Работа в классах повышенного педагогического внимания
Из всякого ребенка можно сделать человека.
Я. А. Каменский
Нездоровые тенденции в обществе
В последнее десятилетие XX в. в России четко наметилась драматическая тенденция — снижение интеллекта. По исследованиям центра психологической диагностики Советского района Ростова-на-Дону, индекс интеллекта IQ у выпускников школ (9 и 11 классы) ежегодно снижается на 1-3%. Примерно такой же процент роста дефектов интеллекта, эмоциональной сферы и моторики руки у поступающих в 1-й класс регистрирует ежегодно, например, психолого-логопедическая служба экспериментальной ростовской СШ № 83 Железнодорожного района. Зав. кафедрой педагогики Новочеркасского промышленно-гуманитарного колледжа О.А. Максимова выявила ежегодное снижение подготовленности абитуриентов к обучению в НГПК на 3-5%.142
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В Государственном докладе 1994 г. «О положении детей в Российской Федерации» появился новый термин — децелерация, массовое торможение в интеллектуальном развитии детей и подростков. Децелерация — это объективная реальность, не считаться с нею — преступление. Поэтому уже несколько лет в крупных городах создаются не только специальные школы-интернаты для умственно-отсталых детей, но и в обычных школах — классы повышенного педагогического внимания (ППВ). Основанием для этого служат реаультаты психолого-педагогической диагностики. Там, где контингент учащихся в параллели обучения невелик и классы ППВ выделить невозможно (их наполняемость должна быть 12-18 человек), разрабатываются специальные методики обучения.
Уровень подготовки детей к начальному образованию в наши дни редко превышает 25%, зато существенно растет процент детей, нуждающихся в логопедической помощи (табл. 13).
Таблица 13
Контингент первоклассников, нуждающихся в логопедической
помощи, в % (исследования логопеда СШ № 95
Г. Ростова-на-Дону Н.Е. Земской)
Сроки диагностики | Нарушение звукопроизношения | Снижение фонем этического слуха | Бедность словаря |
сентябрь 1995 сентябрь 1999 | 28 37 | 7 26 | 28 66 |
Примечание: СШ № 95 по всем учебным, демографическим и социальным показателям является среднестатистической в г. Рос-тове-на-Дону, уступающей в масштабах России по интеллектуальному потенциалу только Москве и Санкт-Петербургу.
Причины, обусловившие децелерацию последних поколений, множественны:
- массовая алкоголизация и наркотизация населения;
- злоупотребления в использовании фармацевтических препаратов;
- некачественное питание беременных;
- последствия Чернобыльской катастрофы;
- «афганский» и «чеченский» синдром;
- телегония (решающее влияние на потомство женщины первого в ее жизни мужчины — часто не лучшего по генофонду);
- социальная фрустрация и др.
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
Еженедельник «Семья» еще в 1990 г. сообщал, что в России каждый пятый родившийся ребенок — больной; из них 5-8% имеют наследственную патологию, 1% — врожденные аномалии.
В одной из передач по НТВ 22 мая 1997 г. прозвучало, что около 30% детей России являются исключительными (так «мягко» по рекомендации В.П. Кащенко мы называем детей с различными психическими дефектами — интеллекта, речи, моторики руки, эмоциональной сферы). Исследования Института детства Российского детского фонда показали, что лишь у 10-15% детей интересы многообразны, осознанны и достаточно легко дифференцируются; у 20-30% — отличаются духовным убожеством и ограничиваются сферой «зарабатывания денег»; у 45-50% интересы никак не проявляются или проявляются в заявлениях «делать нечего».
На этом фоне резко ухудшились межличностные отношения. Бесчеловечность, зависть, злоба, жестокость, грубость, глупость, как показывают исследования того же Института, — серьезная причина драк между подростками.
Согласно данным МВД России, 70% преступных групп составляют несовершеннолетние. Подростки активно участвуют в антиобщественных акциях и социальных конфликтах; пополняют ряды теневого бизнеса, рэкетиров; преступность среди несовершеннолетних все более приобретает ярко выраженную корыстную направленность.
Такие нездоровые тенденции определяются, несомненно, социальной фрустрацией: неопределенностью будущего, невостребован-ностью личности, социальной незащищенностью как взрослых, так и детей. На наш взгляд, есть еще более глубокие причины утраты мотивации обучения и личностного роста. По исследованиям Института детства, 14% подростков признаются, что они глубоко «одиноки»; 20% считают, что у них мало друзей или один друг; 60% имеют довольно широкий круг межличностного общения, однако их контакты с друзьями далеко не всегда основаны на духовной близости и общих интересах.
Отсюда вытекает важность новых педагогических методик, гарантирующих повышение мотивации обучения, гуманизацию межличностных отношений, актуализацию знания как ценности, повышение индекса интеллекта и духовности учащихся.