Психолого-педагогическая поддержка семьи
Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа...
А.С. Макаренко
6.2.1. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе
В самом общем виде ответ на вопрос о взаимоотношениях семьи и школы состоит в признании необходимости взаимосвязи, взаимопреемственности, взаимоподкрепления и взаимодополнения их воспитательной деятельности. И то и другое — это два основных и равноправных субъекта социального воспитания в период детства и отрочества. Только при этом условии можно обеспечить трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся, формирование у них высоких нравственных качеств. Родительская общественность должна чувствовать себя не «бедным родственником» педагогического коллектива, а его соратником при разработке и реализации конкретных воспитательных целей и средств, программ педагогических действий с учетом контингента учебного заведения и его семейно-бытового окружения. В этом качестве родители проявляют себя:
- в ресурсном обеспечении нормальной деятельности школы (используя свои личные возможности);
- в учебном процессе (например, помогая вести уроки этики, трудового обучения, ознакомления с окружающим миром);
- в воспитательной работе (осуществляя согласованное со школой воздействие на формирование потребностей учащихся, их интересов, критериев оценки досуговой информации);
- в предупреждении отсева учащихся и восстановлении интереса к учебе у тех детей, которые его утратили.
В процессе взаимообщения не только педагоги должны указывать родителям на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители педагогам — на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной.
Культура беседы и дискуссии одинаково нужна во взаимных контактах, причем не только между педагогами и родителями, но и в контактах с учащимися. Конечно, трудности в общении педагогов с учащимися, в воздействии на них возможны и даже неизбежны. Однако выход следует искать не в жалобах или «директивах» семье через дневник, а в совместном обсуждении ситуации для выработки совместной линии воспитания. Только в таком случае цель школы и
СЕМЬЯ И ШКОЛА
цель семьи — воспитать человека и гражданина, полезного обществу, — может быть достигнута. Участие родителей, родительской общественности в делах школы — не благотворительность. Помогая школе, семья тем самым помогает себе в воспитании детей.
Обозначим значимые аспекты общения учителя с родителями младших школьников:
• начинать разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешить решать проблемы;
• проявлять внимание к родителям, интересоваться их работой, домом;
• обсуждать эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;
• внимательно слушать и принимать то, что говорят родители, не критиковать их мнение, а стараться понять, что позволяет им так думать;
• уделять родителям столько времени, сколько требуется в каждом конкретном случае;
• информировать родителей лично, при помощи писем или в ходе индивидуальных бесед. Информацию, предназначенную для родителей, не передавать через детей или других лиц. Начальной школе принадлежит ведущая роль в организации семейного воспитания детей младшего школьного возраста в микрорайоне.
Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в следующих организационных формах:
• координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, стадионов, милиции и здравоохранительных органов с четким распределением функций каждого из участников воспитательного процесса;
• организация силами школы систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффективным приемам работы с детьми;
• тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.
Основную работу с родителями школа проводит через родительские объединения, носящие различные названия: родительские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы. Каждое из таких объеди-488
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
нений имеет свой устав (положение, регламент, план), которым определяются главные направления деятельности, права и обязанности участников воспитательного процесса. Во многих случаях составляется единый план совместной деятельности семьи, школы и общественности. А там, где перешли к более тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа — семья». Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности.
Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда раньше их не допускали, — выбору предметов для обучения, определению объемов их изучения, составлению учебных планов, изменению сроков и длительности учебных четвертей и каникул, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний.
Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые столы, конференции, родительские школы и многие другие постоянно текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем, кто хочет лучше понять своего ребенка, правильно организовать общение с ним, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния.
Работа по созданию общих этических, эстетических, нравственных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с создания родительской школы. Ее актив как наиболее способный к сотрудничеству занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода.
Подавляющее большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между школой и семьей. Последняя становится открытой системой для координации воспитывающих усилий.
Совместная деятельность школы и семьи направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира. Учителя начальной школы позаботятся о том, чтобы все родители поняли и приняли принципы гуманистической педагогики:
• креативности — свободного развития творческих способностей детей;
СЕМЬЯ И ШКОЛА
• гуманизма — признание личности в качестве абсолютной ценности;
• демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;
• гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в общественно-государственной системе;
• ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;
• приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.
Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. При этом учитель, устанавливая связи с родителями, решает следующие задачи:
1. Познание семьи ученика.
2. Систематическое изучение влияния социального окружения на личность ученика.
3. Организация совместной педагогической деятельности школы и семьи в обучении и воспитании детей.
4. Помощь родителям в воспитании детей в домашних условиях.
5. Организация педагогического просвещения родителей.
6. Нейтрализация негативного влияния семьи.
Традиционной функцией остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке со стороны учителя. Целесообразно проводить лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях учеников; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания — нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; новых сферах интеллектуального освоения действительности — экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания — преодоление отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний: нейтрализация затруднений и барьеров в семейном воспитании; ответственность перед обществом, страной и Богом.
Учитель обязан давать родителям даже больше информации, чем они запрашивают. Кроме того, педагог должен поощрять родителей в их стремлении ближе познакомиться между собой, обменяться адресами и телефонами. В этом случае родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, будут видеть заинтересованность классного руководителя судьбой их детей. Чем больше490
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
знаний о детях, их жизни он накопил, тем разумнее будут его советы, тем большим авторитетом он будет пользоваться в семьях его учеников. В семье нужные педагогические обстоятельства не всегда совпадают с жизненными. Их нередко приходится создавать. К примеру, семья может освободить девочку от хозяйственных забот, их может выполнять бабушка. Тогда обязанности бабушки и внучки должны быть распределены, чтобы девочка чувствовала необходимость своей помощи и считала ее для себя совершенно обязательной. Педагог должен обратить внимание и на педагогический такт. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть необходимую требовательность.
Общесемейные увлечения, интересы, традиции, почти забытые ныне вечера семейного чтения, семейные турниры, семейные коллективы художественной самодеятельности, семейные культпоходы, путешествия, походы выходного дня приводят к взаимопониманию детей и родителей.
Актуально взаимодействие школы и семьи в преодолении неуспеваемости школьников. Установлено, что семья и школа смотрит на нее по-разному.
Учителя склонны считать главными причинами недостаток способностей, бесконтрольность семьи; родители же — в недостаточном внимании, усидчивости детей и слабой работе школы. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости школьника. Если взаимопонимание не достигается, школа и семья остаются на своих точках зрения, жизнь школьника ухудшается.
Рано или поздно недостатки семейного воспитания станут свершившимся фактом — ребенок начнет плохо себя вести, отставать от сверстников. Что же делать учителю с ним? Какие средства коррекции избрать? Это вопросы сложные, и зачастую один учитель справиться с ними не может. Прежде всего, необходимо убедиться, что под видимыми трудностями не скрывается нарушение со стороны нервно-психической сферы, которое требует специального лечения или особых условий обучения. Учитель, прежде всего, должен установить доверительный контакт с родителями ученика, в очень тактичной форме выскажет свои тревоги, проанализировать обстановку в семье, где воспитывается ребенок, понять, нет ли в семейном укладе тех или иных моментов, которые могли бы стать причиной школьных трудностей ученика. Совместно с родителями необходимо принять меры к их устранению или сглаживанию.
Если учитель не увидит положительных результатов, а состояние ребенка остается таким же тяжелым или ухудшается, следует корректно посоветовать родителям обратиться к врачу. Желательно
СЕМЬЯ И ШКОЛА
при этом подготовить объективную педагогическую характеристику, в которой четко указать, какие трудности отмечаются у ребенка, что уже было сделано педагогом для их коррекции. Получив рекомендации врача — детского психоневролога, можно наметить более действенные меры педагогической коррекции.
Итак, учитель и семья — крепкие союзники, единомышленники. Даже при терпимом, но нейтральном отношении друг к другу они не смогут помочь ребенку. А если общий язык не найден, доверительные отношения не установлены, то никакие самые лучшие советы и методы воспитания уже не помогут.
Модели помощи семье
Факт обращения родителей к педагогу либо психологу за помощью является показателем определенной степени риска социальной ситуации развития ребенка, некоторого неблагополучия в области детско-родительских отношений. Только в условиях активного привлечения родителей (как активных «строителей» отношений) к участию в коррекционно-развивающей работе достигается полная реализация целей коррекции. Естественно, что от взрослых, требуются целенаправленные и осознанные усилия.
Существуют различные модели помощи семье.
Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъект жалобы в таком случае обычно ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Педагог/психолог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.
Социальная модель используется в случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В таких ситуациях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.
Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача консультирования — диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.
Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области обще-492
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ния, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.
6.2.3. Основные концепции воспитания родителей
«Воспитание родителей» — международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Исследования проблем семьи и семейного воспитания показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей «группы риска» или проблемным семьям.
Анализ содержания словосочетания «воспитание родителей» позволяет сделать вывод о том, что оно учитывает тесную связь развития ребенка с благополучием, внутренней атмосферой и образом жизни семьи, а не только с определенными методами воспитания детей и формирования их поведения. В понятие «воспитание родителей» входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отношения семьи к обществу и культуре. В конечном итоге речь идет о праве ребенка на таких родителей, которые способны обеспечить ему разностороннее развитие и благополучие.
Понятие «семейное воспитание» шире термина «воспитание родителей», так как оно означает накопление и освоение необходимых знаний и навыков всеми членами семьи, а не только родителями. Объектом семейного воспитания помимо родителей могут быть дети и молодожены. Следовательно, воспитание родителей — это, прежде всего, накопление знаний и навыков по выполнению родительских функций и воспитанию детей.
В понятие «воспитание родителей» входит:
- усвоение знаний и навыков по уходу за детьми и их воспитанию;
- приобретение знаний о нормальном развитии ребенка и необходимых навыков;
- деятельность, опирающаяся на убеждения, что определенные знания помогут людям стать хорошими родителями и что эти знания можно усвоить;
- ориентация на поставленные задачи.
При этом под функциями воспитания детей подразумевается создание определенных взаимоотношений между родителями и детьми, а также их предпосылок, т. е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Функция всесторонней помощи
СЕМЬЯ И ШКОЛА
в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне.
Целью воспитания родителей является создание таких перспектив, в которых они нуждаются как воспитатели. Воспитание родителей должно, прежде всего, помочь им приобрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей.
В разных концепциях воспитания родителей ставятся разные задачи. В одних внимание родителей сосредоточено на руководстве поведением ребенка, в других — на его интеллектуальном развитии, в третьих — на развитии личности и социальной компетентности.
Задачи воспитания родителей можно классифицировать, исходя из особенностей каждого из периодов развития ребенка и круга тех проблем, которые он должен решать на каждом этапе самостоятельно. Необходимость работы по воспитанию родителей основывается, во-первых, на их потребности в поддержке, во-вторых, на потребности самого ребенка в образованных родителях, в-третьих, на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества. Воспитание родителей в границах прав семьи на самоопределение и на основе соблюдения принципа добровольности является здоровой социальной функцией.
Воспитание родителей всегда опирается на систему ценностей (религиозных, социальных, эстетических, нравственных и др.). В нем всегда проявляются образ мышления и уровень культуры общества и учитываются потребности самих родителей. Эти положения находят отражения в разнообразных концепциях и моделях воспитания родителей, наиболее распространенными из которых являются следующие: с упором на терминологию и теорию — индивидуалистические и общественно направленные, с упором на терминологию и теорию и с акцентом на проблемы родителей и практику семейного воспитания. Рассмотрим некоторые из этих теорий.
Адлеровская модель (автор — А. Адлер). Это направление воспитания родителей основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить.494
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет потребностей ребенка. По такой модели помощь родителям должна носить воспитательный характер. Нужно научить их уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка с самого раннего детства. Необходимо помочь каждому из родителей понять детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков, развивать свои методы воспитания и развития личности.
Учебно-теоретическая модель (автор — Б. Скиннер). В основе модели лежат результаты экспериментальных исследований, с помощью которых была сделана попытка определить, каким образом установки на поведение родителей влияют на ребенка. Это направление основано на общей теории бихевиоризма. В рассматриваемой модели подчеркивается, что поведение родителей и их детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родителей состоит в их обучении быстрым техникам поведения. Поведение родителей меняется по мере осмысления ими своих и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умениями регулирования поведения.
Способами формирования поведения являются позитивное подкрепление (поощрение), негативное подкрепление (наказание) и отсутствие подкрепления (нулевое внимание). Родители играют роль «агентов» социального окружения, регулирующих поведение ребенка с помощью указанных выше средств. Родителей учат разбираться в реакциях ребенка и формировать их раздражители. Навыки диагностики поведения входят во все программы учебно-теоретического направления. Целью программ является обучение родителей наблюдению и оценке поведения и практическое применение принципов теории социального научения в изменении поведения в домашних условиях.
Модель чувственной коммуникации (автор — Т. Гордон). Модель базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса, согласно которой изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость, раскрепощенность чувств, их искренность. От развития чувственных коммуникаций к самовыражению каждого члена семьи стремится эта модель воспитания родителей, которые должны усвоить три основных умения:
• активного слушания;
• доступного для ребенка выражения собственных чувств;
СЕМЬЯ И ШКОЛА
• практического использования в семейном общении принципа «оба правы».
С названными навыками связано и умение поставить, правильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.
Модель, основанная на трансактном анализе (авторы — М. Джеймс, Д. Джонгард). Согласно теории трансактного анализа Э. Берна личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями «я». Восприятие действительности, анализ получаемой информации и реагирование индивидуума на действительность могут осуществляться по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски.
«Ребенок» в личности — это спонтанность, творчество, интуиция. С этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней представлено все самое естественное в человеке.
«Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности являются систематические наблюдения, объективность, следование законам логики, рациональность. В развитии личности с областью «взрослый» связано все сознательное.
Положение «родителя» в личности включает в себя приобретенные нормы поведения, привычки и ценности. Поведение авторитетных людей в социальном окружении учит личность определенным нормам и способам поведения через «родительскую» часть. Родительское программирование во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно осуществляется, прежде всего, через трансакции — единицы общения, которые могут быть дополнительными, т.е. способствующими Взаимопониманию, пересекающимися, вызывающими конфликты и напряжение, и скрытыми, при которых информация в ходе общения искажается. Основная задача воспитания родителей — научить членов семьи взаимным компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах, потому что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между родителями и ребенком.
Модель групповой терапии (автор — Х.Дж. Джинотт). В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо практический характер и сосредоточена на рассмотрении проблемных ситуаций.496
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воспитание родителей, по Джинотту, осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Групповые консультации должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Во время консультации родителям помогают избавиться от чувства вины, показывая аналогичные переживания в других семьях, родители делятся переживаниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях. Постепенно они начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи.
Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни (автор — И.В. Гребенников). В 70-80-е годы XX века под руководством И.В. Гребенникова была разработана и методически оснащена программа педагогического просвещения родителей, которая исходила из предположения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в семейном воспитании и семейных отношениях связана с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на особенности воспитания детей разного возраста, специфику семей и семейных проблем, а также деятельная подготовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной жизни и семейного воспитания значительно активизировал внимание к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный предмет «Этика и психология семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной проблемой реализации модели в ее психологических аспектах были отсутствие в учреждениях образования практических психологов, неспособность педагогов разрешать психологические проблемы семьи и семейного воспитания и идеологизированный характер курса «Этика и психология семейной жизни».