Образ человека в историко-культурном развитии (человек как предмет воспитания)

Познай самого себя... Фалес из Милета

Этимология слова «человек» насчитывает по меньшей мере три группы значений:

• греческое — «взгляд», «запрокинутый ввысь», «цветущий лик »;

• иудео-латинское — Адам — от еврейского «Земля» (подчер­кивается телесно-материальный аспект);

• индогерманское — «мыслящий», «наделенный духом».

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Сложности и проблемы нашего времени заставляют многих об­ратиться к беспокойным исканиям цели и смысла жизни, сути са­мого Человека, сути Истины. Эти искания вполне естественны, ибо еще Иммануил Кант заметил, что каждый должен искать ответы на вопросы:

• Что я могу знать?

• Что я должен делать?

• На что я смею надеяться?

• Что есть Человек?

Сакраментальный вопрос «Что есть Истина?» многим хорошо из­вестен как по Евангелию от Иоанна, так и по названию знаменитой картины русского художника Н.Н. Ге, находящейся в Третьяковс­кой галерее. Простые зрители и даже специалисты-искусствоведы по-разному относятся к этой картине, но перед ней всегда толпится народ... Не потому ли, что этот вопрос стоит перед каждым мысля­щим человеком, но почти никто, даже из философов, не может дать четко сформулированный ответ.

Еще более сложным является вопрос «Что есть Человек?». В мире известны десятки концепций человека, и в каждой из них есть доля общечеловеческого понимания идеала. Наибольшую изве­стность обрели следующие представления о сути Человека.

В Древней Греции человек хотел познать самого себя и в этом видел разгадку бытия, источник философского познания. Эллины создали культ человеческого тела. Они славили его прекрасные чер­ты, восхищались этим удивительным созданием природы. Даже боги приняли у греков образ человека. А ведь жившие до возникновения античной цивилизации азиатские народы наделяли свои божества скорее фантастическими, чем людскими свойствами.

В греческой философии и искусстве природа человека, его об­лик, его тело, его образ — ничто не подлежало сомнению, все пред­ставлялось идеалом совершенства и гармонии. Греки создали культ природного естества людей, полагая, что всякое изменение нату­рального облика сына Земли непозволительно. Они высоко отзыва­лись о духе человека. Они говорили о достоинстве индивида, о пред­назначенности любого его свойства. Платон (427-347 гг. до н.э.) сформулировал мысль о всестороннем, гармоническом расцвете че­ловеческих качеств. Он полагал, что наслаждение, к которому стре­мится человек, должно быть в определенной степени обуздано. Ари­стотель (384-322 гг. до н.э.) в противовес Платону считал, что ра­зумное услаждение тела есть благо.

К концу древней эпохи эллинско§ представление о человеке су­щественно изменилось. Сенека (5 до н.э. — 65 г.), например, не смог совместить моральные нормы стоиков с благоговением перед178

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

человеческой природой. Он отверг идею благости человеческого су­щества. Он пришел к мысли, что в самом человеке гнездится нера­зумение, греховность. Тело к этому времени стало рассматриваться лишь как временное хранилище души. Дух, согласно Сенеке, выше тела. Сенека заменил Космос на Бога. В философско-этических «Письмах к Луцилию» он писал: «А что лучшее в человеке? Разум, который выделяет его среди животных и приближает к Богам. Зна­чит, совершенный разум есть благо, присущее именно человеку, ибо все остальное он делит с животными...».

В русле гуманистических традиций Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н.э.) был одним из первых, кто выделил человека, задумался над его оценкой, сравнил с другими существами, окружающим миром. Ему принадлежит известный афоризм: «Человек есть мера всех ве­щей».

Христианская концепция человека сформулирована в пятикни-жье Моисея и в Нагорной проповеди Христа. Христианство — это религия любви. Христос многократно говорит о верности заповедям Моисея:

• Не сотвори себе кумира.

• Не произноси имени Господа своего напрасно.

• Почитай отца и матерь свою.

• Не убивай.

• Не прелюбодействуй...

Бог через Моисея определил меру наказания за нарушение этих заповедей. Идеал человека — не оскорблять других словом, жить в целомудрии, не употреблять насилия, терпеть обиды, любить вра­гов, ненавидящих нас, не делать различий между ними и своими согражданами.

Плоть в христианстве рассматривается как причина всех челове­ческих злоключений. Подлинной святостью окружается лишь фи­гура аскета, великомученика, страстотерпца. Религия хоть и изоб­личала греховность плоти, не ставила под сомнение полноценности самой человеческой природы. По словам Н. Бердяева, «христиан­ство освободило человека от власти космической бесконечности. Оно поставило его в зависимость от Бога, а не от природы».

Христианская концепция обрекает человека на путь трудный и трагический, как у Иисуса, ведь впереди — Голгофа. В любом случае человек должен оставаться нравственным, не забывая своего «Я». У Иисуса трагическая вера, трагическая надежда, трагическая любовь. Эта концепция человека аскетичного, который в земной жизни гото­вит себя к служению Богу.

Чарльз Дарвин (1809—1882), изучавший медицину и богосло­вие, намеревавшийся в свое время стать священником, совершил в

Наши рекомендации