Тема: Основы теории и практики коррекционной работы
Вопросы и задания
1. Какие функции выполняет сенсорика?
2. Разведите понятия «сенсорное развитие», «сенсорная культура», «сенсорное воспитание».
3. Покажите все возможные пути осуществления полисенсорного подхода при формировании обобщающих понятий.
4. В чем состоит принципиальное отличие полисенсорного подхода от метода сенсорной интеграции?
5. Разработайте примерные задания и упражнения на основе метода сенсорной интеграции.
6. В чем состоит основная причина сенсорных дисфункций?
7. Подготовить рефераты на тему: «Принципиальное отличие полисенсорного подхода от метода сенсорной интеграции», «Коррекция сенсорики», «Коррекция моторики», ««Коррекция эмоционально-волевой сферы», ««Коррекция личности», «Коррекция познавательной сферы».
8. По специальным каталогам (ROMPA и др.) выделить оборудование для стимуляции зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической и других функций.
9. Подобрать задания, игры и упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики усложненного уровня.
10.Подобрать все возможные приемы обучения шнуровке ботинок. Какой способ шнуровки ботинок, с открытыми глазами или завязанными, быстрее приведет к автоматизации действий у слабовидящего ребенка?
11.Подготовить игру-загадку «Куда идем?», в качестве партнера выбрать слепоглухого человека или иностранца, которому необходимо невербальным способом объяснить, куда вы его приглашаете.
12.Подготовить рефераты на тему: «Семья как малая группа», «Функции семьи», Реакция семьи на рождение ребенка с отклонениями в развитии», «Семьи, имеющие ребенка с дизонтогенезом», «Искаженные детско-родительские отношения», «Работа с семьей детей с нарушениями в развитии», «Ранняя комплексная помощь детям с фактором риска в развитии».
13. Подберите 1-2 диагностические методики изучения детско-родительских отношений.
14. Продиагностируйте 2-3 семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии. Интерпретируйте полученные результаты. Обсудите полученные результаты в группе слушателей.
Тема: Организация педагогического общения с детьми с особенностями психофизического развития
Вопросы и задания
1. Что значит для вас «общаться»?
2. Какие функции выполняет общение в учебно-воспитательном процессе?
3. В каких случаях прибегают к альтернативной коммуникации?
4. Выделите положительные и негативные моменты альтернативного общения.
5. Составьте небольшой текст (или предложение) с помощью блисссимволов. Переведите часть его дактильным способом и запишите по Брайлю.
6. Классифицируйте модели поведения педагога на желательные и нежелательные. Обоснуйте свое решение.
7. Разработайте текст рекомендаций родителям заикающегося ребенка.
8. Составьте перечень конкретных советов для воспитателей по организации режима дня заикающегося ребенка, необходимой окружающей обстановки и отношения со стороны окружающих.
9. Разработайте фрагмент занятия по обучению грамоте с применением компьютера, используя различные шрифты.
III. Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей
Вопросы к зачету
Вопросы к зачету по «Основам коррекционной педагогики»
1. Коррекционная педагогика как наука. Ее связь с другими науками.
2. Понятийно-категориальный аппарат коррекционной педагогики.
3. Актуальные проблемы и задачи коррекционной педагогики и специального образования.
4. Эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии.
5. Современные подходы в специальном образовании.
6. Специальные научно-практические центры и организации.
7. Вклад Л.С. Выготского в развитие коррекционной педагогики.
8. Принципы и методы коррекционной педагогики.
9. Система специального образования.
10. Развитие сети учреждений образования для детей с особенностями психофизического развития.
11. Нормативно-правовая база специального образования.
12. Исторический аспект интеграции в системе образования в разных странах.
13. Сущность инклюзивного подхода в специальном образовании.
14. Характеристика отдельных моделей отношения к лицам с особенностями в развитии.
15. Значение ранней коррекции в развитии ребенка.
16. Аспекты исследования нарушений психофизического развития.
17. Взаимообусловленность коррекции и компенсации.
18. Коррекция сенсорики.
19. Коррекция моторики
20. Коррекция познавательных функций.
21. Коррекция эмоционально-волевой сферы.
22. Коррекция личности.
23. Семья, функции семьи.
24. Особенности семейного воспитания ребенка с особенностями психофизического развития.
25. Характеристика образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития.
26. Принципы и методы обучения в специальных школах.
27. Проблема содержания специального образования.
28. Новые информационные технологии в специальном образовании.
29. Формы организации учебного процесса.
30. Контроль самооценка и оценка деятельности учащихся с особенностями психофизического развития.
31. Общая характеристика детей с особенностями психофизического развития.
32. Классификация детей с особенностями психофизического развития.
33. Дети с задержкой психического развития. Характеристика детей данной категории.
34. Дети с нарушениями речи. Характеристика детей данной категории.
35. Дети с нарушениями слуха. Характеристика детей данной категории.
36. Дети с нарушениями зрения. Характеристика детей данной категории.
37. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Характеристика детей данной категории.
38. Дети с нарушениями общения. Характеристика детей данной категории.
39. Дети с нарушениями интеллекта. Характеристика детей данной категории.
40. Дети со сложными нарушениями развития. Характеристика детей данной категории.
41. Педагогическое общение. Условия его организации.
42. Нарушения общения у детей.
43. Альтернативная коммуникация: дактилология и жестовая речь, система Брайля, пиктограммно-идеограммное общение.
44. Этапы организации педагогического общения с ребенком.
IV. Список рекомендуемой литературы
4.1. Основная литература
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М, 1994.
2. Андарало А.И., Макавчик И.Ю., В.А. Шинкаренко. История олигофренопедагогики: уч.-метод. пособие. – Минск: БГПУ, 2011. – 76 с.
3. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов педвузов / Н.Ю. Борякова. – М.: АСТ; Астрель, 2008. – 222 с.
4. Бобла И.М., Макавчик И.Ю. История становления и развития специального образования детей с особенностями психофизического развитияв Беларуси: пособие. – Минск: БГПУ, 2010. – 180 с.
5. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: Учеб. пособие / Т.В. Варенова. – Минск: ООО «Асар», 2003. – 288 с.
6. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М, 1995.
7. Гонеев А.Д., Лифинцева H.H., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М, 1999.
8. Григорьева Л.П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями // Дефектология. 1996. № 3.
9. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б. П. Пузанова. М, 1996.
8. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г.Ф. Кумарина [и др.]; под общ. ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
10. Лауткина С.В. Повышение социальной компетенции обучающихся через дополнительное образование в форме деятельности клуба «Школа после школы». – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2013. – 93 с.
9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей М,1985.
11. Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р. Эмоциональные нарушения у детей и их коррекция. М., 1990.
12. Логопсихология; авт-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: УО “ВГУ им. П.М. Машерова”, 2007. – 173 с.
13. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
14. Малофеев H.H. Специальное образование в России и за рубежом. М, 1996.
15. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб: Речь, 2003.
16. Мастюкова ЕМ. Лечебная педагогика. М., 1997.
17. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии и МКБ 10. СПб: Речь, М.: Смысл, 2003. – 407 с.
18. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 440 с.
19. Савицкая Т.В. Коррекционная педагогика : метод. рекомендации. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. – 54 с.
20. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.
21. Специальная психология; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – 464 с.
22. Сборник контрольных заданий по коррекционной педагогике и психологии / Авт.-сост. Н.С. Вислобокова, Л.Н. Абрамова, О.Е. Антипенко; под общ. ред. С.Л. Богомаза. – Витебск.: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2007. – 121 с.
23. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш.и сред.пед.учеб.заведений / Б.П.Пузанов [и др.] ; под ред. Б.П. Пузанова. – М. : Академия, 2001. – 272с.
24. Основы коррекционной педагогики: курс лекций; авт-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: УО “ВГУ им. П.М. Машерова”, 2008. – 237 с.
25. Основы специальной педагогики и психологии: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений, обуч. по пед. спец. / Н. М. Трофимова [и др.]. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2005, 2006. – 304 с.
26. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. средн. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова [и др.]. – М: Академия, 2002, 2006. – 480 с.
27. Хитрюк В.В. Введение в коррекционную педагогику: курс лекций. – Мн.: Жасскон, 2006.- 112 с.
4.2. Дополнительная литература
1. Государев Н.А. Специальная психология: уч.пос. – М. : Ось-89, 2008. – 288 с.
2. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения. М., 1989.
3. Либлинг М.М, Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка//Дефектология. 1996. № 3.
4. Маллер А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида//Дефектология. 1995. № 5.
5. Новикова Л.А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. М., 1966.
6. Певзнер М.С., Ростягайлова Л.И., Мастюкова Е.М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности (вариант гидроцефалии). М.; 1982.
7. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
8. Семаго М.М. Психологические и когнитивные детерминанты в процессе медико-генетического консультирования (обзор зарубежной литературы) // Дефектология. 1991. №2.
9. Современные подходы к болезни Дауна / Под ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда. М, 1991.
10. Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996. – 80 с.
11. Фуряева, Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии / Т.В. Фуряева // Дефектология. – 1999. – № 1.
12. Шаповал И.А. Специальная психология: уч.пос.- М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
13. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: уч.пос.- М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.
14. Усанова О.С. Специальная психология. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
4.3. Литература для самостоятельного изучения
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. М., 1991.
2. Ануфриев А.Ф.; Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998.
3. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996.
4. Вейс Томас Й. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах. Московский центр вальдорфской педагогики. М., 1992.
8. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., 1990.
9. Жукова Н.С., Мастюкова Е М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.
10. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. Кн. для учителя. М., 1994.
11. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / Под ред. И. Ренглера, Б. Херцберга, Д. Эпстайна. М., 1993.
12. Тингей-Михаэлис Кэрол. Дети с недостатками развития. Книга в помощь родителям. М, 1988.
13. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М., 1995.
14. Чистякова М.И. Психогимнастика. М. 1990.