Образ человека в историко-культурном развитии (человек как предмет воспитания)
Познай самого себя... Фалес из Милета
Этимология слова «человек» насчитывает по меньшей мере три группы значений:
• греческое — «взгляд», «запрокинутый ввысь», «цветущий лик »;
• иудео-латинское — Адам — от еврейского «Земля» (подчеркивается телесно-материальный аспект);
• индогерманское — «мыслящий», «наделенный духом».
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
Сложности и проблемы нашего времени заставляют многих обратиться к беспокойным исканиям цели и смысла жизни, сути самого Человека, сути Истины. Эти искания вполне естественны, ибо еще Иммануил Кант заметил, что каждый должен искать ответы на вопросы:
• Что я могу знать?
• Что я должен делать?
• На что я смею надеяться?
• Что есть Человек?
Сакраментальный вопрос «Что есть Истина?» многим хорошо известен как по Евангелию от Иоанна, так и по названию знаменитой картины русского художника Н.Н. Ге, находящейся в Третьяковской галерее. Простые зрители и даже специалисты-искусствоведы по-разному относятся к этой картине, но перед ней всегда толпится народ... Не потому ли, что этот вопрос стоит перед каждым мыслящим человеком, но почти никто, даже из философов, не может дать четко сформулированный ответ.
Еще более сложным является вопрос «Что есть Человек?». В мире известны десятки концепций человека, и в каждой из них есть доля общечеловеческого понимания идеала. Наибольшую известность обрели следующие представления о сути Человека.
В Древней Греции человек хотел познать самого себя и в этом видел разгадку бытия, источник философского познания. Эллины создали культ человеческого тела. Они славили его прекрасные черты, восхищались этим удивительным созданием природы. Даже боги приняли у греков образ человека. А ведь жившие до возникновения античной цивилизации азиатские народы наделяли свои божества скорее фантастическими, чем людскими свойствами.
В греческой философии и искусстве природа человека, его облик, его тело, его образ — ничто не подлежало сомнению, все представлялось идеалом совершенства и гармонии. Греки создали культ природного естества людей, полагая, что всякое изменение натурального облика сына Земли непозволительно. Они высоко отзывались о духе человека. Они говорили о достоинстве индивида, о предназначенности любого его свойства. Платон (427-347 гг. до н.э.) сформулировал мысль о всестороннем, гармоническом расцвете человеческих качеств. Он полагал, что наслаждение, к которому стремится человек, должно быть в определенной степени обуздано. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в противовес Платону считал, что разумное услаждение тела есть благо.
К концу древней эпохи эллинско§ представление о человеке существенно изменилось. Сенека (5 до н.э. — 65 г.), например, не смог совместить моральные нормы стоиков с благоговением перед178
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
человеческой природой. Он отверг идею благости человеческого существа. Он пришел к мысли, что в самом человеке гнездится неразумение, греховность. Тело к этому времени стало рассматриваться лишь как временное хранилище души. Дух, согласно Сенеке, выше тела. Сенека заменил Космос на Бога. В философско-этических «Письмах к Луцилию» он писал: «А что лучшее в человеке? Разум, который выделяет его среди животных и приближает к Богам. Значит, совершенный разум есть благо, присущее именно человеку, ибо все остальное он делит с животными...».
В русле гуманистических традиций Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н.э.) был одним из первых, кто выделил человека, задумался над его оценкой, сравнил с другими существами, окружающим миром. Ему принадлежит известный афоризм: «Человек есть мера всех вещей».
Христианская концепция человека сформулирована в пятикни-жье Моисея и в Нагорной проповеди Христа. Христианство — это религия любви. Христос многократно говорит о верности заповедям Моисея:
• Не сотвори себе кумира.
• Не произноси имени Господа своего напрасно.
• Почитай отца и матерь свою.
• Не убивай.
• Не прелюбодействуй...
Бог через Моисея определил меру наказания за нарушение этих заповедей. Идеал человека — не оскорблять других словом, жить в целомудрии, не употреблять насилия, терпеть обиды, любить врагов, ненавидящих нас, не делать различий между ними и своими согражданами.
Плоть в христианстве рассматривается как причина всех человеческих злоключений. Подлинной святостью окружается лишь фигура аскета, великомученика, страстотерпца. Религия хоть и изобличала греховность плоти, не ставила под сомнение полноценности самой человеческой природы. По словам Н. Бердяева, «христианство освободило человека от власти космической бесконечности. Оно поставило его в зависимость от Бога, а не от природы».
Христианская концепция обрекает человека на путь трудный и трагический, как у Иисуса, ведь впереди — Голгофа. В любом случае человек должен оставаться нравственным, не забывая своего «Я». У Иисуса трагическая вера, трагическая надежда, трагическая любовь. Эта концепция человека аскетичного, который в земной жизни готовит себя к служению Богу.
Чарльз Дарвин (1809—1882), изучавший медицину и богословие, намеревавшийся в свое время стать священником, совершил в