Марк фабий квинтилиан (42 г. - ок. 118 г.)
Биография педагога
Воспитание оратора
Учение о природе человека
Воспитание до школы
Древнеримский теоретик ораторского искусства, педагог. После нескольких лет адвокатской деятельности занялся обучением юношей красноречию. Открыл в Риме собственную риторическую школу, которая вскоре стала государственной.
Квинтилиан — первый учитель, который получал жалованье от императорской казны.
Школа имела огромный успех. Особое внимание уделялось тщательности обучения ораторов, основательности широкого общего образования.
Педагогические идеи Квинтилиана приобрели особую мировую известность в XVI—XVIII вв., после того как итальянским гуманистом Поджьо был найден полный текст труда Квинтилиана Наставление в ораторском искусстве.
Состоит из 12 книг.
Книга 1. Домашнее воспитание мальчика, его занятия в грамматической школе.
Книга 2. Элементы риторического образования. Данные о сущности риторики.
Книги 3—7. Речь идет об «изображении и расположении» содержания.
Книги 8—11. Трактуют о возможностях слова и произношения.
Книга 12. Указания оратору, связанные с его жизнью и деятельностью.
Пути распознания способностей в детях:
1. Развитая память, которая
должна проявляться в 2 свой
ствах:
а) быстрая и легкая восприим
чивость;
б) долгое удержание приобре
тенного.
2. Раннее развитие в ребенке
стремления к подражанию, в
котором обнаруживается
острота и переимчивость.
3. Тот, кого я представляю,
должен без труда понимать
учение: задавать вопросы, чаще
следовать за учителем, чем
предупреждать его; «Быстрые
умы подобно преждевременным
плодам почти никогда не
вызревают».
— должны быть здоровые
внешние условия для
детского развития;
— хорошее произноше
ние у кормилицы, родите
лей;
— осторожный выбор:
товарищей-сверстников и
дядек-педагогов;
— систематические
занятия греческим и
латинским языками;
— «радостное обучение»
через игру;
— использование метода
наглядности в обучении;
— соблюдение чувства
меры в нагрузках на
детей.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КВИНТИЛИАНА
Воспитание и обучение в школе | Стадии метода обучения | Требования к учителю и методические рекомендации |
Конечная цель — подготовить общественного деятеля, «который будет жить как бы перед лицом всего государства» (в школе привыкнет к многолюдию, будет преодолевать застенчивость). Коллективные занятия — соревнование. Самостоятельность. Творчество учащихся. Мягкая, но выдержанная дисциплина. Грамматическая школа: изучение грамматики, музыки, геометрии, гимнастики (овладение телом). Риторическая школа: принимает не полетам, а по успехам. изучение риторики, философии (этика, физика, диалектика), истории и литературы. | Подражание Теоретическое наставление Упражнение | «Пусть он будет прост в преподавании, терпелив в работе, более старателен, чем взыскателен». «Пусть учитель не будет раздражительным и в то же время пусть не потворствует тем, кто нуждается в исправлении». «Должен служить во всем примером и образцом». «Пусть учитель прежде всего вызовет в себе родительские чувства к своим ученикам». «Замечать различие умов», узнавать, «к чему каждый из них является более способным от природы». На похвалы не скуп и не расточителен. Каждый учитель повышенных школ должен некоторое время преподавать в элементарной школе, вырабатывая методы работы с детьми и изучая их. * * * Школьные занятия должны быть построены в условиях маленьких групп учащихся, которые приходятся на одного преподавателя. Для большего успеха учения — продолжительные перерывы между занятиями. Не надо прибегать к физическим наказаниям. «Наказание кажется мне подлым... Дурной ребенок, которого не исправляют выговоры, привыкнет к побоям и станет с рабским упрямством их терпеть». Предпосылкой успешных занятий будет соответствующее развитие памяти как устной, так и письменной. Ученик должен быть поставлен в такие условия работы, которые обеспечат ему возможность самостоятельного и творческого отношения к изучаемому материалу. Одновременно надо изучать если не все, то, по крайней мере, несколько предметов, из подлежащих обучению. |
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ И ПРАКТИКА РАННИХ ХРИСТИАН
Первые христианские общины возникли в I в. в Антиохии. Главный источник воспитательных идей — Библия. Основа воспитания— любовь к людям и идея самосовершенствования для спасения и вечной жизни.
Для христианского воспитания характерно:
— преобладание веры над наукой;
— доминирование нравственно-религиозного воспитания над обучением;
— осознание высокой важности трудового воспитания («Кто не хочет
трудиться, тот не ешь» (апостол Павел);
— в центре нравственного воспитания общечеловеческие ценности;
— вместо соревнования и самоутверждения античности — взаимопомощь,
смирение, аскетизм.
I в. — школы катехуменов для тех, кто желал стать членом христианской
общины. Изучалась Библия, давались начатки музыкального образования.
Под надзором священника выслушивали нравственные наставления.
II в. — эти школы стали школами катехизиса, давали образование по
вышенного уровня, готовили священников.
С IIIв. — трансформировались вкафедральные и епископальные школы. Большинство христиан вплоть до V в. получали высшее образование в учебных заведениях античного типа.