Типология и общие закономерности отклоняющегося развития

Одной из первых научных типологий отклоняющегося развития можно считать классификацию, предложенную Л.С. Выготским: «Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отноше­ния к центральной нервной системе и психическому аппарату ре­бенка. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих различные функции: воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств), ответный, или рабочий, аппарат (связанный с рабочими органами тела, мышцами, железа­ми) и центральная нервная система. Недостаток каждого из трех аппаратов по-разному влияет на развитие ребенка и его воспитание. Соответственно этому следует различать три основных типа дефек­та: повреждение или недостаток воспринимающих органов (слепо­та, глухота, слепоглухота), повреждение или недостаток частей от­ветного аппарата, рабочих органов (калеки) и недостаток или по­вреждение центральной нервной системы (слабоумие)».

В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложенной В.В. Лебединским, лежат представления отечественных и зарубеж­ных ученых (Л.С. Выготский, Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев, Л. Кан-нер) об основных направлениях качественно несводимых друг к другу нарушений психического развития человека:

ретардация (задержанное развитие) — запаздывание или приос­тановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов;

дисфункция созревания связана с морфофункциональной возрас­тной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятны­ми факторами внешней среды;

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

поврежденное развитие — изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;

асинхрония (искаженное развитие) — диспропорциональное пси­хическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков раз­вития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.

Несомненный интерес представляет и классификация видов пси­хического дизонтогенеза В.В. Лебединского.

Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию созревания:

- общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различ­ной степени тяжести);

- задержанное развитие (задержка психического развития). Вторая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу повреждения:

- поврежденное развитие (органическая деменция);

- дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний). Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений. Дети с таким типом отклоняющегося развития в связи с отсутстви­ем явной органической причины нарушения первоначально не были отнесены к категории аномальных детей:

- искаженное развитие (ранний детский аутизм);

- дисгармоническое развитие (психопатии).

В последние годы все больше появляется детей с так называемы­ми сложными недостатками в развитии, у которых имеется сочета­ние двух и более направлений отклоняющегося развития (слепоглу-хие дети, дети с недостатками отдельных анализаторных систем, имеющие одновременно первичные нарушения интеллектуального развития по типу умственной отсталости или задержки развития и др.), что дает основание выделять специфическую группу дизонто­гений под названием «дети со сложными недостатками развития».

Междисциплинарная направленность сравнительного изучения вариантов индивидуального развития в норме и при патологии в значительной степени способствует выявлению общих и специфи­ческих закономерностей и механизмов, лежащих в основе многооб­разия их проявлений. Одним из первых общие закономерности от­клоняющегося развития применительно к различным видам психи­ческого дизонтогенеза были сформулированы В.И. Лубовским. Основным тезисом является доказательное постулирование нали-532

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

чия трех иерархических уровней закономерностей отклоняющегося развития.

I уровень — закономерности, присущие всем типам дизонто-ге-нетического развития.

II уровень — закономерности, характерные для группы дизоно-тогенетических расстройств (например, возникших вследствие не­доразвития анализаторных систем — зрительной, слуховой, кож­ной, двигательной) или имеющих в своей основе раннее органичес­кое повреждение головного мозга (умственная отсталость, задержка психического развития церебрально-органического генеза).

III уровень — специфические закономерности, присущие конк­ретному виду дизонтогенеза (общему стойкому психическому недо­развитию по типу умственной отсталости, или искаженному разви­тию по типу раннего детского аутизма, или дефицитарному разви­тию вследствие недостаточности зрительного анализатора).

Рассмотрим несколько подробнее закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития.

Нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации. Как показывают экспериментальные нейрофизиологи-ческие и психологические исследования, при любой патологии на­рушается «расшифровка» окружающего мира. В зависимости от специфики отклонения искажаются разные параметры окружаю­щей действительности; так, при сенсорной патологии происходит искажение сенсорной информации на этапе ее приема через повреж­денный анализатор, при патологии эмоционально-личностной сфе­ры (психопатия, ранний детский аутизм) искажается восприятие, интерпретация и использование социальной информации. Любое об­ращение со стороны сверстников или взрослых может быть расце­нено ими как агрессия и сопровождаться соответствующими ответ­ными действиями.

Нарушение речевого опосредования. Еще Л.С. Выготским было выдвинуто положение о том, что приблизительно с двух лет речь начинает играть определяющую роль в дальнейшем развитии всех психических процессов. Особенно большое значение имеет станов­ление регулирующей функции речи, что неразрывно связано как с развитием собственно речевой функции, так и лобных отделов го­ловного мозга как мозговой основы произвольности.

Нейрофизиологические исследования показывают, что запазды­вание в созревании лобных структур является общей патогенети­ческой характеристикой ряда дизонтогений (умственная отсталость, задержка психического развития, ранний детский аутизм и др.). При всех отклонениях психического развития в большей или мень­шей степени наблюдается дивергенция невербального и вербального

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

поведения, что затрудняет нормальное развитие ребенка и требует использования специальных приемов его воспитания и обучения.

Более длительные сроки формирования представлений и поня­тий об окружающей действительности. Любой вид дизонтогене­тического развития характеризуется нарушением нормального пси­хического отражения действительности, полным или частичным выпадением «психического инструментария». Чтобы у ребенка с той или иной патологией развития сформировались столь же полные и адекватные представления о разных сторонах окружающей действи­тельности, необходимы, безусловно, более длительные сроки и спе­циальные методы.

Риск возникновения состояний социально-психологической деза-даптации. Этот параметр появился в последние годы в связи с уси­лением интеграционных процессов в образовании и со значением, которое стало придаваться развитию социальной компетентности людей, независимо от тяжести и характера имеющихся у них от­клонений.

Этот параметр означает, что любой дефект затрудняет достиже­ние человеком оптимального баланса между возможностью удов­летворения своих значимых потребностей и имеющимися для этого условиями, включая условия как чисто бытовые (например, нали­чие пандусов для въезда на инвалидной коляске), так и социально-психологические — готовность ближайшего социального окруже­ния к общению с такими людьми.

Наши рекомендации