Технологии коллективного взаимообучения
Обучение — это общение человека с человечеством.
А. Петровский
4.6.1. Коллективные способы обучения (КСО)
Коллективные способы обучения появились в 1918 году, когда педагог А.Г. Ривин (1877-1944) провел на хуторе Корнин под Киевом необычный педагогический эксперимент. Он около года один вел занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индивидуально и в парах, ученики решали задачи, изучали разделы учебников, разучивали стихотворения, готовили доклады, контролировали знания. Традиционного учебного расписания не было.
Каждый учение изучил курс 3-4-летнего обучения. Впечатляющим было развитие учеников. Неразвитые сельские подростки быстро научились доказывать, рассказывать, дискутировать, анализировать сложные тексты по истории, литературе, философии, проявили преподавательские способности.
В Корнине были сделаны три педагогических открытия:
• впервые в истории отечественной и мировой педагогики шла интенсивная коллективная работа в сменных парах и в микрогруппах;342
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
• были разработаны основы методики работы учащихся друг с другом — технология нового учебно-воспитательного процесса;
• впервые был создан разновозрастной самообразовательный учебный коллектив, который сам себя обучал, сам себя проверял, самоуправлялся, что, однако, не уменьшало роли педагога.
Технологии коллективного взаимообучения, в т.ч. и КСО, позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим чертам каждой школы и обслуживаемого ею социума, поэтому их можно с полной уверенностью отнести к лич-ностно-ориентированным педагогическим технологиям.
В.К. Дьяченко, современный теоретик коллективных способов обучения, считает, что обучение есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения (табл. 24).
Таблица 24
Организационнаяструктура учебного процесса и стадии ее развития
Вид общения
Опосредованное общение через письменную речь
2. Общение в паре
3. Групповое общение
4. Общение в парах сменного состава
Организационная форма обучения
1. Индивидуальная
2. Парная (один учит другого)
3. Групповая (один одновременно учит (многих)
4. Коллективная (каждый учит каждого)
Способ обучения
1. Индивидуальный способ обучения (ИСО) — до XVI-XVII вв.; включает две формы: парную и индивидуальную.
2. Групповой способ обучения (ГСО) — XVII-XX вв. включает три формы: групповую, парную и индивидуальную
3. Коллективный способ обучения (КСО); включает все четыре формы: юллективную, групповую, [парную и индивидуальную
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белл-ланкастерской системе взаимного обучения. Суть
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется то, что белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.
А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем.
КСО — это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми — диалогических пар.
Принципы:
- завершенности, или ориентации на высшие конечные результаты;
- непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу;
- сотрудничества и взаимодействия между учениками;
- разнообразия тем и задания (разделение труда);
- разноуровневости (разновозрастности) участников педагогического процесса;
- обучения по способности индивида;
- педагогизация деятельности каждого участника.
Особенности методики
Методика поабзацной проработки текста (А.Г. Ривин). Разработана для изучения деловых статей или научных текстов в парах сменного состава.
Варианты работы в парах:
- статичная пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» — «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
- динамичная пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;344
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
• вариативная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания. Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочередно то в роли слушателя (ученика), то в роли рассказчика (учителя). Оптимальное количество тем в группе девять-одиннадцать. Поэтому, если в классе тридцать—сорок учеников, то, следовательно, три-четыре одновременно «ведут», «специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются пятнадцать-двадцать, а то и больше рассказов, которые распределяются между детьми.
Объем статей для изучения не должен быть слишком маленьким (не менее одной страницы).
С самого начала перед каждым учеником ставится цель: овладеть материалом данной ему статьи так, чтобы уметь ее рассказать, ответить на все вопросы.
Таблица 25 Особенности методики КСО в сравнении с ГСО (по В.К. Дьяченко)
гсо
КСО
Организационные
четкость, упорядоченность
говорит один
общение учащихся отсутствует
молчание
постоянное рабочее место
- отсутствует
- говорят все '- все общаются
- рабочий шум
- смена
Дидактические
обучает профессиональный педагог весь материал — сразу и для всех мало самостоятельности сотрудничество отсутствует усвоение и применение — разнесены
- обучают ученики
- разные темпы и материал
- полная самостоятельность
- сотрудничество — основа обучения
- максимально приближены
Развивающие
• ученик — объект
• уравниловка, усреднение гпособностей детей
• систематический характер обучения не учатся выступать не умеют объяснять
- ученик — субъект+объект
- в соответствии с индивидуальными особенностями
- спонтанный характер
- учатся выступать, рассуждают, доказывают
- развитие педагогических способностей
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Окончание табл. 25
ГСО | КСО |
Восп итательны е | |
- каждый работает на себя - отношения — неколлективистские | - на себя и на других - отношения ответственной зависимости: коллективистские |
Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя (рис. 17).
Работа в динамичных парах
Определение1 целей деятельности а О | — | Инструктаж (установление правил деятельности} А О | ——— » | Распределение функций, формирование групп, пар А 0 П | — | о— о о— о | —— » | о о 1 t 0 О | °х° о о | Подведение итогов тематические зачеты) оапо | ||
Участники: О — ученик; А — учитель; П — общественный актив Рис. 17. Технологическая схема КСО
Пример: Оле учитель физики дал тему «Рефракция света в земной атмосфере». Оля приступает к работе по своей теме с Петей. Книгу положили посередине, и один из них прочитал первый абзац текста. Вместе обсудили, о чем речь, и подобрали заглавие: «1) Возникновение рефракции света в земной атмосфере», записали в тетради.
Такую же работу они проделали по Петиной статье. После этого Оля перешла к Гале и вручила ей свою тетрадь. Галя прочитала заглавие и попросила рассказать ей о том, как возникает рефракция света в земной атмосфере.
Когда вопрос был выяснен, Оля прочитала следующий абзац, обсудили, вместе подыскали подходящее заглавие, и после согласования Галя записала Оле в тетрадь новое заглавие: «2) Определение астрономической и земной рефракции». Все то же было проделано и по статье Гали.
Третий абзац Оля прорабатывала с Борисом, но сначала она ему изложила содержание двух предыдущих абзацев так, чтобы у него не было надобности их перечитывать. Борис в тетрадь Оли записал346
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
заглавие третьего абзаца: «3) Траектория светового луча, приходящего к земному наблюдателю».
Оля сделала еще четыре встречи и проработала четыре абзаца (части) текста. Каждому новому напарнику она излагала содержание того, что проработала с предыдущими товарищами, они читали и обсуждали вместе новую часть текста, озаглавливали, и каждый новый «сотрудник» записывал ей в тетрадь следующее заглавие. В результате получился план, состоящий из семи пунктов. В конце занятия, Оля снова встретилась с Петей, которому изложила всю тему от начала и до конца. К этому моменту Петя также заканчивал свою тему и мог уже полностью изложить ее Оле, ответить на ее вопросы, дать советы, как лучше эту тему изучить.
Работа Оли над изучением своей статьи (текста) с разными товарищами по очереди является типичной при использовании методики А. Ривина для изучения разных учебных предметов. Суть этой методики заключается в том, что каждый ученик получает свою особую тему (статью) и прорабатывает ее не в одиночку и не в паре с каким-то одним учеником, а постепенно, работая по очереди то с одним, то с другим, то с третьим одноклассником.
Когда ученик заканчивает проработку статьи, тогда он еще раз ее всю перечитывает или просматривает, чтобы окончательно дать полное ее изложение кому-то из своих требовательных товарищей либо выступить перед малой группой, либо воспроизвести и ответить на вопросы учителя, либо сделать выступление перед классом. Возможно также и письменное изложение статьи.
Обратная методика Ривина: учащиеся находят и прорабатывают различные литературные источники по теме и сами составляют текст.
Методика «Обмен заданиями» (М.А. Мкртчян). Работа начинается с ввода или так называемого «запуска» раздела. Преподаватель, работая индивидуально с каждым по очереди, объясняет, как решается задача «а» того задания, которое должен выполнять ученик. Дает теоретическую консультацию, записывает решение задачи прямо в тетрадь ученика. Задачу «б» своего задания ребята решают самостоятельно, а правильность решения проверяют у преподавателя. После проверки ученику ставится в таблице учета « + ».
Раздел считается введенным в работу (запущенным в технологический процесс), если каждое его задание выполнено хотя бы одним учеником. На карточках или в тетради даются по два однотипных задания (упражнения, задачи или вопросы). Каждое задание имеет свой номер. Удобно задания нумеровать буквами и цифрами: ВА4, МК7. Буквы для обозначения разделов, цифры — для номеров задания в данном разделе.
Пример: задания по разделу «Решение неравенств» (РН).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Задание РН1
Решить неравенства:
а) 2 : (1 - 2х) < 3 : (х + 5); б) 3 : (х + 2) < 5 : (2 - х).
Задание РН2
Решить неравенства:
а) х2 + х - 2 > х; б) м2 + 5х + 4 > х + 2.
Как работают ученики? Предположим, Витя подготовлен и знает решение всех задач из задания РН1, а Коля — решение всех задач из РН2. Объединяясь в пару, они могут обменяться знаниями: Витя учит Колю решению задачи «а» из задания РН1; если нужно, он дает теоретические объяснения, отвечает на вопросы Коли. Записать решение задачи и необходимые формулы он может прямо в Колину тетрадь.
Затем таким же образом учит Коля, объясняя Вите, как решается задача «а» из задания РН2. Потом Коля самостоятельно решает задачу «б» из задания РН1, а Витя — задачу «б» из задания РН2 (задача «б» решается таким же способом, как и задача «а» в любом из заданий). Проверив друг у друга правильность решения, ребята расходятся. На этом их работа в паре заканчивается. Каждый из них ищет себе нового партнера. Для облегчения поиска применяется цветная маркировка карточек.
Методика изучения раздела состоит в следующем. Предположим, что шесть учеников: Коля, Витя, Саша, Олег, Женя и Никита — приступают к выполнению заданий по разделу «Решение неравенств». Для этого составлены шесть заданий: PHI, PH2, РНЗ, РН4, РН5, РН6. Все шесть заданий даются ученикам, и делается отметка в таблице учета.
Задания
Ученик
Коля
Витя
Саша
Олег
Женя
Никита
РН1
РН2
РНЗ
РН4
РН5
РН6
Далее, чтобы выполнить остальные задания, школьники работают друг с другом в парах, как описано выше, а в таблице учета делаются соответствующие отметки («+») о проработке заданий. Каждый из ребят выполняет все шесть заданий, взаимодействуя с разными партнерами.348
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Работа классного коллектива в целом выглядит так. Сначала организуются несколько групп по пять-семь ребят в каждой. Самое трудное — «запуск»: в классе может действовать одновременно пять-шесть групп и все по разным темам. Например, первая группа выполняет задание по разделу РН — решение неравенств; вторая — по разделу ЧП — числовые последовательности.
По возможности на «урок запуска» приходит не один учитель, а два-три и даже больше, помогая таким образом друг другу осуществить Ьачало работы. Можно привлечь к «запуску» учеников старших классов. Работа старшеклассников (общественного актива) с младшими является нормой, обычным явлением при коллективном способе обучения.
В мурманской методике взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем теоретический материал и упражнения распределяются по карточкам, которые выдаются учащимися с заданием освоить (повторить) в самостоятельной работе (причем «самозапуска»). Затем каждый выбирает партнера и происходит взаимообучение, выполнение упражнения на закрепление, обмен карточками, поиск нового партнера.
При этом ведется экран учета работы учащихся, применяются маршрутные карты, различные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Итоговый контроль имеет разновидности:
- зачет по «вертикали» (несколько учащихся принимают зачет по определенной карточке у всех в данном классе);
- зачет по «горизонтали» (принимает зачет один параллельный класс у другого в парах);
- зачет принимают учитель и ассистенты — учащиеся того же класса;
- зачет принимают учителя, пришедшие на коллективное занятие в эту школу (заседание МО);
- «зачет-вертушка», проводимый в группах переменного состава, где в роли экспертов-координаторов могут быть учащиеся, учителя, учителя других школ;
- тестирование машинное и безмашинное.
Одним из преимуществ КСО является высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличение времени для индивидуальной помощи учащимся.
Экспериментально доказано, что когда человек обучает других, он запоминает до 95% изучаемого материала. Этим и объясняется высокая эффективность КСО.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
4.6.2. Групповое обучение(ТО) Общие сведения
По В.К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения можно отнести:
- классно-урочную организацию;
- лекционно-семинарскую систему;
— формы дифференциации учебного процесса;
— дидактические игры;
- белл-ланкастерскую систему;
- бригадно-лабораторный метод;
- метод проектов;
- метод Трампа.
Применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутрикласс-ные групповые.
И.Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:
• Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
• Работа в статичных парах.
• Групповая работа (на принципах дифференциации).
• Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
• Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе.
Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся.
Гипотеза: способ организации деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
- взаимное обогащение учащихся в группе;
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);
- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учетной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
- обмен способами действия — задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности — решения проблемы;
- взаимопонимание — диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Особенности организации
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конк-ретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одина-ковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который по-зволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждо-го члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифферен-цированная — выполнение различных заданий разными группами. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающе-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
муся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания
а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
б) инструктаж о последовательности работы;
в) раздача дидактического материала по группам. 2. Групповая работа
г) знакомство с материалом, планирование работы в группе;
д) распределение заданий внутри группы;
е) индивидуальное выполнение задания;
ж) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
з) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
и) подведение итогов группового задания.
Заключительная часть
к) сообщение о результатах работы в группах;
л) анализ познавательной задачи, рефлексия;
м) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.
Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться примерно 6 и заключительная часть — 2 единицы.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Групповая форма работы наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах); на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач; при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.