Т 0.2. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме

Идеи толерантности должны пронизывать не только воспитатель­ную, но и учебную деятельность детских садов, школ, ПТУ, коллед­жей и вузов. Такой опыт в нашей стране уже имеется. Еще в 1993 году в Ростове-на-Дону был создан уникальный образовательный комплекс этнокультуры «детский сад № 177 — средняя школа № 15», который спустя 8 лет стал школой-лабораторией Академии педаго­гических и социальных наук. Формирование этнокультуры (в ком­плексе обучаются представители 38 национальностей и всех миро­вых религий) осуществляется здесь через различные формы дея­тельности (рис. 22):

- факультативы;

- кружки;

- центры национальной культуры;

- развитие национального творчества;

- совместное творчество;

- связь с землячествами.

В школе и детском саду введены региональные курсы (в счет вариативной части Базисного учебного плана):

«Литература народов Приазовья»;

«Экология человека»;

«Этическая грамматика»;

«Питание и культура народов мира»;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

«Мифы древних славян»;

«Основы христианской культуры»;

«Этнография»;

«Жилище как центр мироздания»;

«Человек и космология»;

«Математика как часть мировой культуры»;

«Этические ценности мировых религий»;

«Армянский язык»;

«Семейно-бытовая культура донского казачества» и др.

Т 0.2. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме - student2.ru

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кроме того, даже в классические научные дисциплины (напри­мер, в курсе математики и литературы) педагоги вводят региональ­ный компонент и элементы сравнительной педагогики. В итоге за последние 8 лет в школе не было ни одного конфликта на межнаци­ональной или религиозной основе, а психолого-педагогическая ди­агностика выявила высокий индекс толерантности учащихся.

В качестве иллюстрации приведем концепцию урока этической грамматики в 4 классе, разработанную Т.П. Рябухиной. Тема уро­ка: «Все мы разные, все мы равные»1.

Образовательные задачи:

• обучающая — расширение знаний учащихся в сфере этнокуль-туры;

• развивающая — развитие логического мышления, наблюдатель­ности;

• воспитательная — формирование межнациональной, межкон­фессиональной, межкультурной толерантности. План урока:

1. Вступительное слово учителя:

На Земле живет более 6 миллиардов человек. Они относятся к разным нациям, расам и религиям. Есть народы численностью бо­лее 100 млн каждый, например: русские, японцы, китайцы, бен­гальцы. Немцев, французов, итальянцев — по несколько десятков миллионов. Но есть и малочисленные народы. Наверное, самый маленький из них — племя тасадай на Филиппинах. В нем всего 28 человек. Живут они в горных пещерах, промышляют охотой и сбо­ром диких растений и до недавних пор даже не знали, что, кроме них, на планете Земля есть еще люди.

Всего народов на Земле, больших и малых, около 2 тыс. Они гово­рят на разных языках, у них разные обычаи. Различаются народы и по внешнему облику. У японцев, к примеру, волосы черные и жест­кие, а глаза миндалевидной формы. Все бенгальцы смуглые, а наро­ды Тропической Африки — темнокожие, с курчавыми волосами.

Большинство народов говорят на своих особых языках. Но есть и исключения. Так, англичане и американцы говорят одинаково по-английски, немцы и австрийцы — по-немецки, испанцы и боль­шинство народов Южной и Центральной Америки — по-испански. Но это разные народы — у каждого из них своя история, образ жизни, обычаи, своя судьба и культура.

2. Подведение итогов конкурса рисунков на тему: «Художествен­ные промыслы моего народа» (рисунки выполнялись как домашнее задание).

1 Надпись на флаге Европы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

3. Конкурс «Мы — переводчики».

Учитель зачитывает пословицы разных народов. Учащимся пред­лагается вспомнить близкую по содержанию пословицу из устного народного творчества:

— Добрый друг поднимет человека, плохой друг — совсем погу­бит (азербайджанская).

— Если хочешь узнать человека, попутешествуй с ним (англий­ская).

— Птицу узнают в полете, человека — в работе (армянская).

— Скорый успех людям на смех (белорусская).

— Желаешь познакомиться с человеком, расспроси сначала о его друзьях (грузинская).

— Неважно, в чем человек пришел. Важно, что принес он в душе (корейская).

— Дерево ценится по плодам, человек — по умению (татарская).

— Не одежда красит человека, а добрые дела (украинская).

4. Слово учителя:

Много различий между народами, но еще больше между ними схожего, общего. Все они составляют человечество. Стремление на­родов к дружбе и сотрудничеству становится все сильнее.

В нашей стране люди всех национальностей (а их в России по последней переписи насчитывается около 200) имеют равные права, которые защищают Конституция и «Декларация о правах челове­ка». А сейчас мы побеседуем о каждой статье «Конвенции о правах ребенка».

5. В заключение занятия детям предлагается сделать иллюстра­ции к статьям «Конвенции о правах ребенка».

Итог работы — оформление альбома «Мы имеем право...».

Технология «Диалог культур»

Эта технология, разработанная B.C. Библером, С.Ю. Кургано­вым, И.Е. Берляндом и др., была апробирована в последнем десяти­летии XX века в школах Красноярска, Москвы, Томска, Харькова, Новосибирска в параллелях как начальной, так и полной средней школы. В основу технологии «Диалог культур» положены идеи М.М. Бахтина «О культуре как диалоге», идеи «внутренней речи» Л.С. Выготского и положения «философской логики "культуры» B.C. Библера. Именно этот «культуроцентричный» подход роднит «Диалог культур» с этнокультурными технологиями.

Концептуальные идеи

— диалог —• компонент внутреннего содержания личности;

— многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога;388

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- диалог есть позитивное содержание свободы личности и др. При этом термин «диалог» имеет всеобщий смысл:

• Диалог — это не просто эвристический прием усвоения моно­логического знания и умения, но и определение самой сути и смысла усваиваемых и творчески формируемых понятий (по­нятие — диалогично по своей логической природе и по своей психологической — для сознания — данности).

• Диалог, имеющий реальный образовательный действенный смысл, — это диалог культур, общающихся между собой в контексте современной культуры, в средоточии основных воп­росов бытия, основных точек удивления нашего разума.

• Диалог, подразумеваемый «Школой диалога культур», — это постоянный диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта (художника) и теоретика как основа реального разви­тия творческого (гуманитарного) мышления.

Содержательная часть «Школы диалога культур» идет по хроно­логическому возрастанию.

1—2 классы начальной школы. Это классы, в которых завязыва­ются те «узелки» понимания, что станут основными предметами освоения, разноречия, диалогов в последующих классах. Эти узлы или точки удивления:

- загадка слова;

- загадка числа;

- загадка явлений природы;

— загадка момента истории;

- загадка сознания;

- загадка предметного орудия...

3—4 классы — Античная культура.

5—6 классы — Культура Средневековья.

7—8 классы — Культура Нового времени (XVII-XIX вв.).

9-10 классы — Культура современности.

11 класс — Класс специально диалогический. Этот класс — педа­гогический, позволяющий определить сквозной смысл нашей «шко­лы диалога культур», как своеобразной школы — педучилища, гото­вящей — впрок — будущих преподавателей школы XXI века.

Технология диалога

• Диагностика готовности учащихся к диалогическому обще­нию: базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения.

• Поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся воп­росов и проблем, благодаря которым может эффективно фор­мироваться собственный смысл изучаемого материала.

Т 0.2. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме - student2.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

• Переработка учебного материала в систему проблемно-конф­ликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обо­стрение ситуаций.

• Продумывание различных вариантов развития сюжетных ли­ний диалога.

• Проектирование способов взаимодействия участников дискус­сии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися.

• Гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситу­аций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть по­ведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуа­ции, дискуссии и т.п.).

Особенности занятий

— Последовательность классов отвечает последовательности ос­новных исторических культур (античной, средневековой и т.д.).

- Обучение в каждом учебном цикле строится на основе внут­реннего диалога, завязанного вокруг основных «точек удив­ления» — исходных загадок бытия и мышления: загадки сло­ва, загадки числа, загадки явления природы, загадки Я-со­знания.

- Обучение строится не на учебниках, а на реальных текстах той или иной культуры.

- Автор программы для каждого класса — педагог вместе с деть­ми.

- Игровые сосредоточия: физические игры, словесные игры с элементами поэтики, художественный образ, элементы руч­ного труда, ремесла; музыка, театр.

В процессе диалога учитель ставит учебную проблему.

В качестве иллюстрации ниже приводятся фрагменты «Заметок к программе 1-2 классов школы диалога культур», опубликованные B.C. Библером.

Загадки слова. Учитель должен быть внимательным к таким ре­бячьим открытиям и трудностям: слово как момент высказывания — в разных «речевых жанрах», слово как (одновременно) момент пред­ложения в жесткой системе грамматических правил, слово — в его самобытийности, в его внутриречевой слитности и неразделимости. Соответственно слово и сам язык — как основа сообщения, инфор­мации (о чем-то...) в споре, как основа рефлексии.

Проблема поэтической этимологии, спектра возможных «хлебни-ковских» словосочетаний, корневых слов, «фантастических», но воз­можных «спряжений» и «склонений». Язык наличный и язык воз­можный. Игра устной и письменной речи, обращенной к «потусто-390

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

роннему» (во времени и пространстве) собеседнику. Якобсоновские функции слова, языка... Все это и многое другое должен знать и по­нимать учитель, чтобы уловить и угадать, и не пропустить речевую гениальность ребенка. Таковы те «вдумчивые» основы, из которых могут и должны быть развиты (в уме и в руках) навыки и правила семантики, синтаксиса, прагматики, необходимые для условного и в этом смысле игрового взаимопонимания в контексте родного языка. Грамматическая правильность — как особая форма языковой воспи­танности.

Загадки числа. Рождение идеи числа, математического отноше­ния к миру, к «третьему миру» Поппера, — в сопряжении и диало­ге процессов измерения (по отношению к континуальным протяже­ниям во времени и пространстве); счета дискретных, единичных, неделимых (иначе это — уже — иные предметы) вещей, «атомов», «монад»; напряжения (степени...), — температуры, мускульного усилия и т.д. Число как невозможное сочетание, перекресток этих, как минимум, «трех» форм идеализации.

Ученик все время дол,жен понимать: число (математический объект и математическое действие, отождествление) невозможно в реальном бытии. Здесь бесконечность конечного расстояния (и вре­менного промежутка), и дискретность математического объекта на фоне бесконечности разделения; возникает неделимое число, состав­ленное из суммирования многих «ничто». Но одновременно ученик должен соотносить «идеальный предмет математики», этот самый невозможный объект — с реальными вещами этого мира, с реаль­ными действиями, в том числе физическими, — шагами, отклады­ванием линейки и т.п.

Исходное соотношение «фигурного» (геометрического) и «ариф­метического» числового представления (такое соотношение понадо­бится затем как основа всей математической культуры в Античном мире). Различная идея числа — в пространственной и временной бесконечности. Бесконечно большое и бесконечно малое, смысл идеи «отождествления» —• превращение предмета реального в математи­ческий объект... Все это и многое другие — и есть, опять же, тот потенциал учительской догадливости, что позволяет педагогу-диа-логисту быть внимательным и чутким к детской математической гениальности, к детским аналогам современных математических (множество, число, «теорема существования» и др.) парадоксов. И еще одно — в контексте всех этих загадочностей «числа» и вообще математического понимания мира учитель не должен забывать про­цесс формирования навыков счета, измерения, простейших матема­тических правил и действий, решения задач.

Т 0.2. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме - student2.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Загадки явления природы. Отдельное самостоятельное явление (росток, трава, лист, дерево, ветер, река, волна, звезда, земля, сол­нце...) и природная целостность — почва, воздух и солнце — сосре­доточенная в ростке, в траве, в дереве... Бесконечная Вселенная и — Земля, планета..., «капля, все в себя вбирающая», и — отдельный от нее мир... Предмет природы — ее часть (частность, особенность, проявление) и — ее начало, возможность, исток... Предмет — образ целого. Неразделимость того, что — в будущем курсе — станет ос­новой отдельных отраслей естествознания — механики, физики, биологии, химии. Предрасположенность этих расхождений. Суще­ственен вопрос: «Что есть живое?». Варианты отгадок. Предвосхи­щение — в форме наивных вопросов — ответа Эшби, Дарвина или современной генетики. Зависимость от среды, но — заряженность на бесконечность развертывания и реализации в бесчисленных по­колениях. Предвосхищенность экологических загадок. Человек и природа. Природа как образ человека, и человек как образ природ­ного целого. Игра этих загадок. Что означает — «мир (предмет при­роды) прекрасен?». Человек (ребенок), понимающий природу, — кто он? Натуралист? Путешественник? Земледелец? Естествоиспы­татель? Техник? Наивный натурфилософ? Поэт? Народные загадки о предметах природы. Весь этот спектр загадок — потенциал вни­мания учителя к гениальности «натуралиста» — ученика.

Наши рекомендации