Компьютерное обучение в начальных классах

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка, оказывают большое вли­яние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.396

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Существенно изменяется и характер его любимой практической дея­тельности — игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

Начиная учиться в школе, он может почувствовать определен­ный дискомфорт. Не во всех школах сегодня еще есть оснащенные технологические классы; устаревшие учебные программы и методи­ческие приемы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения.

Одним из таких средств, обладающих уникальными возможнос­тями и широко распространенных и апробированных в школах ин­дустриально развитых держав, и является компьютер.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, кни­ги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной ими­тировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным парт­нером, способным очень тонко реагировать на его действия и запро­сы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и муд­рый наставник, сказочник миров и персоналий, вершина интеллек­туальных достижений человека, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и формировании их психофизических качеств и развития личности. Использование ком­пьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит вполне естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благопо­лучного эмоционального фона.

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи ко­торого можно значительно разнообразить процесс обучения. С дру­гой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учи­телей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и ме­тоды обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов — всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.

Следует ли детям использовать компьютеры в школе?

Многие педагоги считают, что да. У некоторых имеются возра­жения философского или чисто практического характера. Однако все согласны с тем, что какая-то адаптация школы к компьютерно­му веку необходима.

Мы находимся в состоянии перехода от индустриального века к информационному. Это означает, в частности, что все чаще мы стал-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

киваемся с необходимостью обработки постоянно возрастающего объема информации.

Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеж­дению, что благодаря полученным знаниям о компьютерах и приоб­ретенным навыкам работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире.

Многие убеждены в том, что компьютер предоставляет новые возможности для творческого развития детей и их учителей, позво­ляет освободиться от нудного традиционного курса обучения и раз­работать новые идеи и средства выражения, дает возможность ре­шать более интересные и сложные проблемы.

Главным аргументом в пользу введения курса компьютерной гра­мотности для учащихся младших классов является принцип равно­правного доступа к образованию. Если ставится задача научить де­тей использовать возможности вычислительной техники, изучение компьютеров не может быть уделом только старшеклассников.

Ряд педагогов сомневается в реальности достижения целей ком пьютерной грамотности в младших классах. Некоторые считают, что компьютеры — средство отвлечения внимания детей в классе, другие — что невозможно подготовить учителей к использованию компьютерной грамотности без серьезной профессиональной подго­товки их в области вычислительной техники. Третьи выражают опасение, что целое поколение людей не сможет складывать и вы­читать числа, если не будет рядом компьютера. Одним из серьезных аргументов против включения компьютеров в содержание школь­ного обучения является столь быстрое развитие вычислительной тех­ники, что даже постоянно обновляемая программа будет хроничес­ки отставать от него.

Еще более серьезным возражением служит то обстоятельство, что дети будут гораздо меньше общаться друг с другом, поскольку зна­чительную часть времени они будут проводить за компьютером.

Однако у школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная же цель адаптации в том, что детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать зада­чи, общаться с людьми и понимать суть изменений, необходимых обществу.

Цели компьютеризации обучения и содержание учебно-образо­вательной деятельности в школе должны быть интегрированы на уроках математики, общественных дисциплин, естествознания и родного языка.398

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Такая интеграция не может быть завершена в течение одного года или стать результатом реализации какого-то обучения. Наобо­рот, это процесс, у которого нет конца.

Реализация этих целей будет варьировать от школы к школе, от одного школьного предмета к другому. Но важно отметить, что все эти вариации будут происходить в рамках общих целей, рассматри­ваемых в определенной последовательности, что позволит каждому ученику из года в год пополнять свои знания и формировать новые практические навыки работы на компьютерах на основе ранее при­обретенного опыта.

В такой ситуации компьютер станет средством распространения и обмена информацией между учениками и учителями. Если же компьютерная деятельность на уроке ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, то в этом случае она не только не будет отвлекать детей от школьного предмета, а, скорее, будет спо­собствовать развитию у ребенка повышенного интереса к нему.

Компьютер фокусирует лишь те изменения в содержании обуче­ния, которые должны быть осуществлены в качестве ответной реак­ции на сдвиги, происходящие в мире.

Наши рекомендации