Самодиагностика семейного воспитания «Знаете ли вы своего ребенка?»
Автор — С.Т. Шацкий Психологические данные.
1. Подвижен ребенок или нет (инертен)?
2. Настойчив или пассивен во взаимоотношениях с окружающими?
3. Как развита воля? В чем она проявляется?
4. Разговорчив или замкнут?
5. Ленив или нет? В чем это проявляется?
6. Какова память?
7. Как реагирует на обиды?
8. Проявляется ли озлобленность?
9. Замечается ли двуличие или лицемерие? В чем именно?
10. Капризен ли? В каких случаях?
11. Драчливость. Чем вызывается?
12. Имеет ли стремление к самостоятельности?
13. Проявляет ли потребительское отношение к родителям, учителям?
14. Кого уважает и за что?
15. Замечается ли невыдержанность? В чем именно?
16. Замечается ли раздражительность? Как проявляется?
17. Замечается ли упрямство. В чем выражается? Гигиена.
18. Аккуратность (примеры).
19. Как поднимается с постели?
20. Умывание (его способ и отношение к нему).
21. Когда ложится спать?
22. Отношение к одежде, обуви и ко всем вещам вообще.516
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
23. Еда. Что любит и не любит. Когда ест и сколько раз в день? Игра.
24. Играет ли дома?
25. Играет один (одна) или с сестрами, братьями, с товарищами?
26. Какие игры, игрушки имеет? Есть ли место для игр, уголок?
27. Какие игры и развлечения больше всего любит? Физический труд.
28. Несет ли какие-либо обязанности дома? Какие?
29. Понимает ли необходимость труда?
30. Какой труд больше любит? Чем это объясняется?
31. Чем занимается, когда бывает дома?
32. Какую профессию хочет выбрать в будущем? Социальная жизнь.
33. Как относится к товарищам?
34. Как относится к соседям, знакомым родителей?
35. Много ли времени проводит вне дома? Где бывает, что делает?
36. Много ли времени проводит дома? Что обычно делает?
37. В каких общественных организациях участвует (активно, не активно, по принуждению)?
Умственная и эстетическая жизнь.
38. Любит ли читать книги? Сколько времени тратит на это занятие в день?
39. Чем увлекается ребенок, что его особенно интересует? Любознателен ли? Примеры.
40. Как относится к школе? В чем проявляется это отношение?
41. Как реагирует на наказание и поощрения? Укажите конкретно, какие и как они на него действуют.
42. Кто в семье пользуется авторитетом у ребенка? В чем это проявляется?
43. Хорошая ли память у ребенка? Какой вид памяти больше развит (двигательный, эмоциональный, логический, произвольный, непроизвольный)?
44. Любит ли петь, играть на музыкальных инструментах, слушать музыку?
45. Охотно ли выполняет уроки и по каким предметам?
46. Любит ли пересказывать увиденное и услышанное? Что именно?
Приложение 3
Влияние взаимоотношений ребенка и взрослого на формирование положительных установок у детей
Методические материалы для работы с родителями Цель— формирование положительных установок во взаимоотношениях ребенка и взрослого.
СЕМЬЯ И ШКОЛА
На подготовительном этапе — подбор и рекомендация соответствующей литературы для родителей, проведение опроса родителей и школьников (опросные бланки «Информометрия» прилагаются). Анализ и сопоставление ответов родителей и детей составляют основной фактический материал для беседы с родителями.
Родителям предлагается подумать и попытаться ответить на следующие вопросы:
• Как часто вы говорите вашим детям хорошие, добрые слова?
• Какие это слова?
• Когда вы произносите эти слова (когда ребенок помог вам по дому; заработал хорошую или отличную отметку; просто в любое время; беспричинно)?
• Замечали ли вы, как реагирует ваш ребенок на похвалу, поддержку, а что происходит с ним, когда вы его ругаете?
• Часто ли в вашем доме слышится смех, создана ли приятная, добрая атмосфера, или, наоборот, в доме напряженно: члены семьи недовольны друг другом, упрекают друг друга в чем-то?
• Как реагирует ваш ребенок на конфликты родителей, если в доме брань, эмоциональная нестабильность?
• Включен ли ребенок в конфликты взрослых, или вы пытаетесь его изолировать? Как?
На беседу приглашаются оба родителя. Дополнительно родительский комитет готовит перечень наиболее типичных ситуаций по теме, которые в ходе беседы предлагается проанализировать (в случае хорошего включения родителей такого рода ситуации предварительно проигрываются: родители берут на себя роль ребенка и его родителей, дают свое толкование ситуации, предлагают в ходе инсценировки свои вариант выхода из нее, затем идет совместное обсуждение).
По итогам беседы родительским комитетом, педагогом и психологом разрабатываются рекомендации по продуктивному развитию ребенка.