обеспечения эффективного взаимодействия врача с пациентом/родственником пациента/коллегой/подчиненным/руководителем. Профессионально-важные качества личности врача, компетентностный подход. Психологическая готовность к профессиональной медицинской деятельности.                          
5. Общение, как взаимодействие: психологическая готовность врача к работе в коллективе.   + + + + С, Пр ЛВ, МГ, ПК, ТвР Т, Пр
Детализация структурных компонентов психики – рассмотрение блока «социальные факторы». Понятия «социальная среда», «группа», «референтная группа», «коллектив». Коммуникативный, перцептивный, интерактивный компоненты общения (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.Л. Леви, А. Пиз, В.Н. Мясищев и др.). Общение, как взаимодействие. Психологическая готовность врача к работе (взаимодействию) в коллективе, толерантному восприятию социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий. Толерантность, как ПВК личности врача. Модели, стратегии, техники и способы эффективного общения.                          
6. Возрастной и гендерный фактор в контексте эффективности профессиональной деятельности врача.     + + + + С, Пр ЛВ, МГ, ПК, ТвР Т, Пр
Детализация структурных компонентов психики – рассмотрение блока «психические новообразования». Структурная модель формирования и развития психики в онтогенезе: возраст –социальная ситуация развития –новообразование – возрастной кризис. Этапы формирование личности в зависимости от возраста (Н. И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.Х. Вессель и П.Д. Юркевич, Л.С. Выготский, Э.Эриксон, Ж.Пиаже). Факторы, влияющие на формирование психики в онтогенезе. Понятия «развивающая среда», «зона ближайшего развития», «психокоррекция», «психотерапия». Анализ и учет возрастного и гендерного фактора для обеспечения эффективного взаимодействия врача с пациентом/родственником пациента/коллегой/подчиненным/руководителем.                          
7. Психодиагностика структурных компонентов психики: организация медико-психодиагностических исследований.     + + + + С, Пр ЛВ, МГ, ПК, ТвР Т, Пр
Психодиагностика структурных компонентов психики – психических процессов, состояний (эмоционально-волевая сфера), свойств, психических новообразований, социальных факторов (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов). Осуществление целенаправленного и развернутого изучения личности во всем многообразии ее индивидуальных психических проявлений в различных жизненных ситуациях и условиях функционирования. Психодиагностика в медицине. Организация медико-психодиагностических исследований: оптимизация процессов обучения и воспитания детей, профотбор и профориентация, психологическое консультирование, психогигиена и психопрофилактика, диагностика, лечение и социально-трудовое восстановление больных и инвалидов, различные виды экспертизы (А.А. Александров).                          
8. Применение психологических знаний в профессиональных видах деятельности врача. Психологические факторы формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) в контексте эффективности профессиональной деятельности врача.     + + + + С, Пр ЛВ, МГ, ПК, ТвР, АР Т, Пр
Психология здорового образа жизни. Физическое и психическое здоровье. Факторы, влияющие на состояние здоровья (Н.М. Амосов). Связь установок, касающихся здоровья, со здоровым поведением. Способы формирования навыков ЗОЖ. Психологические факторы в профилактике, постановке диагноза, лечении, психотерапии и социальной реабилитации больных.                          
                           
ИТОГО по модулю «Педагогика»                
                           
ИТОГО по модулю «Психология»                
Зачет                       Т, Пр
ИТОГО              

Список сокращений:





Традиционные технологии: решение ситуационных задач (ЗС ), собеседование по контрольным вопросам (С),подготовка доклада (Д).

Инновационные технологии: «круглый стол» (КС), активизация творческой деятельности (АТД), Дебаты (регламентированная дискуссия)(Д), Технология «Перевернутый класс» (ПК), деловая и ролевая учебная игра (ДИ, РИ), метод малых групп (МГ), лекция визуализация (ЛВ), учебно-исследовательская работа студента (УИРС), подготовка и защита творческих работ (ТвР), аналитическая работа (АР)..

Формы текущего и промежуточного контроля: тестирование (Т), оценка освоения практических навыков (умений), опыта деятельности (Пр).

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий по психологии и педагогике, необходимая для полного усвоения программы курса.

Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление занятий, полученных студентами на лекциях, подготовке к текущим семинарским занятиям, промежуточным формам контроля знаний (тестированию) и к зачету.

Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с психологической и педагогической литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний.

Самостоятельная работа включает те разделы курса психологии и педагогики, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и большого объема изучаемого материала.

Методическое обеспечение самостоятельной работы по психологии и

педагогике состоит из:

– определения учебных вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;

– подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;

– поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, если у низ возникает интерес в данной теме;

– определения контрольных вопросы, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;

– организации консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.

Контроль за самостоятельной работой студентов по курсу психологии педагогики осуществляется в трех формах: текущий, рубежный и итоговый.

Текущий контроль проводится в форме повседневного наблюдения.

Рубежный в форме индивидуальных собеседований по ключевым темам курса.

Итоговый контроль предусматривает зачет в конце 2 семестра обучения.

Самостоятельная работа студента включает в свою структуру следующие компоненты:- уяснение цели и поставленной учебной задачи;- четкое и системное планирование самостоятельной работы;- поиск необходимой учебной и научной информации;- освоение собственной информации, ее логическая переработка;- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;- представление, обоснование и защита полученного решения;- проведение самоанализа и самоконтроля.

Формы самостоятельной работы:

- традиционная, т.е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы;- аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию, так называемая консультативная Виды самостоятельной работы:- подготовка к лекциям, семинарским занятиям, зачету;- выполнение творческих работ, индивидуальных заданий;- разработка творческих проектов;

Самостоятельная работа в аудитории проходит в присутствии преподавателя, планируется, направляется и контролируется им непосредственно.

Виды самостоятельной аудиторной работ:

- выполнение самостоятельных работ;

- выполнение контрольных работ;

- собеседование и др.

Задания, предлагаемые для самостоятельной работы вне аудитории, являются, как правило, средством закрепления пройденного материала и базой для последующей работы в аудитории.

Виды самостоятельной внеаудиторной работы:

- выполнение письменных контрольных заданий;

- повторение пройденного материала по учебникам;

- анализ информационных ресурсов по отдельным проблемам изучаемой дисциплины;

- составление текстов на основе поставленной проблемы, подготовка презентаций;

- самостоятельное изучение фрагментов отдельных тем и др.

- посещение образовательных организаций с целью презентации ИвГМА;

- участие в проведении «День абитуриента»;

- учебно-исследовательская работа и др.

-

Наши рекомендации