Степень удовлетворения школой духовных запросов учащихся
экспериментальных классов и их родителей, %
(исследования двух лет)
Показатель | Степень удовлетворения, % | |||
учащихся | родителей | |||
контр. | экспер. | контр. | экспер. | |
Интеллектуальные и др. духовные ценности | ||||
Материальные ценности, связанные с духовными | ||||
Материальные ценности, не связанные с духовными | ||||
Иные запросы и потребности | - |
ПЕДАГОГИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Налицо резкое качественное изменение после первого и второго годов работы по новым учебным планам с развитой этнокультурной составляющей за счет вариативной части Базисного учебного плана.
Анкетирование показало (табл. 32), что духовные запросы большинства респондентов (около 70%) в обследуемой микросоциальной среде представляют собой достаточно неоднородную и в то же время слабо дифференцируемую совокупность жизненных ценностных установок, реализация которых или хотя бы попытки такой реализации принесли бы осознание внутреннего духовного удовлетворения независимо от того, с каким предметом (явлением) внутреннего и внешнего мира это связано.
Таблица 33
Степень удовлетворения школой духовных запросов социума на итоговой стадии эксперимента
Варианты ответов родителей учащихся | Распределение | ответов, % |
Умение учиться самостоятельно, добывать знания | ||
Знание культуры и обычаев других народов | ||
Возможность выбрать профессию | ||
Понимание законов, норм поведения, принятых в обществе | ||
Формирование жизненной и нравственной позиции | ||
Другие | - |
Примечание. Респонденты могли выбирать несколько позиций ответов.
Таблица 34
Социальная активность учащихся, %
Показатель социальной активности | Индекс активности | |||
Контр, класс | Экспер. класс | |||
Высокий потенциал | ||||
Средневы раженны и | ||||
Низкий с нулевыми коммуникативными характеристиками | ||||
Крайне низкий с резко заниженными значениями | - |
Примечание. Первая строка таблицы отражает динамику активности уже после года эксперимента.466
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Исследованиями выявлено полное отсутствие влияния национальной или религиозной принадлежности на статусное положение ученика в классе, начиная с 7-8 класса, т.е. через 2-3 года после обучения по экспериментальным учебным планам.
За последние 7 лет в школе не было ни одного серьезного правонарушения или конфликта на межнациональной и межрелигиозной основе.
На вопрос «Есть ли среди ваших друзей представители других национальностей?» в сентябре 2000 года ответили положительно:
в 6 классах — 60%,
в 8 классах — 57%,
в 9 классах — 100%,
в 10 классах — 100%,
в 11 классах — 95% учащихся.
На вопрос «Как ты относишься к тому, что в одном классе учатся дети разных национальностей?» в сентябре 2000 года ответили положительно:
в 6 классах — 87%,
в 8 классах — 65%,
в 9 классах — 95%,
в 10 классах — 95%,
в 11 классах — 100% учащихся.
Не это ли лучшим образом доказывает успех реализации школьной концепции в достижении межэтнической и межрелигиозной толерантности?
Толерантность как средство спасения
Каждый, и самый малый, народ — есть неповторимая грань Божьего замысла.
А. Солженицын
История как гитлеровской Германии, так и сталинского режима наглядно показала, что исключение из жизни инаковой культуры (этнической, политической, религиозной, сексуальной и др.) приводит лишь к дискриминации, ксенофобии, расизму, зверству, жестокости, ненависти и страху.
Неприятие людей другой расы, другой этнической общности, другой религиозной культуры — признак недостаточной воспитанности. В наши дни много говорят о чеченской агрессивности, склонности к авантюризму, нечестности. Но ведь где, как не на Кавказе, сформировались удивительные обычаи гостеприимства, когда хозяин дома отвечал за жизнь гостя независимо от его национальной и