Компьютерное обучение в начальных классах
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка, оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.396
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности — игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.
Начиная учиться в школе, он может почувствовать определенный дискомфорт. Не во всех школах сегодня еще есть оснащенные технологические классы; устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения.
Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах индустриально развитых держав, и является компьютер.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, сказочник миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человека, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и формировании их психофизических качеств и развития личности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит вполне естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов — всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.
Следует ли детям использовать компьютеры в школе?
Многие педагоги считают, что да. У некоторых имеются возражения философского или чисто практического характера. Однако все согласны с тем, что какая-то адаптация школы к компьютерному веку необходима.
Мы находимся в состоянии перехода от индустриального века к информационному. Это означает, в частности, что все чаще мы стал-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
киваемся с необходимостью обработки постоянно возрастающего объема информации.
Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что благодаря полученным знаниям о компьютерах и приобретенным навыкам работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире.
Многие убеждены в том, что компьютер предоставляет новые возможности для творческого развития детей и их учителей, позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идеи и средства выражения, дает возможность решать более интересные и сложные проблемы.
Главным аргументом в пользу введения курса компьютерной грамотности для учащихся младших классов является принцип равноправного доступа к образованию. Если ставится задача научить детей использовать возможности вычислительной техники, изучение компьютеров не может быть уделом только старшеклассников.
Ряд педагогов сомневается в реальности достижения целей ком пьютерной грамотности в младших классах. Некоторые считают, что компьютеры — средство отвлечения внимания детей в классе, другие — что невозможно подготовить учителей к использованию компьютерной грамотности без серьезной профессиональной подготовки их в области вычислительной техники. Третьи выражают опасение, что целое поколение людей не сможет складывать и вычитать числа, если не будет рядом компьютера. Одним из серьезных аргументов против включения компьютеров в содержание школьного обучения является столь быстрое развитие вычислительной техники, что даже постоянно обновляемая программа будет хронически отставать от него.
Еще более серьезным возражением служит то обстоятельство, что дети будут гораздо меньше общаться друг с другом, поскольку значительную часть времени они будут проводить за компьютером.
Однако у школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная же цель адаптации в том, что детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, необходимых обществу.
Цели компьютеризации обучения и содержание учебно-образовательной деятельности в школе должны быть интегрированы на уроках математики, общественных дисциплин, естествознания и родного языка.398
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Такая интеграция не может быть завершена в течение одного года или стать результатом реализации какого-то обучения. Наоборот, это процесс, у которого нет конца.
Реализация этих целей будет варьировать от школы к школе, от одного школьного предмета к другому. Но важно отметить, что все эти вариации будут происходить в рамках общих целей, рассматриваемых в определенной последовательности, что позволит каждому ученику из года в год пополнять свои знания и формировать новые практические навыки работы на компьютерах на основе ранее приобретенного опыта.
В такой ситуации компьютер станет средством распространения и обмена информацией между учениками и учителями. Если же компьютерная деятельность на уроке ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, то в этом случае она не только не будет отвлекать детей от школьного предмета, а, скорее, будет способствовать развитию у ребенка повышенного интереса к нему.
Компьютер фокусирует лишь те изменения в содержании обучения, которые должны быть осуществлены в качестве ответной реакции на сдвиги, происходящие в мире.