Формы педагогического руководства семейным

Воспитанием

Общение должно быть таким, чтобы оно дос­тавляло... радость совместного познания; ра­дость совместного труда; радость совмест­ной игры; радость совместного отдыха.

Ш.А. Амонашвили

Т. Стратегия работы учителя с семьями учащихся

Практика показывает, что многие родители не могут понять при­чин недовольства собственными детьми, не способны самостоятель-

СЕМЬЯ И ШКОЛА

но решить возникающие проблемы и хотели бы получить консуль­тации специалистов, хотя отдельных консультаций и мероприятий для решения всех возникающих проблем недостаточно.

Особая роль в коррекции детско-родительских отношений при­надлежит учителю, однако результат его педагогического воздей­ствия зависит от уровня профессиональной компетенции, психоло­гической грамотности, готовности адекватно реагировать на изме­няющиеся условия и использовать инновационные педагогические технологии. Каждый учитель должен разработать для себя программу работы с родителями своих учеников.

Одним из важнейших этапов работы является изучение семей своих учеников, положения детей в семье и условий их жизни, что­бы выявить проблемы ребенка и причины их появления. Следую­щим этапом работы должно быть регулярное проведение родитель­ских собраний, темы которых планируются с учетом индивидуаль­ных и возрастных особенностей детей, специфических проблем класса, задач школы. Причем не так важно обсуждение успеваемо­сти (оценок) учащихся класса, сколько анализ проблем общения, развития детей.

Следующий этап — привлечение родителей учеников класса к сотрудничеству по всем направлениям деятельности учителя. Се­мьи должны помогать педагогу в развитии детей и коррекции их недостатков.

Очень важна организация взаимного творчества детей и родите­лей в различных формах. Это может быть как подготовка утренни­ка, так и изготовление каких-либо поделок, проведение совместно­го досуга с детьми. Необходимо поощрение родителей, активно уча­ствующих в жизни школы и класса.

Педагог должен сотрудничать с психологической службой шко­лы, так как не является профессиональным психологом и не всегда может решить какой-либо конфликт, который влечет за собой слож­ные психологические состояния ребенка.

Учитель начальных классов может использовать следующие фор­мы педагогического руководства семейным воспитанием:

• регулярные педагогические беседы по программе, составлен­ной на основе определенного контингента учащихся, родителей;

• групповые консультации по отдельным вопросам воспитания и обучения;

• индивидуальные консультации родителей;

• вовлечение родителей в педагогическое самообразование. По­мощь им в этом деле;

• родительские конференции по обмену опытом семейного вос­питания;498

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

• педагогические диспуты, вечера вопросов и ответов по про­блемам воспитания и самовоспитания;

• открытые родительские дни в школе, во время которых родите­ли могут посетить любой урок или любое внеклассное занятие.

Осуществление всей этой работы, достижение в ней действенного успеха возможно только при индивидуальном подходе к каждой матери, к каждому отцу, при наличии такого контакта с родителя­ми, когда каждый из них идет в школу со своими родительскими радостями и сомнениями, когда родители класса сплачиваются в единый коллектив. А для этого учителю надо хорошо знать особен­ности, условия семейного воспитания своих учеников.

Изучение семей учащихся

Изучение семьи ученика позволяет учителю познакомиться бли­же с детьми, увидеть их в привычной, непринужденной обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, ее уклад (чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения с окружающими людьми и друг с дру­гом, семейные традиции, педагогическая образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответ­ственно целям воспитания и возрасту ребенка). Основная забота учителя — сделать так, чтобы семья учила разумному, доброму, чтобы она положительно влияла на школьника. А это не всегда простое дело.

Каждый учитель знает семьи, где внешне, казалось бы, все бла­гополучно, но где бедны духовные интересы, где общение сводится к разговорам только о вещах, деньгах.

Немало семей, где участие детей в домашнем труде по существу сведено «на нет». Единственный ребенок в семье, окруженный лю­бовью и заботой взрослых, не привыкает сам проявлять заботу о благе близких, не стремится помочь им.

Есть и такие семьи, где укоренился явно негативный микрокли­мат: пьянство, разлад супругов, неуважительное отношение друг к другу.

Учителю важно установить добрые взаимоотношения с любой семьей ученика, выработать систему деловых контактов с родите­лями. Работа с ними начинается еще до поступления ребенка в школу. До начала учебного года (обычно в мае — июне) педагог обследует семьи своих будущих учеников. Заблаговременные посе­щения весьма полезны. У родителей еще есть время после беседы с учителем принять необходимые меры для устранения некоторых недостатков в подготовленности своих детей к обучению в школе. Первое посещение семьи носит ознакомительный характер. Учитель

Формы педагогического руководства семейным - student2.ru

СЕМЬЯ И ШКОЛА

выясняет, каков состав семьи и взаимоотношения между взрослы­ми, взрослыми и ребенком; каков материальный уровень семьи, как родители заботятся о развитии ребенка, как семья формирует его отношение к школе.

Это много значит — увидеть ребенка в семье, в непринужденной обстановке побеседовать с ним о том, какие книжки он читает или ему читают, в какие игры играет, любит ли помогать родителям, что умеет делать сам. Здесь же выясняется подготовленность ребен­ка к школе: умение читать, считать, рассказывать по картинке, наблюдать, сравнивать.

Продумать цель и задачи своего первого посещения семьи буду­щего ученика очень важно, Хорошо, когда оно носит деловой харак­тер, когда родители видят, что учитель хочет и может помочь им.

В здоровой семье родителей в этот период больше всего интере­сует вопрос подготовленности ребенка к школе, они волнуются, как он будет учиться, что надо и можно сделать, чтобы учился лучше. Просто в беседе с родителями (уже в отсутствие ребенка) делается акцент на том, что учеба — это серьезный труд и как важно для будущего школьника такие качества, как трудолюбие, умение дово­дить начатое дело до конца, радоваться результатам хорошей рабо­ты, уметь преодолевать трудности. При этом нужно предупредить родителей, что нельзя запугивать детей трудностями предстоящей работы. Невольно в такой беседе родители задумываются, приучен ли их ребенок к труду, воспитано ли в нем уважение к труду других людей — прежде всего своих родителей, бабушек, дедушек.

В теплом, задушевном разговоре родители невольно высказыва­ют свои тревоги (если такие есть) по поводу здоровья ребенка. А учителю нужно обязательно знать, у кого из его учащихся ослаб­ленное здоровье, кто плохо видит, слышит, кого из детей надо поса­дить поближе, на кого надо обратить особое внимание.

Родители видят, что у них и у учителя общие заботы, общие цели. Так и должно быть.

После посещения семей необходимо сделать краткие записи в своем рабочем дневнике изучения семей. Вот примеры некоторых из них, сделанных после первого посещения семей.

Таня Г.Взаимоотношения в семье хорошие. Таня производит впечатление доброй девочки, очень общительна. У нее есть своя биб­лиотечка: книги для дошкольного и школьного возраста. Хорошо читает и любит книги, хорошо пересказывает прочитанное, развита речь. (Следует обязательно использовать опыт семьи по привитию у ребенка любви к чтению.)

Андрюша П.Семья — шесть человек, производит впечатление дружного, слаженного коллектива. Чувствуется, что бюджет семьи500

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

небольшой. Дети помогают родителям по дому, обязанности рас­пределены между всеми. Андрей многое умеет для своего возраста, очень самостоятелен, уверен. (Опыт родителей по трудовому воспи­танию рекомендовать другим семьям.)

Саша 3.Семья — четыре человека. Мальчик непосредствен, рас­полагает к себе. Чувствуется, что не особенно аккуратен. Любит ри­совать и рисует для своего возраста прекрасно. Отзывчив на ласку, доброе слово. Мальчику, несомненно, нужно посещать художествен­ную школу, кружок. Мать на этот совет откровенно ответила, что ей Сашей заниматься некогда, у нее от второго мужа (отчима Саши) еще один ребенок, Саша своей неаккуратностью, безалаберностью только раздражает ее. (Обратить внимание на мальчика, позаботиться о раз­витии его способностей, постараться как-то повлиять на его мать, чтобы она была более внимательна к ребенку.)

Миша Е.В семье хорошие взаимоотношения, но у мальчика по­чему-то недетский, «колючий» взгляд. Беседы с Мишей не получи­лось, он как будто бы ничем не интересуется, ничего не любит. (Обратить особое внимание на мальчика и его семью. Трудно с пер­вого раза делать какие-то выводы, но надо сделать все возможное, чтобы взгляд мальчика стал более добрым, потеплел.)

Во время занятий с первоклассниками учитель наблюдает детей в новой обстановке, в новом коллективе. Получает дополнительную информацию и об их родителях. Одни родители приводят детей на очередное занятие всегда вовремя, их ребенок аккуратно одет, дру­гие не замечают неопрятности своего ребенка, привыкли к тому, что он плохо одет, не причесан, в кармане у него нет носового платка.

Учитель многое может заметить, но главное — отношение роди­телей к детям, к воспитанию, а также взаимоотношения между взрос­лыми и детьми. Например, мама Лены всегда спокойно, без раздра­жения разговаривает с дочерью, дает ей возможность многое сде­лать самой; родители Андрея стараются все сделать за сына, а папа Сережи нередко кричит на него за малейший проступок.

Изучение семьи ведется учителем на протяжении всей его рабо­ты с учеником. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают учителю новый и новый материал, новые данные о семейном воспитании. Беседы, наблюдения используются педагогом постоянно в его рабо­те по изучению семьи.

Многие учителя используют в своей работе анкетирование. При этом учитель, конечно, понимает, что не всегда данные анкеты мо­гут быть объективными. Возможно, что кто-то из родителей даст не вполне правдивый ответ на вопрос анкеты или вообще уклонится от него. Но и в этом случае от анкетирования может быть польза: сам

Формы педагогического руководства семейным - student2.ru

СЕМЬЯ И ШКОЛА

вопрос анкеты может заставить родителей более глубоко задумать­ся над воспитанием своего ребенка, будет способствовать воспита­тельной активности семьи. Примеры анкет для родителей и уча­щихся представлены в приложениях 1-3.

Исключительно важно при посещении ученика на дому соблю­дать следующие правила:

• не идти непрошеным, постараться любыми путями получить приглашение от любого члена семьи;

• проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;

• исключить жалобы на ученика, говорить о проблемах, под­сказывать пути их решения;

• беседовать в присутствии ученика, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;

• не предъявлять претензий к родителям;

• всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой вос­питанника;

• советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уро­вень своих требований и возможности семьи;

• выдвигать совместные проекты, договариваться о конкретных совместных делах;

• не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.

Изучая семьи путем наблюдений, выясняя какие-то вопросы в процессе беседы, учитель никогда не должен занимать позицию по­стороннего наблюдателя, он должен стремиться активно влиять на семейное воспитание.

Наши рекомендации