Работа в классах повышенного педагогического внимания

Из всякого ребенка можно сделать человека.

Я. А. Каменский

Нездоровые тенденции в обществе

В последнее десятилетие XX в. в России четко наметилась дра­матическая тенденция — снижение интеллекта. По исследованиям центра психологической диагностики Советского района Ростова-на-Дону, индекс интеллекта IQ у выпускников школ (9 и 11 клас­сы) ежегодно снижается на 1-3%. Примерно такой же процент ро­ста дефектов интеллекта, эмоциональной сферы и моторики руки у поступающих в 1-й класс регистрирует ежегодно, например, психо­лого-логопедическая служба экспериментальной ростовской СШ № 83 Железнодорожного района. Зав. кафедрой педагогики Новочеркас­ского промышленно-гуманитарного колледжа О.А. Максимова выя­вила ежегодное снижение подготовленности абитуриентов к обуче­нию в НГПК на 3-5%.142

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В Государственном докладе 1994 г. «О положении детей в Рос­сийской Федерации» появился новый термин — децелерация, мас­совое торможение в интеллектуальном развитии детей и подрост­ков. Децелерация — это объективная реальность, не считаться с нею — преступление. Поэтому уже несколько лет в крупных горо­дах создаются не только специальные школы-интернаты для ум­ственно-отсталых детей, но и в обычных школах — классы повы­шенного педагогического внимания (ППВ). Основанием для этого служат реаультаты психолого-педагогической диагностики. Там, где контингент учащихся в параллели обучения невелик и классы ППВ выделить невозможно (их наполняемость должна быть 12-18 чело­век), разрабатываются специальные методики обучения.

Уровень подготовки детей к начальному образованию в наши дни редко превышает 25%, зато существенно растет процент детей, нуж­дающихся в логопедической помощи (табл. 13).

Таблица 13

Контингент первоклассников, нуждающихся в логопедической

помощи, в % (исследования логопеда СШ № 95

Г. Ростова-на-Дону Н.Е. Земской)

Сроки диагностики   Нарушение звукопроизношения   Снижение фонем этического слуха   Бедность словаря  
сентябрь 1995 сентябрь 1999   28 37   7 26   28 66  

Примечание: СШ № 95 по всем учебным, демографическим и социальным показателям является среднестатистической в г. Рос-тове-на-Дону, уступающей в масштабах России по интеллектуаль­ному потенциалу только Москве и Санкт-Петербургу.

Причины, обусловившие децелерацию последних поколений, множественны:

- массовая алкоголизация и наркотизация населения;

- злоупотребления в использовании фармацевтических препа­ратов;

- некачественное питание беременных;

- последствия Чернобыльской катастрофы;

- «афганский» и «чеченский» синдром;

- телегония (решающее влияние на потомство женщины перво­го в ее жизни мужчины — часто не лучшего по генофонду);

- социальная фрустрация и др.

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Еженедельник «Семья» еще в 1990 г. сообщал, что в России каж­дый пятый родившийся ребенок — больной; из них 5-8% имеют наследственную патологию, 1% — врожденные аномалии.

В одной из передач по НТВ 22 мая 1997 г. прозвучало, что около 30% детей России являются исключительными (так «мягко» по ре­комендации В.П. Кащенко мы называем детей с различными пси­хическими дефектами — интеллекта, речи, моторики руки, эмоци­ональной сферы). Исследования Института детства Российского дет­ского фонда показали, что лишь у 10-15% детей интересы многообразны, осознанны и достаточно легко дифференцируются; у 20-30% — отличаются духовным убожеством и ограничиваются сфе­рой «зарабатывания денег»; у 45-50% интересы никак не проявля­ются или проявляются в заявлениях «делать нечего».

На этом фоне резко ухудшились межличностные отношения. Бес­человечность, зависть, злоба, жестокость, грубость, глупость, как показывают исследования того же Института, — серьезная причина драк между подростками.

Согласно данным МВД России, 70% преступных групп составля­ют несовершеннолетние. Подростки активно участвуют в антиобще­ственных акциях и социальных конфликтах; пополняют ряды тене­вого бизнеса, рэкетиров; преступность среди несовершеннолетних все более приобретает ярко выраженную корыстную направленность.

Такие нездоровые тенденции определяются, несомненно, соци­альной фрустрацией: неопределенностью будущего, невостребован-ностью личности, социальной незащищенностью как взрослых, так и детей. На наш взгляд, есть еще более глубокие причины утраты мотивации обучения и личностного роста. По исследованиям Ин­ститута детства, 14% подростков признаются, что они глубоко «оди­ноки»; 20% считают, что у них мало друзей или один друг; 60% имеют довольно широкий круг межличностного общения, однако их контакты с друзьями далеко не всегда основаны на духовной близости и общих интересах.

Отсюда вытекает важность новых педагогических методик, га­рантирующих повышение мотивации обучения, гуманизацию меж­личностных отношений, актуализацию знания как ценности, повы­шение индекса интеллекта и духовности учащихся.

Наши рекомендации