Раздел V. Школа и педагогика в новое и новейшее время.
5.1.1. Тема Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке (середина ХVII - конец ХVIII вв.)
Факторы воспитания. Новый идеал личности. Выдающиеся деятели и педагогические идеи:
· Вольфганг Ратке (герм.) – автор тр. "Всеобщее наставление" (создал новую науку - методологию образования, установил критерии, по которым следовало строить научные педагогические исследования и определять содержание образования.).
· Ян Амос Коменский (чех.). Основные труды("Великая дидактика", "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", "Мир чувственных вещей в картинках", "Материнская школа" др.). Основные принципы организации обучения: природосообразность, христианская этика (следование "божественному откровению"), гуманизм (приоритет личности, отношение к разуму, как части божественного духа, уподобление его воску, "чистой доске" - "tabula rasa"). Принципы обучения: наглядность, последовательность и систематичность, прочность усвоения, самостоятельность и активность. Требования к обучению: успешность, легкость, основательность, быстрота. Характеристика ступеней школьной системы: материнская школа (до 6 лет); школа родного языка, элементарная школа (до 12 лет); латинская школа (до 18 лет); академия (до 24 лет). Характеристика четырех стадий обучения: первая - автопсия (самостоятельное наблюдение); вторая - автопраксия (практическое осуществление); третья - автохресия (применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах); четвертая - автолексия (умение самостоятельно рассказать о результатах своего труда).
· Джон Локк(англ.). Основные труды ("Мысли о воспитании", "Об управлении разумом"). Особенности рационализма Локка (подчинение образования общественному заказу; сословная детерминации школьного образования - воспитание юных джентльменов для высшего общества, а трудолюбивых и религиозных - для неимущих слоев). Особенность авторитарной модели "школы учебы" (определяющая роль воспитания и его средств – расположения, рассуждения, примера, угрозы и, как исключение, наказания; представление о сознании ребенка как "чистой доске"; приоритет формирования "разумной воли" подчиняющей себе умственное развитие и физическому воспитанию: "здоровый дух в здоровом теле").
· Жан-Жак Руссо (франц.) – автор тр. "Общественный договор", "Эмиль, или О воспитании"и др. Модель "школы естественного воспитания", её особенности (опора на внутреннюю мотивацию, проживание естественных последствий поступков, психическое, физическое, трудовое, социальное воспитание). Принципы воспитания (природосообразность, свобода, гуманизм). Три задачи нравственного воспитания: 1) воспитание добрых чувств, 2) воспитание добрых суждений, 3) воспитание доброй воли. Трудовое воспитание (как общественная обязанность каждого и воспитательное средство). Методы воспитания и обучения (метод естественных последствий; метод наглядности; «активные методы обучения» - использование личных трудовых умений в постижении истины). Особенности и содержание обучения на основных периодах развития человека: младенчество (до 2 лет); детство (от 2 до 12 лет); отрочество (от 12 до 14 лет); юношество (от 15 до вступления в брак).
5.1.2. Тема. Школа и педагогика в странах Западной Европы в ХIХ в. Вопросы для обсуждения:
Выдающиеся деятели и педагогические идеи Западной Европы ХIХ в:
· Иоганн Генрих Песталоцци (швейц.) – автор тр. "Лингард и Гертруда", "Лебединая песня". Основные направления разработок: модель "народной школы"; теория элементного образования: три основных элемента всякого познания: число (счет), форма (измерение) и слово (речь); программа воспитания, содержание добродетелей (ум, достоинство; физическое здоровье; профессия и культура труда; система мировоззренческих ценностей). Первым ввел понятие «образование» в научный лексикон.
· Фридрих Фрёбель (герм.) – автор "Воспитание человека", "Педагогика Детского сада". Основные направления разработок: теория развития ребенка; педагогика и методика воспитания в детском саду (шесть “даров”).
· Иоганн Фридрих Гербарт (герм.) – автор тр. "Первые лекции по педагогике", "Общая педагогика"и др. Основные направления разработок: теория классической гимназии как "школа культуры"; разработка дидактики гармоничного развития всех способностей учащихся; обоснование идеи "воспитывающего обучения", единства "материального" и "формального образования"; разработка методов обучения (описательный, аналитический и синтетический) и соответствующих ступеней обучения (ясность, ассоциация, система и метод); практических способов нравственного воспитания (сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенноясный, морализаторский, увещевающий). Вклад в авторитарную, дисциплинарную теорию управления детьми.
· Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (герм.) – автор тр. "Руководство к образованию немецких учителей". Основные направления разработок: принципы культуросообразности, природосообразности и самодеятельности в их единстве и развитии; теория развивающего обучения в аспектах методов развивающего обучения и содержания "школы культуры", "школы развития".
5.1.3. Тема. Основные течения в педагогике первой половины XX в. Вопросы для обсуждения:
1. Основные идеи и представители педагогического традиционализма (социальная педагогика, религиозная педагогика и философская доктрина воспитания). Доп. см. Приложение
2. Основные идеи и представители реформаторской педагогики (педагогика свободного воспитания, экспериментальная педагогика, прагматическая педагогика, педагогика личности, функциональная педагогика, педагогика воспитания посредством искусств, педагогика трудового обучения и воспитания). Фашистская педагогика. Доп. см. Приложение
3. Основоположники экспериментальных начальных школ: лабораторная школа в Чикаго (Д. Дьюи, 1896); органическая школа (М. Джонсон, 1907 г); игровая школа (К. Пратт, 1913 г.); детская школа (М. Наумберг, 1915 г.); в г. начальная школа (Селестен Френе 1935г.); Е. Коллингс, П. Петерсен, К. Уошборн, А. Флекснер, Г. Шаррелеман, Г. Швенцер,
5.1.4. Тема. Современная школа и педагогика за рубежом.
Возникновение потребности в смене образовательных ориентиров. Организация образования. Развитие содержания, форм и методов образования. Технологизация и компьютеризация образования.