Функции педагогической оценки

В силу того, что воздействие оценки на развитие школьника мно­госторонне, она может обладать многими функциями. По Б.Г. Ананьеву оценка может быть:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

• ориентирующей, воздействующей на умственную работу школьника, содействующей осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний;

• стимулирующей, воздействующей на эффективно-волевую сфе­ру посредством переживания успеха и неуспеха, формирова­ния притязаний и намерений, поступков и отношений;

• воспитывающей — под непосредственным влиянием отметки происходит «ускорение или замедление темпов умственной ра­боты, качественные сдвиги (изменение приемов работы), изме­нение в структуре апперцепции, преобразование интеллекту­альных механизмов».

Благодаря этому оценка воздействует на интеллектуальную и аф­фективно-волевую сферы, т.е. на личность школьника в целом.

Педагогическая оценка воздействует на изменение отношений и мнений, существующих в школе между классом и школьником. «Из­менение мнений о школьнике и отношений внутри класса под вли­янием педагогической оценки есть первое превращение педагоги­ческой оценки в новую оценочную форму. Второе видоизменение происходит в семье. Педагогическая оценка влияет на взаимоотно­шения между семьей и школой». К сожалению, эти положения Б.Г. Ананьева до сих пор не получили должного осознания и ис­пользования в педагогической деятельности.

Под влиянием оценочных воздействий у детей формируются та­кие важные качества личности как самооценка и уровень притяза­ний. Самооценочные воздействия являются сильным корректирую­щим фактором поведения и деятельности личности.

По А.И. Липкиной, возрастная динамика самооценки учащихся «детерминирована» не столько их объективными возможностями, сколько влиянием оценочных воздействий учителя и учеников клас­са. Оценочная позиция двоечника или отличника уже к четвертому классу приобретает в их деятельности значение глобального факто­ра, распространяющегося на весь процесс учения, в том числе и получение отметки учеником. «Практически это проявляется в ре­дукции стимулирующей функции отметки у старшеклассников, хотя в начальной школе они не смирились с позицией двоечника».

Б.Г. Ананьев считает, что разный уровень требований педагога к учащимся с разной успеваемостью формирует у них разный уровень притязаний. Так, сильные ученики в текущей работе высоко оцени­ваются педагогами и поэтому образуют высокий уровень притяза­ний, «очень часто влекущий за собой переоценку собственных зна­ний и задержку в дальнейшем качественном продвижении». Сла­бые учащиеся в текущей работе оцениваются педагогами низко, что способствует формированию у них низкого уровня притязаний: «при-432

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

тязания стимулируются лишь четвертным учетом, имеющим для них слабо ответственное значение, их напряженная работа в этот период дает обычно относительное продвижение, учитываемое в оценке педагогом».

Общая тенденция многих работ по проблеме оценивания успеш­ности учебной деятельности учащихся состоит в том, что одной из ведущих функций оценки называется контроль как условие форми­рования знаний и умений у обучающихся. «Без контроля, без обрат­ной связи, без сведения о том, какой и почему получен фактический результат, без последующей коррекции ошибочных действий обуче­ние становится «слепым», неуправляемым, а точнее, просто переста­ет быть управлением», — считает Н.В. Кузьмина. С реализацией кон­тролирующей функции оценки открывается возможность эффектив­ного управления процессом обучения и воспитания учащихся.

В Педагогической энциклопедии оценка рассматривается как оп­ределение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним школьны­ми программами.

На современном этапе развития начальной школы, когда при­оритетной целью обучения является развитие личности школьни­ка, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

- качество усвоения предметных знаний-умений-навыков, их со­ответствие требованиям государственного стандарта началь­ного образования;

- степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, ху­дожественной) ;

- степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифици­ровать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

- уровень развития познавательной активности, интересов и отно­шения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные — словесными суждениями (характеристиками учени­ка). Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интере­сов и самостоятельностью обучающегося.

Наши рекомендации