Норма и отклонение в развитии
Однако все же есть существенное различие между нормальными и ненормальными людьми. Оно состоит в том, что психические черты у нормального ребенка являются случайным признаком, от которого он может легко отделаться, если захочет и сделает соответствующие усилия.
В. П. Кащенко
7.2.1. Понятие и виды нормы
Понятие нормы неоднозначно, поскольку нет четкой границы между нормой и отклонением. Всякий человек в той или иной степени отклоняется от нормы. По латыни норма означает правило, образец, руководящее начало. Термин «норма» используется для обозначения здоровья как противоположности патологии (болезни, расстройства, нарушения).
Различают следующие виды норм.
Статистическая норма характеризует статистическое большинство описываемых объектов. Например, интеллект среднего уровня (IQ = 80-119 баллов) имеет 80% людей, небольшие дефекты интеллекта — 6%, умственную отсталость — 2-3%, повышенный интеллект — 9-12%. Статистическая норма — это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры. Попадание в зону средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц одной возрастной категории, пола.
Функциональная (физиологическая) норма характеризует процессы и состояния здорового организма. Определяется по отношению к выполнению или невыполнению функции какой-либо системы. Функциональная норма — своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума — с другой.528
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Индивидуальная норма — мера отклонения от статистической и физиологической нормы.
Нормативная (идеальная) норма — предварительно идеально установленный образец. Нормативную норму можно рассматривать как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. То, что в одном обществе считается нормальным, в другом признается отклоняющимся от нормы, поэтому эти нормы историчны, они меняются вместе с развитием общества.
Э. Сыржиштева приводит 10 основных критериев нормальности, которые И. Кулка соотносит с особенностями развития аномальных детей, подростков и взрослых.
Субъективная удовлетворенность.Хорошо известно, что субъективная удовлетворенность связана с удовлетворением различных потребностей. Если у аномального ребенка потребности длительное время не удовлетворяются, то это приводит, естественно, к переживанию неудовлетворенности, более высокая интенсивность которой может оказывать на развивающуюся личность деструктивное влияние.
Идентичность.Хроническое переживание страха, опасений, тревожности, стрессы и различного рода фрустрации могут приводить к нарушению осознания себя, своей идентичности, даже к деперсонализации и формированию неадекватной самооценки. Поскольку дети с психосоматическими нарушениями часто оказываются подвержены страхам, фрустрации и стрессам, то это может привести к трудностям осознания идентичности, ее изменениям и нарушениям.
Интегралъность (целостность).Поскольку предпосылкой нормального психического развития помимо интраиндивидуального равновесия является и динамическое равновесие между личностью и окружением, именно в этой области могут произойти определенные изменения. Дефект может привести к ряду последствий, проявляющихся в дальнейшем в лабильности переживаний и неустойчивости саморегуляции ребенка.
Автономность (независимость).Так как аномальный ребенок или подросток в повышенной степени зависим от своего социального окружения, это может привести к ослаблению его автономности. У аномальных детей и подростков к этому часто присоединяется и воздействие протекционистского (покровительственного) воспитания, отрицательно сказывающееся на становлении устойчивого профиля личности.
Адекватное восприятие реальности.У детей и подростков с сенсорными дефектами и дефектами интеллекта адекватность воспри-
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
ятия действительности, конечно, не может быть достигнута полностью в силу специфики их нарушений. С другой стороны, всегда существуют предпосылки для компенсации со стороны здоровых, неповрежденных органов.
Адекватное самопознание, самопереживание и самооценка.В результате включения защитных механизмов у аномальных детей часто происходит деформация самопознания. Самопереживание носит черты депрессии и повышенной тревожности, что приводит к формированию комплекса неполноценности, а иногда, наоборот, к сверхкомпенсации.
Толерантность к фрустрации.У аномальных детей толерантность бывает снижена, что, несомненно, связано с уже упоминавшейся пониженной целостностью личности, с ослабленной автономией, недостатком самодоверия и с недооценкой себя.
Резистентность по отношению к стрессу.Пониженная устойчивость к нагрузкам у аномальных детей обусловлена хроническим накоплением стрессовых ситуаций, которые в существенной мере нарушают целостность личности, уравновешенность психических процессов и сознательную регуляцию деятельности. Аномальный ребенок склонен к уединению, «уходу в себя»; неразрешенные конфликты нарушают целостность личности.
Приемлемая социальная адаптация.У аномальных детей и подростков довольно часто наблюдается недостаточная социальная адаптация (плохое приспособление), обусловленная характером их дефекта и связанной с ним ограниченной возможностью включения в общественную жизнь. Дефект часто мешает человеку в ежедневной практике, уменьшает возможности найти работу, затрудняет его связи с другими людьми и изолирует его от общества.
Оптимальное самоутверждение.Индивидуальное самоутверждение в условиях, затрудняющих в результате дефекта само существование ребенка, реализовать очень сложно, поскольку уже из самой сущности дефекта следует определенная недостаточность и несовершенность данностей индивида для жизни.
Субъективная удовлетворенность является довольно спорным критерием определения нормальности индивида, если она не соответствует жизненной ситуации. Например, состояние «быть счастливым» в патогенном окружении свидетельствует скорее о душевном заболевании, чем о нормальности индивида.
Или другой пример. Адекватное восприятие реальности в полном согласии с опытом других людей абсолютно всеми людьми привело бы к прекращению всякого прогресса, так как все совершенные крупные открытия, напротив, предполагали, что человек сумеет освободиться от общепринятых шаблонов мышления и восприятия530
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
реальности. Подобные возражения свидетельствуют о том, что определить, что такое норма, исключительно сложно, однако бесспорным критерием нормы является целесообразное функционирование организма.
Показатели отклонения от нормы:
• социальная дезадаптация — невозможность взаимодействовать с другими людьми или сужение круга таких лиц;
• затрудненность или невозможность оказывать воспитывающее и обучающее воздействие;
• замедление или деградация развития психики;
• неадекватное поведение.