Т 0.2. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме
Идеи толерантности должны пронизывать не только воспитательную, но и учебную деятельность детских садов, школ, ПТУ, колледжей и вузов. Такой опыт в нашей стране уже имеется. Еще в 1993 году в Ростове-на-Дону был создан уникальный образовательный комплекс этнокультуры «детский сад № 177 — средняя школа № 15», который спустя 8 лет стал школой-лабораторией Академии педагогических и социальных наук. Формирование этнокультуры (в комплексе обучаются представители 38 национальностей и всех мировых религий) осуществляется здесь через различные формы деятельности (рис. 22):
- факультативы;
- кружки;
- центры национальной культуры;
- развитие национального творчества;
- совместное творчество;
- связь с землячествами.
В школе и детском саду введены региональные курсы (в счет вариативной части Базисного учебного плана):
«Литература народов Приазовья»;
«Экология человека»;
«Этическая грамматика»;
«Питание и культура народов мира»;
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
«Мифы древних славян»;
«Основы христианской культуры»;
«Этнография»;
«Жилище как центр мироздания»;
«Человек и космология»;
«Математика как часть мировой культуры»;
«Этические ценности мировых религий»;
«Армянский язык»;
«Семейно-бытовая культура донского казачества» и др.
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кроме того, даже в классические научные дисциплины (например, в курсе математики и литературы) педагоги вводят региональный компонент и элементы сравнительной педагогики. В итоге за последние 8 лет в школе не было ни одного конфликта на межнациональной или религиозной основе, а психолого-педагогическая диагностика выявила высокий индекс толерантности учащихся.
В качестве иллюстрации приведем концепцию урока этической грамматики в 4 классе, разработанную Т.П. Рябухиной. Тема урока: «Все мы разные, все мы равные»1.
Образовательные задачи:
• обучающая — расширение знаний учащихся в сфере этнокуль-туры;
• развивающая — развитие логического мышления, наблюдательности;
• воспитательная — формирование межнациональной, межконфессиональной, межкультурной толерантности. План урока:
1. Вступительное слово учителя:
На Земле живет более 6 миллиардов человек. Они относятся к разным нациям, расам и религиям. Есть народы численностью более 100 млн каждый, например: русские, японцы, китайцы, бенгальцы. Немцев, французов, итальянцев — по несколько десятков миллионов. Но есть и малочисленные народы. Наверное, самый маленький из них — племя тасадай на Филиппинах. В нем всего 28 человек. Живут они в горных пещерах, промышляют охотой и сбором диких растений и до недавних пор даже не знали, что, кроме них, на планете Земля есть еще люди.
Всего народов на Земле, больших и малых, около 2 тыс. Они говорят на разных языках, у них разные обычаи. Различаются народы и по внешнему облику. У японцев, к примеру, волосы черные и жесткие, а глаза миндалевидной формы. Все бенгальцы смуглые, а народы Тропической Африки — темнокожие, с курчавыми волосами.
Большинство народов говорят на своих особых языках. Но есть и исключения. Так, англичане и американцы говорят одинаково по-английски, немцы и австрийцы — по-немецки, испанцы и большинство народов Южной и Центральной Америки — по-испански. Но это разные народы — у каждого из них своя история, образ жизни, обычаи, своя судьба и культура.
2. Подведение итогов конкурса рисунков на тему: «Художественные промыслы моего народа» (рисунки выполнялись как домашнее задание).
1 Надпись на флаге Европы.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
3. Конкурс «Мы — переводчики».
Учитель зачитывает пословицы разных народов. Учащимся предлагается вспомнить близкую по содержанию пословицу из устного народного творчества:
— Добрый друг поднимет человека, плохой друг — совсем погубит (азербайджанская).
— Если хочешь узнать человека, попутешествуй с ним (английская).
— Птицу узнают в полете, человека — в работе (армянская).
— Скорый успех людям на смех (белорусская).
— Желаешь познакомиться с человеком, расспроси сначала о его друзьях (грузинская).
— Неважно, в чем человек пришел. Важно, что принес он в душе (корейская).
— Дерево ценится по плодам, человек — по умению (татарская).
— Не одежда красит человека, а добрые дела (украинская).
4. Слово учителя:
Много различий между народами, но еще больше между ними схожего, общего. Все они составляют человечество. Стремление народов к дружбе и сотрудничеству становится все сильнее.
В нашей стране люди всех национальностей (а их в России по последней переписи насчитывается около 200) имеют равные права, которые защищают Конституция и «Декларация о правах человека». А сейчас мы побеседуем о каждой статье «Конвенции о правах ребенка».
5. В заключение занятия детям предлагается сделать иллюстрации к статьям «Конвенции о правах ребенка».
Итог работы — оформление альбома «Мы имеем право...».
Технология «Диалог культур»
Эта технология, разработанная B.C. Библером, С.Ю. Кургановым, И.Е. Берляндом и др., была апробирована в последнем десятилетии XX века в школах Красноярска, Москвы, Томска, Харькова, Новосибирска в параллелях как начальной, так и полной средней школы. В основу технологии «Диалог культур» положены идеи М.М. Бахтина «О культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С. Выготского и положения «философской логики "культуры» B.C. Библера. Именно этот «культуроцентричный» подход роднит «Диалог культур» с этнокультурными технологиями.
Концептуальные идеи
— диалог —• компонент внутреннего содержания личности;
— многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога;388
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- диалог есть позитивное содержание свободы личности и др. При этом термин «диалог» имеет всеобщий смысл:
• Диалог — это не просто эвристический прием усвоения монологического знания и умения, но и определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий (понятие — диалогично по своей логической природе и по своей психологической — для сознания — данности).
• Диалог, имеющий реальный образовательный действенный смысл, — это диалог культур, общающихся между собой в контексте современной культуры, в средоточии основных вопросов бытия, основных точек удивления нашего разума.
• Диалог, подразумеваемый «Школой диалога культур», — это постоянный диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления.
Содержательная часть «Школы диалога культур» идет по хронологическому возрастанию.
1—2 классы начальной школы. Это классы, в которых завязываются те «узелки» понимания, что станут основными предметами освоения, разноречия, диалогов в последующих классах. Эти узлы или точки удивления:
- загадка слова;
- загадка числа;
- загадка явлений природы;
— загадка момента истории;
- загадка сознания;
- загадка предметного орудия...
3—4 классы — Античная культура.
5—6 классы — Культура Средневековья.
7—8 классы — Культура Нового времени (XVII-XIX вв.).
9-10 классы — Культура современности.
11 класс — Класс специально диалогический. Этот класс — педагогический, позволяющий определить сквозной смысл нашей «школы диалога культур», как своеобразной школы — педучилища, готовящей — впрок — будущих преподавателей школы XXI века.
Технология диалога
• Диагностика готовности учащихся к диалогическому общению: базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения.
• Поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
• Переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение ситуаций.
• Продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога.
• Проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися.
• Гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т.п.).
Особенности занятий
— Последовательность классов отвечает последовательности основных исторических культур (античной, средневековой и т.д.).
- Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удивления» — исходных загадок бытия и мышления: загадки слова, загадки числа, загадки явления природы, загадки Я-сознания.
- Обучение строится не на учебниках, а на реальных текстах той или иной культуры.
- Автор программы для каждого класса — педагог вместе с детьми.
- Игровые сосредоточия: физические игры, словесные игры с элементами поэтики, художественный образ, элементы ручного труда, ремесла; музыка, театр.
В процессе диалога учитель ставит учебную проблему.
В качестве иллюстрации ниже приводятся фрагменты «Заметок к программе 1-2 классов школы диалога культур», опубликованные B.C. Библером.
Загадки слова. Учитель должен быть внимательным к таким ребячьим открытиям и трудностям: слово как момент высказывания — в разных «речевых жанрах», слово как (одновременно) момент предложения в жесткой системе грамматических правил, слово — в его самобытийности, в его внутриречевой слитности и неразделимости. Соответственно слово и сам язык — как основа сообщения, информации (о чем-то...) в споре, как основа рефлексии.
Проблема поэтической этимологии, спектра возможных «хлебни-ковских» словосочетаний, корневых слов, «фантастических», но возможных «спряжений» и «склонений». Язык наличный и язык возможный. Игра устной и письменной речи, обращенной к «потусто-390
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
роннему» (во времени и пространстве) собеседнику. Якобсоновские функции слова, языка... Все это и многое другое должен знать и понимать учитель, чтобы уловить и угадать, и не пропустить речевую гениальность ребенка. Таковы те «вдумчивые» основы, из которых могут и должны быть развиты (в уме и в руках) навыки и правила семантики, синтаксиса, прагматики, необходимые для условного и в этом смысле игрового взаимопонимания в контексте родного языка. Грамматическая правильность — как особая форма языковой воспитанности.
Загадки числа. Рождение идеи числа, математического отношения к миру, к «третьему миру» Поппера, — в сопряжении и диалоге процессов измерения (по отношению к континуальным протяжениям во времени и пространстве); счета дискретных, единичных, неделимых (иначе это — уже — иные предметы) вещей, «атомов», «монад»; напряжения (степени...), — температуры, мускульного усилия и т.д. Число как невозможное сочетание, перекресток этих, как минимум, «трех» форм идеализации.
Ученик все время дол,жен понимать: число (математический объект и математическое действие, отождествление) невозможно в реальном бытии. Здесь бесконечность конечного расстояния (и временного промежутка), и дискретность математического объекта на фоне бесконечности разделения; возникает неделимое число, составленное из суммирования многих «ничто». Но одновременно ученик должен соотносить «идеальный предмет математики», этот самый невозможный объект — с реальными вещами этого мира, с реальными действиями, в том числе физическими, — шагами, откладыванием линейки и т.п.
Исходное соотношение «фигурного» (геометрического) и «арифметического» числового представления (такое соотношение понадобится затем как основа всей математической культуры в Античном мире). Различная идея числа — в пространственной и временной бесконечности. Бесконечно большое и бесконечно малое, смысл идеи «отождествления» —• превращение предмета реального в математический объект... Все это и многое другие — и есть, опять же, тот потенциал учительской догадливости, что позволяет педагогу-диа-логисту быть внимательным и чутким к детской математической гениальности, к детским аналогам современных математических (множество, число, «теорема существования» и др.) парадоксов. И еще одно — в контексте всех этих загадочностей «числа» и вообще математического понимания мира учитель не должен забывать процесс формирования навыков счета, измерения, простейших математических правил и действий, решения задач.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Загадки явления природы. Отдельное самостоятельное явление (росток, трава, лист, дерево, ветер, река, волна, звезда, земля, солнце...) и природная целостность — почва, воздух и солнце — сосредоточенная в ростке, в траве, в дереве... Бесконечная Вселенная и — Земля, планета..., «капля, все в себя вбирающая», и — отдельный от нее мир... Предмет природы — ее часть (частность, особенность, проявление) и — ее начало, возможность, исток... Предмет — образ целого. Неразделимость того, что — в будущем курсе — станет основой отдельных отраслей естествознания — механики, физики, биологии, химии. Предрасположенность этих расхождений. Существенен вопрос: «Что есть живое?». Варианты отгадок. Предвосхищение — в форме наивных вопросов — ответа Эшби, Дарвина или современной генетики. Зависимость от среды, но — заряженность на бесконечность развертывания и реализации в бесчисленных поколениях. Предвосхищенность экологических загадок. Человек и природа. Природа как образ человека, и человек как образ природного целого. Игра этих загадок. Что означает — «мир (предмет природы) прекрасен?». Человек (ребенок), понимающий природу, — кто он? Натуралист? Путешественник? Земледелец? Естествоиспытатель? Техник? Наивный натурфилософ? Поэт? Народные загадки о предметах природы. Весь этот спектр загадок — потенциал внимания учителя к гениальности «натуралиста» — ученика.