Раздел IV. Воспитание и школа в эпоху средневековья.
4.1.1. Тема. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху средневековья.
Общая характеристика образования: общий упадок дела образования (элементарное образование - лишь в городах; полное начальное-детям знати); клерикализм (аскетизм, догматизм, дисциплина розг, вербализм,); ведущая роль схоластики как философии (разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов) и как педагогики (подавала в логически стройном виде христианское вероучение); появление альтернатив схоластическому обучению (обращение к подлинной науке, опора на данные исторических документов и географических открытий в университетах).
Основные этапы становления воспитания и обучения: V-VII вв. Основные формы сословного обучения: ученичество; рыцарское воспитание (программа "семи рыцарских добродетелей": владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение собственных стихов и игра на музыкальном инструменте). V -XV вв.: церковные школы, рудиментарное образование (начала грамоты, пение псалмов, обучение религиозным ритуалам), упадок системы образования. XII - начало XIII в.: первые городские школы (цеховые и гильдейские, школы счета). XI-XII вв.: латинские школы, рождение первых университетов (из кафедральных и монастырских школ). XIII - XV вв.: Особенность (университеты были весьма мобильны по размещению; заметную категорию составляли странствующие студенты - ваганты). Развитие университетов, как светской альтернативы церковному образованию; специализация: теология и философия, право (каноническое, гражданское, римское), медицина, математика и естественные науки (университеты Испании). XVI -XVII вв.: создаются первые гимназии в Германии (инициатор Ф. Меланхтон), аналогичные им грамматические школы и публичные школы в Англии, коллежи во Франции; создаются учебные заведения для дворянства - дворцовые школы (программа приближалась к университетской, готовила к деятельности на государственном, военном и церковном поприще). Школы иеронимитов (давали повышенное образование для всех сословий, сочетали религиозное обучение с классическим). Школы иезуитов (давали повышенное образование детям католического дворянства, сочетали традиции жесткой централизации и регламентации школьного дела с довольно эффективными приемами и методами обучения). Выдающиеся деятели и педагогические идеи:
· Пьер Абеляр (вера без содействия умственной силы, принятая без самодеятельной проверки, недостойна свободной личности.);
· Гуго Сен-Викторский (автор тр. "Дидаскалион", отстаивал связь "спасения души" с богоугодным образованием, идею целесообразности изучения, прежде всего, сущностного знания);
· Винсент де Бове (автор тр. "О воспитании знатных детей", утверждал взаимосвязь интеллектуального и нравственного воспитания);
· Альбин Алкуин (автор тр. "Всеобщее увещевание", обосновывал необходимость всеобщего обучения и подготовки учителей).
4.1.2. Тема. Воспитание и школа в Византии.
Генезис воспитания и обучения: IV-IX вв. (идеология раннего христианства и влияние традиций античной образованности). Воспитание и школа в период IX-XII вв. (наивысший подъем просвещения, влияние исихазма как ведущего философско-религиозного учения). Основные ступени образования: Элементарная ступень (школы грамоты, начальные школы; методы обучения: буквослагательный, мнемонический, использование «пальцев и абаки»). Средняя ступень (грамматические школы, программа «семи свободных искусств», рутинное обучение и его компоненты чтение, толкование по образцу учителя, беседы, дискуссии, цитирование на память, пересказ, комментарий, импровизации). Высшая ступень (Аудиториум – с. V в., Магнавра. – с IX в.). Кризис образования в период XIII-XV вв. Выдающиеся деятели и педагогические идеи Византии:
· Иоанн Дамаскин (автор тр. "Источник знания", развивал идею универсальной, энциклопедической образованности);
· Иоанн Златоуст (автор тр. "О воспитании детей" и др.;основная идея:воспитание призвано "наставить душу и сформировать ум", при этом должно обращаться к божественному началу, идеалам повиновения и "страха божьего" в духе Ветхого Завета);
4.1.3. Тема. Образование на ближнем и среднем востоке (VII-XVII вв.).
Факторы развития образования VII-IX вв (преемственность с культурными и педагогическими традициями эллинизма и Византии). Основные уровни образования: начальное (частные религиозные школы – китаб) и высшее. Особенности деятельности учреждений высшего образования (платные просветительские кружки – фикх и калам; с VIII в. – дома мудрости; с XI -XII вв. – медресе). Формирование и развитие педагогических идей исламского мира IX - XII вв.
· Ибн-Кинди (направленность воспитания на четыре вида интеллекта: актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося).
· Аль-Бируни, – автор тр. "Тафким" ("Вразумление началам звездочетства"), отстаивал идеи наглядности и системности, развития познавательных интересов обучения и др.).
· Ибн Сина (Авиценна) – автор тр. "Книга о душе", "Книга знаний", "Книга указаний и наставлений", отстаивал идеи уровневой дифференциации обучения, организации предпрофессионального и профессионального обучения.
· Насирэддин Туси (автор тр. "Обучение мудрости", "О воспитании обучающихся", отстаивал идею гармонии умственного, эстетического и физического воспитания, взаимосвязь воспитания и обучения).
· Ибн Халдун (отстаивал идею взаимосвязи обучения с общим развитием и нравственным воспитанием).
4.1.4. Тема. Воспитание и обучение в средневековой Индии.
Воспитание и обучение V-XI вв. (развитие, сближение и упадок брахманской и буддийской педагогических традиций). Система мусульманского образования XI–XVI вв. Особенности влияния ислама на развитие педагогических традиций. Обучение в мусульманских школах начального образования: школы Корана (чтение Святой книги, без уроков письма и счета); персидские школы (счет, чтение и письмо персидского языка на образцах поэзии Саади, Хафиза и др.); школы персидского языка и Корана (сочеталась программа первых двух школ); арабские школы для взрослых (чтение и толкование Корана, литературное образование в духе персидской традиции). Мусульманская система высшего образования (медресе и даргаб – монастырские учебные заведения).
4.1.5. Тема. Воспитание и школа в средневековом Китае.
Конфуцианство, как официальная идеология воспитания и образования. Основные этапы становления воспитания и обучения: II в. до н.э. - II в. н.э. (создание централизованной трехступенчатой системы образования; III -X вв. (появляются учебные заведения университетского типа, "золотой век" китайского средневековья); XIII-XIV вв. (появление математических, медицинских, астрономических и других специализированных школ); XIV- XVII вв. (организация всеобщего начального обучения, специализированных высших учебных заведений); XVII- конец XIX вв. (сведение образовательных функций школы к государственным экзаменам; восьмичленные экзаменационные сочинения: пять школьных и три государственных на учёную степень).
4.1.6. Тема. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации. Вопросы для обсуждения:
1. Школа и педагогическая мысль европейского Возрождения (светский гуманизм на смену "католической ортодоксии"; перемещение личности в центр воспитания; приобщение к идеалу "телесного и духовного" развития посредством классического образования, физического воспитания и трудовой деятельности).
2. Выдающиеся деятели и педагогические идеи Возрождения:
· Томазо Кампанелла (итал.) – автор тр. "Город солнца" (дает гуманистическую концепцию общественного воспитания; рисует общество экономического и политического равенства, излагает педагогические идеи сочетания энциклопедизма и универсализма образования с обязательным участием детей в общественно полезном труде).
· Франсуа Рабле (франц.) – автор тр. "Гаргантюа и Пантагрюэль" (представление о воспитании человека как основы для прогресса общества; изображает идеал гуманистического воспитания, главная цель которого - духовное и телесное развитие личности).
· Мишель Монтень (франц.) – автор тр. "Опыты" (основой человеческого знания является опыт; ребенок превращается в личность если он приучен не получать знания, а исследовать окружающий мир, "все проверять, а не принимать на веру").
· Эразм Роттердамский (нидерл.) – автор тр. «Цицеронианец», "О первоначальном воспитании детей", "Похвала глупости" и др. (отстаивал свободу вероисповедания; равенство людей; принцип активности и напряженного труда ребенка в воспитании).
· Томас Мор (англ.) – автор тр. "Утопия" (рисует общество будущего, в котором обучение граждан соединяется с производительным трудом; связывает идеал воспитания с гармоничным развитием личности, сочетанием "изучения наук и искусств" с обязательным участием в физическом труде).
· Хуан Луис Вивес (испан.) - автор тр. "О порче нравов", "О преподавании наук" и др. (связывал воспитание с природными психофизиологическими особенностями детей, закономерностями познания).
3. Школа и педагогическая мысль европейской Реформации (религиозный антропологизм как личная ответственность перед Богом и "самость" человека в земной жизни; перемещение личности в центр воспитания).
4. Выдающиеся деятели и педагогические идеи Реформации:
· Жан Кальвин (франц.) – сторонник "светского аскетизма", ставил во главу угла смирение и покорность Богу.
· Мартин Лютер (герм.) – автор тр. "О желательности посылать детей в школу" (учреждение протестантских школ, гуманистического образования детей высшего общества в духе Возрождения; предоставление элементарного образования прочему населению, основным учебным пособием объявлял Катехизис).
· Филипп Меланхтон (франц.) – автор учебников по диалектике, физике, догматике, греческой и латинской грамматике (видел цель полноценного образования в выработке научного мышления и освоении ораторского искусства, связывал гуманизм Возрождения и установки протестантизма).