Норма и отклонение в развитии

Однако все же есть существенное различие меж­ду нормальными и ненормальными людьми. Оно со­стоит в том, что психические черты у нормаль­ного ребенка являются случайным признаком, от которого он может легко отделаться, если захо­чет и сделает соответствующие усилия.

В. П. Кащенко

7.2.1. Понятие и виды нормы

Понятие нормы неоднозначно, поскольку нет четкой границы между нормой и отклонением. Всякий человек в той или иной сте­пени отклоняется от нормы. По латыни норма означает правило, образец, руководящее начало. Термин «норма» используется для обозначения здоровья как противоположности патологии (болезни, расстройства, нарушения).

Различают следующие виды норм.

Статистическая норма характеризует статистическое большин­ство описываемых объектов. Например, интеллект среднего уровня (IQ = 80-119 баллов) имеет 80% людей, небольшие дефекты интел­лекта — 6%, умственную отсталость — 2-3%, повышенный интел­лект — 9-12%. Статистическая норма — это такой уровень психо­социального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обсле­довании представительной группы популяции людей того же возра­ста, пола, культуры. Попадание в зону средней статистической нор­мы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц одной возрастной категории, пола.

Функциональная (физиологическая) норма характеризует про­цессы и состояния здорового организма. Определяется по отноше­нию к выполнению или невыполнению функции какой-либо систе­мы. Функциональная норма — своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума — с другой.528

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Индивидуальная норма — мера отклонения от статистической и физиологической нормы.

Нормативная (идеальная) норма — предварительно идеально установленный образец. Нормативную норму можно рассматривать как систему требований, которые общество предъявляет к психи­ческому и личностному развитию каждого из его членов. То, что в одном обществе считается нормальным, в другом признается откло­няющимся от нормы, поэтому эти нормы историчны, они меняются вместе с развитием общества.

Э. Сыржиштева приводит 10 основных критериев нормальнос­ти, которые И. Кулка соотносит с особенностями развития ано­мальных детей, подростков и взрослых.

Субъективная удовлетворенность.Хорошо известно, что субъек­тивная удовлетворенность связана с удовлетворением различных потребностей. Если у аномального ребенка потребности длитель­ное время не удовлетворяются, то это приводит, естественно, к переживанию неудовлетворенности, более высокая интенсивность которой может оказывать на развивающуюся личность деструк­тивное влияние.

Идентичность.Хроническое переживание страха, опасений, тре­вожности, стрессы и различного рода фрустрации могут приво­дить к нарушению осознания себя, своей идентичности, даже к деперсонализации и формированию неадекватной самооценки. Поскольку дети с психосоматическими нарушениями часто оказы­ваются подвержены страхам, фрустрации и стрессам, то это может привести к трудностям осознания идентичности, ее изменениям и нарушениям.

Интегралъность (целостность).Поскольку предпосылкой нормаль­ного психического развития помимо интраиндивидуального равно­весия является и динамическое равновесие между личностью и ок­ружением, именно в этой области могут произойти определенные изменения. Дефект может привести к ряду последствий, проявляю­щихся в дальнейшем в лабильности переживаний и неустойчивости саморегуляции ребенка.

Автономность (независимость).Так как аномальный ребенок или подросток в повышенной степени зависим от своего социального окружения, это может привести к ослаблению его автономности. У аномальных детей и подростков к этому часто присоединяется и воздействие протекционистского (покровительственного) воспитания, отрицательно сказывающееся на становлении устойчивого профиля личности.

Адекватное восприятие реальности.У детей и подростков с сен­сорными дефектами и дефектами интеллекта адекватность воспри-

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

ятия действительности, конечно, не может быть достигнута полно­стью в силу специфики их нарушений. С другой стороны, всегда существуют предпосылки для компенсации со стороны здоровых, неповрежденных органов.

Адекватное самопознание, самопереживание и самооценка.В результате включения защитных механизмов у аномальных детей часто происходит деформация самопознания. Самопереживание но­сит черты депрессии и повышенной тревожности, что приводит к формированию комплекса неполноценности, а иногда, наоборот, к сверхкомпенсации.

Толерантность к фрустрации.У аномальных детей толерантность бывает снижена, что, несомненно, связано с уже упоминавшейся пониженной целостностью личности, с ослабленной автономией, недостатком самодоверия и с недооценкой себя.

Резистентность по отношению к стрессу.Пониженная устойчи­вость к нагрузкам у аномальных детей обусловлена хроническим накоплением стрессовых ситуаций, которые в существенной мере нарушают целостность личности, уравновешенность психических процессов и сознательную регуляцию деятельности. Аномальный ребенок склонен к уединению, «уходу в себя»; неразрешенные кон­фликты нарушают целостность личности.

Приемлемая социальная адаптация.У аномальных детей и под­ростков довольно часто наблюдается недостаточная социальная адап­тация (плохое приспособление), обусловленная характером их де­фекта и связанной с ним ограниченной возможностью включения в общественную жизнь. Дефект часто мешает человеку в ежедневной практике, уменьшает возможности найти работу, затрудняет его связи с другими людьми и изолирует его от общества.

Оптимальное самоутверждение.Индивидуальное самоутвержде­ние в условиях, затрудняющих в результате дефекта само суще­ствование ребенка, реализовать очень сложно, поскольку уже из самой сущности дефекта следует определенная недостаточность и несовершенность данностей индивида для жизни.

Субъективная удовлетворенность является довольно спорным кри­терием определения нормальности индивида, если она не соответ­ствует жизненной ситуации. Например, состояние «быть счастли­вым» в патогенном окружении свидетельствует скорее о душевном заболевании, чем о нормальности индивида.

Или другой пример. Адекватное восприятие реальности в пол­ном согласии с опытом других людей абсолютно всеми людьми при­вело бы к прекращению всякого прогресса, так как все совершен­ные крупные открытия, напротив, предполагали, что человек суме­ет освободиться от общепринятых шаблонов мышления и восприятия530

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

реальности. Подобные возражения свидетельствуют о том, что оп­ределить, что такое норма, исключительно сложно, однако бесспор­ным критерием нормы является целесообразное функционирование организма.

Показатели отклонения от нормы:

• социальная дезадаптация — невозможность взаимодейство­вать с другими людьми или сужение круга таких лиц;

• затрудненность или невозможность оказывать воспитывающее и обучающее воздействие;

• замедление или деградация развития психики;

• неадекватное поведение.

Наши рекомендации