Нетрадиционные формы работы с родителями учащихся

Тематические консультации. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного и учебного плана. Иногда эти проблемы носят конфиденциальный характер, их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, при этом понимание проблемы и друг друга направлено на ее совмест­ное решение.

В тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения — социальный педагог, психолог, представи­тель правоохранительных органов. Родители получают рекоменда­ции по проблеме, которая их волнует.

Родительские чтения — весьма интересная форма работы с ро­дителями, дающая им возможность не только пассивно слушать лек­ции педагогов, но и самостоятельно изучать литературу по той или иной проблеме, участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом. На первом собрании в начале учебного года родители учащихся определяют вопросы педа­гогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель соби­рает информацию, анализирует ее, после чего с помощью школьно­го библиотекаря и других специалистов определяет книги, в кото­рых можно получить ответ на поставленный вопрос. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса. Эта форма рабо­ты перекликается с родительскими конференциями.

Родительские вечера — прекрасно сплачивают родительский кол­лектив. Они проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминания младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других ро­дителей.

Родительские ринги — одна из дискуссионных форм общения родителей учащихся и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педаго­гическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. Экспертами в родительских рингах512

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЕМЬЯ И ШКОЛА

выступают учащиеся класса, определяя, какая семья была наибо­лее близка к трактовке ответа на вопрос.

Руководство родительскими группами. Включение родителей в состав группы может быть рекомендовано в тех случаях, когда существует эмоциональное принятие ими своего ребенка в сочета­нии с межличностными трудностями в общении. Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой. Руководство родительскими группами ставит своей целью улучшение отноше­ний, когда наблюдается непонимание родителями фазовых фактов развития ребенка, его потребностей и соответствующей им дина­мики отношений.

Руководство родительскими группами может осуществляться в форме тематических консультаций (описаны выше) или в форме специального родительского тренинга. В случае необходимости мо­гут быть рекомендованы занятия в психотерапевтических группах для решения психологических проблем самих родителей в рамках семейного консультирования.

Родительский тренинг (специальное обучение) преследует цель повышения сензитивности родителей к чувствам и переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения. При этом специфическими эффектами работы с родителями является формирование у них более адекватного представления о детских возможностях и потребностях. Неспецифический эффект: получе­ние родителями информации на тему «Семья глазами ребенка» (о восприятии семейной ситуации своих родителей ребенком).

Хотя техники проведения родительских групп значительно ва­рьируют, можно выделить ряд общих принципов по организации их работы:

• предмет дискуссии — дети и способы взаимодействия с ними родителя;

• все члены группы имеют право на свободное участие в дис­куссии, лишенной формализма и рутинности;

• ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждения, которые должны обя­зательно быть приняты всеми членами группы. Основная роль педагога состоит в том, чтобы подобно зеркалу отражать и повторять вслед за членами группы все, что нужно для поста­новки проблемы, развития дискуссии и ее разрешения. Рассмотрим обзорно некоторые методы коррекции,используе­мые в родительской группе.

Метод групповой дискуссииповышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сензитивность к ребенку, его про­блемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспита-

ния. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать эле­менты проигрывания ситуаций и видеокоррекции.

Метод видеокоррекциисостоит в проигрывании заданий педаго­га в условиях видеозаписи взаимодействия родителя и ребенка с последующим ее просмотром, анализом и самоанализом.

Метод игрыпомогает моделировать и воспроизводить в контро­лируемых условиях семейные ситуации. Примером являются игры «Архитектор и строитель», «Приятное воспоминание», «Неприят­ное воспоминание».

В первой игре «строитель» с завязанными глазами под руковод­ством «архитектора», которому запрещены какие-либо действия ру­ками, должен расставить в определенном порядке кубики на боль­шой карте. При этом родитель и ребенок должны побывать в раз­ных ролях.

Во второй игре необходимо вспомнить и поговорить о чем-либо приятном для ребенка и родителя и показать, как это было.

В третьей игре нужно вспомнить и проиграть последнюю ссору родителя с ребенком, а затем поговорить о чувствах ребенка и роди­теля.

Метод совместных действийоснован на выполнении ребенком и родителем общего задания. Проделанная работа анализируется по следующей схеме:

1. Кто в диаде ведущий, а кто ведомый.

2. Особенности регуляции деятельности ведущим.

3. Особенности поведения ведомого, наличие инициативных актов.

4. Типичные приемы воздействия на ребенка.

5. Реакция ребенка на замечания.

6. Учет родителем индивидуальных особенностей ребенка.

7. Уровень критичности родителя.

8. Кто берет ответственность в случае неудачи: характер реакции на фрустрацию.

9. Особенности реагирования на успех.

10. Тревожность.

11. Уверенность в своих силах.

Метод обсуждения и разыгрывание ситуаций«Идеальный роди­тель или ребенок» глазами родителя и ребенка,

Метод обучающего экспериментазаключается в выполнении ро­дителями задания педагога: научить ребенка какому-то действию, игре.

Метод анализа поступков детей и родителей,основанный на со­ставлении реестра этих поступков и их классификации на положи­тельные и отрицательные с последующей характеристикой поведе-

17. Педагог, нач. образов514

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ния в одной и той же ситуации родителей, принимающих и не при­нимающих своего ребенка.

Метод анализакоммуникаций «Ребенок — родитель» (РБК-Р) при решении проблем ребенка. Подбираются примеры на различ­ные варианты:

РБК-Р — проблема (проблема ребенка, родители — препятствие к ее решению);

Р-РБК — проблема (проблема родителя, ребенок — препятствие к ее решению);

РБК — проблема (проблема ребенка, это только его проблема, родитель устраняется);

Р — проблема (проблема родителя, это только его проблема, ре­бенок не учитывается).

Метод анализа ситуации«Как помочь ребенку решить пробле­му?» (приложение 4). Педагог в ходе анализа должен подвести ро­дителей к правильному подходу:

- пассивное слушание (прояснение проблемы);

- активное слушание (декодирование чувств ребенка);

- обучение ребенка анализу проблемы и поиску ее решения.

Навыки декодирования чувств ребенка, эффективного вербаль­ного сомнения отрабатываются в специальных тренировочных уп­ражнениях.

Пример:

Высказывание ребенка: «Я не знаю, в чем ошибка! Я не могу ре­шить эту задачу. Может, мне не стоит больше пробовать ее решать?»

В этой ситуации ребенок:

а) чувствует себя глупым,

б) обескуражен,

в) испытывает желание бросить решение.

Родителям предлагается проанализировать различные варианты детских высказываний:

«Посмотри, папа, какой самолет я сделал новыми инструментами!»

«Ты будешь держать меня за ручку, когда мы пойдем в детский сад?»

«Я никогда не смогу стать, таким же, как Ваня».

«Родители Коли разрешают ему кататься на велосипеде у шко­лы, а я ведь катаюсь лучше, чем Коля!»

«А я хочу ходить с длинными волосами, это ведь мои волосы, правда?»

«Я так рада, что я твоя и папина дочка, а не других родителей».

Родительский тренинг, сам по себе взятый изолированно из сис­темы целостных коррекционных мероприятий, направленных на ребенка, еще не может быть достаточным условием успешности ре­шения коррекционных задач в практике консультирования.

СЕМЬЯ И ШКОЛА

Приложение 1 Анкета для родителей

Автор — ВЛ. Маишева

(заполняется родителями первоклассников в самом начале учеб­ного года или же одновременно с подачей заявления о приеме ребен­ка в школу)

1. Как Вы считаете, правильно ли Вы воспитываете своего ре­бенка?

2. Что Вам мешает правильно воспитывать его?

3. Какие качества личности удается Вам воспитать у своего ре­бенка?

4. Какие черты характера не нравятся Вам в Вашем ребенке?

5. Какую бы Вы хотели получить помощь в воспитании?

Приложение 2

Наши рекомендации