Специфика педагогического творчества
Специфика педагогического творчества заключается в том, что его должно рассматривать как сотворчество учителя и ученика, несмотря на то, что они субъекты разных видов деятельности. Важно, что совпадение характера (при неполном совпадении предмета) деятельности и рождает сотрудничество, сотворчество, духовную близость, сопричастность к общему делу, возможность и необходимость обмена опытом между учителем и учеником". Сотворчество - непременное условие эффективности педагогического процесса. Это, казалось бы, элементарно. Ведь даже с точки зрения логики термины "учитель" и "ученик" соотносительны, т.е. не имеют смысла один без другого.
Перед учителем постоянно стоят сложные - творческие по сути своей - задачи: преобразовать содержание образования в содержание обучения; выбрать и воплотить заданные нормативы в "живые человеческие эмоции" (а в этом и заключается, по В.А. Сухомлинскому, творческий труд педагога); действовать в реальных, творимых им и учениками (каждый раз заново), ситуациях. Без постоянного сотворчества с детьми продуктивный педагогический процесс невозможен. Самые оригинальные решения дают педагогический эффект только в том случае, если опираются на сотворчество ученика. Учитель должен уметь руководить познавательным и нравственным поиском школьника. Но для того чтобы вызвать школьника на сотворчество, надо представлять логику протекания творческого процесса у самого ребенка, опираясь на нее.
Итак, для того чтобы организовать сотворчество учителей и учеников в воспитании и обучении, необходима общая эвристическая направленность обучения и воспитания. А она обеспечивается увеличением репертуара поисково-творческих заданий в процессе обучения и воспитания, созданием ситуаций нравственного выбора для ученика, созданием психологической атмосферы сотрудничества учителя и учащихся., которое обеспечивает сотворчество.
25.Понятие педагогического общения. Его виды.
Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
Существует несколько видов общения:
Социально ориентированное общение (лекция, доклад, телевизионное выступление). В этом случае лектор выступает как представитель общества (какой-либо социальной группы), и решаемая им задача является социальной.
Групповое предметно ориентированное общение – общение, включенное в коллективный труд, помогающее коллективу решить стоящую перед ним задачу. На первом месте здесь стоят производственные отношения. Решаемая задача также является социальной; предмет и цель такого общения – организация коллективного взаимодействия в процессе труда.
Личностно ориентированное общение – общение одного человека с другим. Это общение также может быть различным: это может быть и деловое общение, а может и простое «выяснение отношений».
В учебном процессе педагогическое общение занимает особое место, поскольку недостаточное внимание к личности школьника в процессе обучения, применение методов обучения в ущерб личности учащихся – все это может привести к возникновению серьезных педагогических проблем. Поэтому, прежде всего, стоит разобраться в том, что же такое педагогическое общение.
Подводя итог, скажем, что общение – способ передачи информации от одного человека к другому, передача или сообщение мыслей и чувств. Среди разных видов общения можно выделить педагогическое общение, которое занимает особое место. Педагогическое общение – такое общение учителя (педагогического коллектива в целом) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности для правильного формирования личности школьника.
26. Индивидуальный стиль общения педагога
Индивидуальный стиль педагогического общения - обусловлена ??целями педагогической деятельности и особенностями индивидуальности педагога своеобразие присущей ему устойчивой системы средств и способов к коммуникативного взаимодействия с учащимся.
Учитывая ориентации педагогов на формальное или неформальное общение с учащимися и выбор жестких или мягких способов педагогического взаимодействия, выделяют следующие общие типы индивидуальных стилей педа агогичного общения
- личностно-мягкий тип (учителя налаживают с детьми эмоционально-личностные отношения, а их педагогическое общение отмечается мягкостью и деликатностью);
- формально-жесткий тип (учителя предпочитают общению с учениками на формально-ролевом уровне и характеризуются жесткостью и авторитарностью);
- системно-целостный тип (\"гибкие"учителя одинаково успешно используют мягкие и жесткие операции на уровне эмоционально-личностного общения и на деловом уровне)
Как показывает опыт, наиболее эффективным является системно-целостный стиль Учителя, которым он присущ, способны к гибкому перехода от одних способов общения с другими соответствии с целями и условий педагогической й взаимодействия с максимальным использованием положительных качеств своей индивидуальности и компенсации негативныхх.
Стиль общения должен соответствовать сущности личности Поэтому нельзя копировать стили общения ближайшего социального окружения, заимствовать предложенные стереотипы педагогических действий Каждому человеку следует иметь достаточно знаний о собственном Я и сопоставлять свои индивидуальные качества и возможности по содержанию и формам собственной коммуникативного поведенияки.
Формируя индивидуальный стиль педагогического общения, педагог должен выяснить для себя особенности собственного психофизического аппарата как компонента творческой индивидуальности, через который осуществляется тран нсляция его личности детям Следовательно обратить внимание на соответствие (несоответствие) своих коммуникативных возможностей индивидуально-типологическим особенностям детей Правильно найденный индивиду ный стиль педагогического общения способствует решению комплекса задачь:
- педагогическое воздействие становится адекватным личности педагога, а процесс общения с аудиторией - приятным;
- существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений с учащимися;- возрастает эффективность передачи информации