Тема 2. Проблема целеполагания в педагогике (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
1. Проблема цели воспитания в педагогике. Историческая диалектика цели воспитания.
2. Всестороннее и гармоническое развитие личности.
3. Система целей воспитания. Уровни целеполагания.
4. Современные подходы к определению цели воспитания.
5. Религиозно-философская мысль о цели воспитания и образования.
Задания
1. Как отличаются цели воспитания в различные исторические эпохи? Составьте таблицу-схему целей воспитания, в которой сопоставлялись бы классические и современные концепции.
2. Что вы вкладывается в понятия «всестороннее», «гармоническое», «целостное» развитие? Представьте аргументы для утверждения или отрицания тезиса: «Целостное развитие – гармоническое развитие».
3. Общий смысл педагогической деятельности – развитие личности воспитанника. Чем обусловлено многообразие образовательных целей? Как и почему менялись взгляды на сущность развития человека?
4. Докажите или опровергните справедливость утверждения Платона: «Никто не становится хорошим человеком случайно».
5. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность доказывают». Подготовьте аргументированное подтверждение или опровержение приведенной цитаты на примере судьбы известной личности.
Модуль: «Общие основы педагогики»,
Самостоятельная работа №1.
«Возникновение и развитие педагогики»
1.Заполните таблицу. Вместо пропусков внесите имена выдающихся педагогов, даты, названия работ, основные педагогические идеи.
Имена | Даты | Названия работ | Педагогические идеи |
1592 - 1670 | |||
Дж. Локк | |||
Свободное воспитание | |||
«Лингард и Гертруда», «Лебединая песня» | |||
Воспитывающее обучение, формальные ступени обучения. | |||
1790 – 1886 | |||
К.Д. Ушинский | |||
1828 – 1910 | |||
«Педагогическая поэма» | |||
В.А. Сухомлинский |
2. Что определило возникновение педагогики как науки?
а) прогресс науки и техники;
б) биологический закон сохранения рода;
в) забота родителей о счастье детей;
г) объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду.
3. Распределите следующие образовательные учреждения на четыре группы и заполните таблицу.
Академия, приходская школа, элементарная школа, кафедральная школы, школа грамматистов, материнская школа, школа кифаристов, палестра, гимназия, школа родного языка, грамматическая школа, монастырская школа, риторская школа, латинская школа.
Афинская система воспитания и обучения | Римская система воспитания и обучения | Церковная система воспитания и обучения | Система образования, предложенная Я.А. Коменским |
4. Перечислите идеи педагогики эпохи Возрождения.
.....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
5. Автором какого педагогического сочинения является К.Д. Ушинский:
а) «Мысли о воспитании»;
б) «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания»;
в) «Педагогическая поэма»;
г) «Человек как предмет воспитания».
Установите соответствие между педагогическим сочинением и его автором
Педагогическое сочинение | Автор |
1. «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» 2. «Руководство к образованию немецких учителей» 3. «Великая дидактика» 4. «Лингард и Гертруда» 5. «Мысли о воспитании» 6. «Эмиль, или о воспитании» | а) Я.А. Коменский б) И.Г. Песталоцци в) Ж.-Ж. Руссо г) И. Гербарт д) А. Дистервег е) Дж. Локк |
1. В Римской системе обучения и воспитания установилось классическое содержание школьного образования, которое представляло собой изучение курса «семи свободных искусств». Заполните пропуски в схеме, указав учебные дисциплины.
СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИССКУСТВ |
ТРИВИУМ 1) ……………………………. 2) …………………………… 3) …………………………… |
КВАДРИУМ 1) ……………………………….. 2) ………………………………. 3) ………………………………. 4) ………………………………. |
8. Перечислите образовательные учреждения, возникшие в период правления Петра I и Екатерины II. Заполните таблицу.
Образовательные учреждения, возникшие в период правления Петра I. | Образовательные учреждения, возникшие в период правления Екатерины II. |
9. Выберите правильный ответ.
А.С. Макаренко разработал и опробовал на практике идею:
а) воспитывающего обучения;
б) развивающего обучения;
в) воспитательного коллектива;
г) свободного воспитания.
10. Составьте собственное задание по данной теме.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
11. Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении самостоятельной работы.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………7
Самостоятельная работа №2.
«Педагогика в системе наук о человеке»
1. Дайте определения основным понятиям темы.
Педагогика…………………………………………………………………………………………Объект педагогики………………………………………………………………..………………. Предмет педагогики……………………………………………………………………………… Образование………………………………………………………………………………………Обучение………………………………………………………………………………………….. Воспитание……………………………………………………………………………………… Развитие……………………………………………………………………………………………Педагогический процесс ………………………………………………………………………..
2. Установите иерархию следующих определений педагогики, начиная с общего и заканчивая частным. Проставьте соответствующие цифры напротив определений:
Педагогика – искусство воспитателя воздействовать на воспитанника с целью формирования его мировоззрения;
Педагогика – искусство воспитателя воздействовать на воспитанника с целью формирования его мировоззрения;
Педагогика – наука о воспитании;
Педагогика – часть общественной культуры;
Педагогика – наука о воспитании и обучении детей;
Педагогика – наука о проблемах образования и обучения людей.
3. Отметьте, в какую группу включены основные категории педагогики:
а) среда, наследственность, воспитание;
б) знания, умения, навыки;
в) воспитание, обучение, образование;
г) созревание, система, социализация.
4. Как вы думаете, значение, каких наук о человеке возрастет в ближайшее время? Какие новые научные дисциплины могут появиться? Заполните таблицу.
Возрастет значение… | Появятся такие науки, как… |
5. Какая схема наиболее правильно отражает существенные связи педагогики с другими науками?
физика |
родной язык |
ПЕДАГОГИКА |
литература |
химия |
история |
математика |
психология |
ПЕДАГОГИКА |
эстетика |
школьная гигиена |
социология |
анатомия и физиология |
этика |
2. |
история |
ПЕДАГОГИКА |
философия |
информатика |
психология |
социология |
обществоведение |
6. Какие из перечисленных понятий относятся к научным дисциплинам, а какие – к отраслям педагогики? Заполните таблицу.
Общая педагогика, возрастная педагогика, профессиональная педагогика, теория воспитания, исправительно-трудовая педагогика, сравнительная педагогика, теория обучения (дидактика), театральная педагогика, коррекционная педагогика, военная педагогика, педагогика школы, методики обучения и воспитания (частные дидактики), дошкольная педагогика, семейная педагогика, история педагогики, теория управления производственная педагогика, инженерная педагогика, этнопедагогика.
Научные дисциплины | Отрасли педагогики |