Самодиагностика семейного воспитания «Знаете ли вы своего ребенка?»

Автор — С.Т. Шацкий Психологические данные.

1. Подвижен ребенок или нет (инертен)?

2. Настойчив или пассивен во взаимоотношениях с окружающими?

3. Как развита воля? В чем она проявляется?

4. Разговорчив или замкнут?

5. Ленив или нет? В чем это проявляется?

6. Какова память?

7. Как реагирует на обиды?

8. Проявляется ли озлобленность?

9. Замечается ли двуличие или лицемерие? В чем именно?

10. Капризен ли? В каких случаях?

11. Драчливость. Чем вызывается?

12. Имеет ли стремление к самостоятельности?

13. Проявляет ли потребительское отношение к родителям, учи­телям?

14. Кого уважает и за что?

15. Замечается ли невыдержанность? В чем именно?

16. Замечается ли раздражительность? Как проявляется?

17. Замечается ли упрямство. В чем выражается? Гигиена.

18. Аккуратность (примеры).

19. Как поднимается с постели?

20. Умывание (его способ и отношение к нему).

21. Когда ложится спать?

22. Отношение к одежде, обуви и ко всем вещам вообще.516

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

23. Еда. Что любит и не любит. Когда ест и сколько раз в день? Игра.

24. Играет ли дома?

25. Играет один (одна) или с сестрами, братьями, с товарищами?

26. Какие игры, игрушки имеет? Есть ли место для игр, уголок?

27. Какие игры и развлечения больше всего любит? Физический труд.

28. Несет ли какие-либо обязанности дома? Какие?

29. Понимает ли необходимость труда?

30. Какой труд больше любит? Чем это объясняется?

31. Чем занимается, когда бывает дома?

32. Какую профессию хочет выбрать в будущем? Социальная жизнь.

33. Как относится к товарищам?

34. Как относится к соседям, знакомым родителей?

35. Много ли времени проводит вне дома? Где бывает, что делает?

36. Много ли времени проводит дома? Что обычно делает?

37. В каких общественных организациях участвует (активно, не активно, по принуждению)?

Умственная и эстетическая жизнь.

38. Любит ли читать книги? Сколько времени тратит на это за­нятие в день?

39. Чем увлекается ребенок, что его особенно интересует? Лю­бознателен ли? Примеры.

40. Как относится к школе? В чем проявляется это отношение?

41. Как реагирует на наказание и поощрения? Укажите конкрет­но, какие и как они на него действуют.

42. Кто в семье пользуется авторитетом у ребенка? В чем это проявляется?

43. Хорошая ли память у ребенка? Какой вид памяти больше развит (двигательный, эмоциональный, логический, произвольный, непроизвольный)?

44. Любит ли петь, играть на музыкальных инструментах, слу­шать музыку?

45. Охотно ли выполняет уроки и по каким предметам?

46. Любит ли пересказывать увиденное и услышанное? Что именно?

Приложение 3

Влияние взаимоотношений ребенка и взрослого на формирование положительных установок у детей

Методические материалы для работы с родителями Цель— формирование положительных установок во взаимоот­ношениях ребенка и взрослого.

Самодиагностика семейного воспитания «Знаете ли вы своего ребенка?» - student2.ru

СЕМЬЯ И ШКОЛА

На подготовительном этапе — подбор и рекомендация соответ­ствующей литературы для родителей, проведение опроса родителей и школьников (опросные бланки «Информометрия» прилагаются). Анализ и сопоставление ответов родителей и детей составляют ос­новной фактический материал для беседы с родителями.

Родителям предлагается подумать и попытаться ответить на сле­дующие вопросы:

• Как часто вы говорите вашим детям хорошие, добрые слова?

• Какие это слова?

• Когда вы произносите эти слова (когда ребенок помог вам по дому; заработал хорошую или отличную отметку; просто в любое время; беспричинно)?

• Замечали ли вы, как реагирует ваш ребенок на похвалу, под­держку, а что происходит с ним, когда вы его ругаете?

• Часто ли в вашем доме слышится смех, создана ли приятная, добрая атмосфера, или, наоборот, в доме напряженно: члены семьи недовольны друг другом, упрекают друг друга в чем-то?

• Как реагирует ваш ребенок на конфликты родителей, если в доме брань, эмоциональная нестабильность?

• Включен ли ребенок в конфликты взрослых, или вы пытае­тесь его изолировать? Как?

На беседу приглашаются оба родителя. Дополнительно родитель­ский комитет готовит перечень наиболее типичных ситуаций по теме, которые в ходе беседы предлагается проанализировать (в случае хо­рошего включения родителей такого рода ситуации предварительно проигрываются: родители берут на себя роль ребенка и его родите­лей, дают свое толкование ситуации, предлагают в ходе инсцениров­ки свои вариант выхода из нее, затем идет совместное обсуждение).

По итогам беседы родительским комитетом, педагогом и психо­логом разрабатываются рекомендации по продуктивному развитию ребенка.

Наши рекомендации