Формы педагогического руководства семейным
Воспитанием
Общение должно быть таким, чтобы оно доставляло... радость совместного познания; радость совместного труда; радость совместной игры; радость совместного отдыха.
Ш.А. Амонашвили
Т. Стратегия работы учителя с семьями учащихся
Практика показывает, что многие родители не могут понять причин недовольства собственными детьми, не способны самостоятель-
СЕМЬЯ И ШКОЛА
но решить возникающие проблемы и хотели бы получить консультации специалистов, хотя отдельных консультаций и мероприятий для решения всех возникающих проблем недостаточно.
Особая роль в коррекции детско-родительских отношений принадлежит учителю, однако результат его педагогического воздействия зависит от уровня профессиональной компетенции, психологической грамотности, готовности адекватно реагировать на изменяющиеся условия и использовать инновационные педагогические технологии. Каждый учитель должен разработать для себя программу работы с родителями своих учеников.
Одним из важнейших этапов работы является изучение семей своих учеников, положения детей в семье и условий их жизни, чтобы выявить проблемы ребенка и причины их появления. Следующим этапом работы должно быть регулярное проведение родительских собраний, темы которых планируются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, специфических проблем класса, задач школы. Причем не так важно обсуждение успеваемости (оценок) учащихся класса, сколько анализ проблем общения, развития детей.
Следующий этап — привлечение родителей учеников класса к сотрудничеству по всем направлениям деятельности учителя. Семьи должны помогать педагогу в развитии детей и коррекции их недостатков.
Очень важна организация взаимного творчества детей и родителей в различных формах. Это может быть как подготовка утренника, так и изготовление каких-либо поделок, проведение совместного досуга с детьми. Необходимо поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы и класса.
Педагог должен сотрудничать с психологической службой школы, так как не является профессиональным психологом и не всегда может решить какой-либо конфликт, который влечет за собой сложные психологические состояния ребенка.
Учитель начальных классов может использовать следующие формы педагогического руководства семейным воспитанием:
• регулярные педагогические беседы по программе, составленной на основе определенного контингента учащихся, родителей;
• групповые консультации по отдельным вопросам воспитания и обучения;
• индивидуальные консультации родителей;
• вовлечение родителей в педагогическое самообразование. Помощь им в этом деле;
• родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания;498
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
• педагогические диспуты, вечера вопросов и ответов по проблемам воспитания и самовоспитания;
• открытые родительские дни в школе, во время которых родители могут посетить любой урок или любое внеклассное занятие.
Осуществление всей этой работы, достижение в ней действенного успеха возможно только при индивидуальном подходе к каждой матери, к каждому отцу, при наличии такого контакта с родителями, когда каждый из них идет в школу со своими родительскими радостями и сомнениями, когда родители класса сплачиваются в единый коллектив. А для этого учителю надо хорошо знать особенности, условия семейного воспитания своих учеников.
Изучение семей учащихся
Изучение семьи ученика позволяет учителю познакомиться ближе с детьми, увидеть их в привычной, непринужденной обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, ее уклад (чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения с окружающими людьми и друг с другом, семейные традиции, педагогическая образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребенка). Основная забота учителя — сделать так, чтобы семья учила разумному, доброму, чтобы она положительно влияла на школьника. А это не всегда простое дело.
Каждый учитель знает семьи, где внешне, казалось бы, все благополучно, но где бедны духовные интересы, где общение сводится к разговорам только о вещах, деньгах.
Немало семей, где участие детей в домашнем труде по существу сведено «на нет». Единственный ребенок в семье, окруженный любовью и заботой взрослых, не привыкает сам проявлять заботу о благе близких, не стремится помочь им.
Есть и такие семьи, где укоренился явно негативный микроклимат: пьянство, разлад супругов, неуважительное отношение друг к другу.
Учителю важно установить добрые взаимоотношения с любой семьей ученика, выработать систему деловых контактов с родителями. Работа с ними начинается еще до поступления ребенка в школу. До начала учебного года (обычно в мае — июне) педагог обследует семьи своих будущих учеников. Заблаговременные посещения весьма полезны. У родителей еще есть время после беседы с учителем принять необходимые меры для устранения некоторых недостатков в подготовленности своих детей к обучению в школе. Первое посещение семьи носит ознакомительный характер. Учитель
СЕМЬЯ И ШКОЛА
выясняет, каков состав семьи и взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и ребенком; каков материальный уровень семьи, как родители заботятся о развитии ребенка, как семья формирует его отношение к школе.
Это много значит — увидеть ребенка в семье, в непринужденной обстановке побеседовать с ним о том, какие книжки он читает или ему читают, в какие игры играет, любит ли помогать родителям, что умеет делать сам. Здесь же выясняется подготовленность ребенка к школе: умение читать, считать, рассказывать по картинке, наблюдать, сравнивать.
Продумать цель и задачи своего первого посещения семьи будущего ученика очень важно, Хорошо, когда оно носит деловой характер, когда родители видят, что учитель хочет и может помочь им.
В здоровой семье родителей в этот период больше всего интересует вопрос подготовленности ребенка к школе, они волнуются, как он будет учиться, что надо и можно сделать, чтобы учился лучше. Просто в беседе с родителями (уже в отсутствие ребенка) делается акцент на том, что учеба — это серьезный труд и как важно для будущего школьника такие качества, как трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, радоваться результатам хорошей работы, уметь преодолевать трудности. При этом нужно предупредить родителей, что нельзя запугивать детей трудностями предстоящей работы. Невольно в такой беседе родители задумываются, приучен ли их ребенок к труду, воспитано ли в нем уважение к труду других людей — прежде всего своих родителей, бабушек, дедушек.
В теплом, задушевном разговоре родители невольно высказывают свои тревоги (если такие есть) по поводу здоровья ребенка. А учителю нужно обязательно знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье, кто плохо видит, слышит, кого из детей надо посадить поближе, на кого надо обратить особое внимание.
Родители видят, что у них и у учителя общие заботы, общие цели. Так и должно быть.
После посещения семей необходимо сделать краткие записи в своем рабочем дневнике изучения семей. Вот примеры некоторых из них, сделанных после первого посещения семей.
Таня Г.Взаимоотношения в семье хорошие. Таня производит впечатление доброй девочки, очень общительна. У нее есть своя библиотечка: книги для дошкольного и школьного возраста. Хорошо читает и любит книги, хорошо пересказывает прочитанное, развита речь. (Следует обязательно использовать опыт семьи по привитию у ребенка любви к чтению.)
Андрюша П.Семья — шесть человек, производит впечатление дружного, слаженного коллектива. Чувствуется, что бюджет семьи500
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
небольшой. Дети помогают родителям по дому, обязанности распределены между всеми. Андрей многое умеет для своего возраста, очень самостоятелен, уверен. (Опыт родителей по трудовому воспитанию рекомендовать другим семьям.)
Саша 3.Семья — четыре человека. Мальчик непосредствен, располагает к себе. Чувствуется, что не особенно аккуратен. Любит рисовать и рисует для своего возраста прекрасно. Отзывчив на ласку, доброе слово. Мальчику, несомненно, нужно посещать художественную школу, кружок. Мать на этот совет откровенно ответила, что ей Сашей заниматься некогда, у нее от второго мужа (отчима Саши) еще один ребенок, Саша своей неаккуратностью, безалаберностью только раздражает ее. (Обратить внимание на мальчика, позаботиться о развитии его способностей, постараться как-то повлиять на его мать, чтобы она была более внимательна к ребенку.)
Миша Е.В семье хорошие взаимоотношения, но у мальчика почему-то недетский, «колючий» взгляд. Беседы с Мишей не получилось, он как будто бы ничем не интересуется, ничего не любит. (Обратить особое внимание на мальчика и его семью. Трудно с первого раза делать какие-то выводы, но надо сделать все возможное, чтобы взгляд мальчика стал более добрым, потеплел.)
Во время занятий с первоклассниками учитель наблюдает детей в новой обстановке, в новом коллективе. Получает дополнительную информацию и об их родителях. Одни родители приводят детей на очередное занятие всегда вовремя, их ребенок аккуратно одет, другие не замечают неопрятности своего ребенка, привыкли к тому, что он плохо одет, не причесан, в кармане у него нет носового платка.
Учитель многое может заметить, но главное — отношение родителей к детям, к воспитанию, а также взаимоотношения между взрослыми и детьми. Например, мама Лены всегда спокойно, без раздражения разговаривает с дочерью, дает ей возможность многое сделать самой; родители Андрея стараются все сделать за сына, а папа Сережи нередко кричит на него за малейший проступок.
Изучение семьи ведется учителем на протяжении всей его работы с учеником. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают учителю новый и новый материал, новые данные о семейном воспитании. Беседы, наблюдения используются педагогом постоянно в его работе по изучению семьи.
Многие учителя используют в своей работе анкетирование. При этом учитель, конечно, понимает, что не всегда данные анкеты могут быть объективными. Возможно, что кто-то из родителей даст не вполне правдивый ответ на вопрос анкеты или вообще уклонится от него. Но и в этом случае от анкетирования может быть польза: сам
СЕМЬЯ И ШКОЛА
вопрос анкеты может заставить родителей более глубоко задуматься над воспитанием своего ребенка, будет способствовать воспитательной активности семьи. Примеры анкет для родителей и учащихся представлены в приложениях 1-3.
Исключительно важно при посещении ученика на дому соблюдать следующие правила:
• не идти непрошеным, постараться любыми путями получить приглашение от любого члена семьи;
• проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
• исключить жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
• беседовать в присутствии ученика, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
• не предъявлять претензий к родителям;
• всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
• советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
• выдвигать совместные проекты, договариваться о конкретных совместных делах;
• не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
Изучая семьи путем наблюдений, выясняя какие-то вопросы в процессе беседы, учитель никогда не должен занимать позицию постороннего наблюдателя, он должен стремиться активно влиять на семейное воспитание.