Освоение государственного стандарта знаний
Начальная школа закладывает основы функциональной грамотности учащихся, приобщает их к основам отечественной и мировой культуры, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ основной школы.
Содержание начального образования ориентировано на первоначальное формирование основных сторон культуры личности — познавательной, коммуникативной, экологической, эстетической, физической культуры и нравственности. На этом возрастном этапе в рамках формирования познавательной культуры выделяются два самостоятельных курса: «Окружающий мир» и »Математика». Выделение математики в качестве самостоятельного курса связано с ее большой ролью в познании и коммуникации.
Изучение языков направлено на формирование коммуникативной и эстетической культуры, изучение литературы и искусства — на развитие нравственных и эстетических начал личности.
Факультативы обычно формируются в зависимости от типа школы. Например, могут быть введены уроки армянского или корейского языков в русскоязычной школе; уроки азбуки искусств, живописи, графики и декоративно-прикладного искусства в архитектурной или художественно-промышленной школе; уроки общей экологии в школе природы.
В основной школе, по окончании которой учащиеся впервые получают право выбора профессии, им предоставляется возможность проверить свои силы в разных видах деятельности и областях знаний. На этой ступени получает развитие дифференциация обучения, которая, однако, не затрагивает базового ядра обязательных учебных курсов, единого для школ всей страны, и основная школа еще не является профильно-дифференцированной. Основные образовательные области:
- языки и литература,
- математика,
- природа,
- общество,
- информатика,
- искусство,
- физическая культура,
- технологии (трудовая подготовка).
В качестве региональных обязательных дисциплин в разных областях, краях и республиках вводятся основы экономики, безопасности жизнедеятельности человека, экология, мировая художественная культура. В число факультативов и дисциплин по выбору обыч-84
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
но попадают те, которые отражают специфику концепции развития школы. Например, в учебном расписании школы диалога культур могут быть:
- «Этнография»;
- «Питание и культура народов мира»;
- «Человек и космология»;
- «Экология и человек»;
- «Математика как элемент мировой культуры»;
- «Глаз и оптические приборы».
На III ступени обучения (полная средняя школа) Базисный учебный план имеет тот же набор образовательных областей, что и на предыдущей. Однако полная общая школа строится по принципу профильной дифференциации. Обязательные занятия по выбору школы достигают наибольшего удельного веса.
В зависимости от профиля школы отдельные образовательные области могут быть представлены здесь самостоятельными учебными дисциплинами или интегрированными курсами. Время на изучение самостоятельных курсов может быть увеличено за счет часов, отведенных на обязательное изучение которых завершилось в основной школе (например, русского языка — в школе гуманитарной ориентации). Могут появляться и новые дисциплины, связанные с профилем школы или обеспечивающие профессиональную подготовку учащихся.
Не следует, однако, думать, что в классах освоения государственного стандарта знаний содержание образования останется таким надолго. Образовательный стандарт разрабатывается на конкурсной основе и утверждается на уровне закона не реже одного раза в 10 лет. Есть все основания считать, что в ближайшие годы он опять будет изменен. Новая философия производства считает, что физический труд в недалеком будущем перестанет преобладать и уступит место труду в социальной сфере (что мы уже частично наблюдаем). Технология биосенсора и биочипа, генная инженерия изменят все сферы жизни, особенно медицину, промышленное производство, образование. Школа из ведомого учреждения постепенно превратится в ведущее; уже в наши дни формируется индустрия знаний, открытая всем возрастам работающих и безработных (например, дистанционное обучение взамен наших убогих вечерних школ). Человеческое знание в эпоху информатики становится ключевым ресурсом, а школа — одним из ведущих учреждений, в котором создаются и обновляются знания.
Стратегия образования должна быть согласована с новыми функциями школы, которой надлежит стать источником знаний и творческой активности, научиться быстро освобождаться от устаревше-
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
го содержания, учить самостоятельно решать возникающие проблемы. Центр тяжести новой школы — развитие способностей ученика; он должен получать знания, помогающие принятию реальных ответственных решений.
Главной целью школы, должно являться воспитание и развитие свободной, гуманной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Главными задачами школы должны быть:
- научение мыслить (развитие интеллекта детей);
- воспитание чувств (формирование нравственных отношений);
- физическая и психологическая закалка. Научить мыслить — это:
- развитие мыслительных способностей детей;
- обеспечение знаний на уровне мировых стандартов;
- формирование познавательных интересов;
- раннее выявление и развитие индивидуальных творческих задатков;
- выработка жизненных ценностей, понимание источников добра, зла, смысла жизни. Воспитание чувств означает:
- научить любить людей и жизнь;
- приобщить к духовным ценностям как национальным, так и мировым;
- сформировать нравственное отношение к человеку, труду, природе России;
- индивидуальное воспитание характера каждого ребенка;
- развитие его коммуникативных качеств.
И если наша школа может гарантировать реализацию этой программы, то в каждом нашем ученике мы к моменту окончания школы обязательно увидим признаки зрелой личности:
- бескорыстие, доброту,
- верность, отзывчивость,
- жертвенность, честность,
- уважение к человеку, чувство ответственности,
- терпимость, самоконтроль,
- демократичность, способность к творчеству,
- стремление к сотрудничеству,
- почтительность к родителям,
- великодушие, стремление к совершенству, • эмпатию, чувство собственного, достоинства.2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ 2.1. Основные дидактические понятия
Все, что мы знаем, — ограничено, чего мы не знаем — бесконечно.
П. Лаплас
Прошло более 300 лет со времени написания Я.А. Коменским «Великой дидактики», а теория обучения (именно так в наши дни зовется дидактика) до сих пор не обрела стройности и четкости определений и понятий. Так, полвека назад профессор Дж. О'Коннор утверждал, что теория обучения представляет собой не более чем вежливую формулу, прикрывающую спекулятивный характер ее положений. То же самое, но в более вежливой форме позднее констатировал И.Я. Лернер: «Главное состоит в том, что до сих пор дидактика... не представляет целостной системы знаний, т.е. каждый блок (или единица) дидактических занятий не выводится из предыдущего и не определяет последующее».
Если отнестись с доверием к высказываниям многих науковедов и специалистов по теории познания, утверждающих, что основной движущей силой развития наук являются запросы практики, то следует признать существование удивительного феномена «застоя» — более трех веков одна из самых многочисленных практик (а практика обучения именно таковой и является) порождает множество проблем и, тем не менее, продолжает существовать. Современная отечественная педагогика не имеет устоявшейся терминологии, допускает произвольное толкование ее предмета, собственных законов, категорий, основных понятий. В наличии множество синонимов, противоречий, неточностей, отсутствие специальных терминов при явной реальности понятий, перегрузка иноязычными терминами. Все это свидетельствует о продолжающемся (хотя и недопустимо затянувшемся!) процессе становления дидактики как науки.
Обучение как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебой и другими видами деятельности и поведения учащихся.
Схематически процесс обучения как целостную систему можно представить следующим образом (рис. 4).
Системообразующим понятием процесса обучения, как системы, выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляю-
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
щими этого процесса выступают средства управления. Они включают: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и др.), организационные формы обучения, как процесса и учебной деятельности учащихся. Связь средств обучения, как переменных компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами, зависит от цели обучения и его конечного результата. Они образуют устойчивое единство и целостность, подчиненные общим целям воспитания:
Содержание учебного материала
Методы обучения
Деятельность преподавания | |||
i i | i | ||
Деятельность учения |
Результат
Рис. 4. Модель структуры учебного процесса
Все практико-ориентированные исследовательские грани теории обучения вращаются вокруг следующих понятий:
- принципы обучения;
- методы обучения;
- формы учебных понятий;
- структура урока;
- средства обучения;
- методы контроля знаний.
Именно эти педагогические категории и рассматриваются ниже.
Принципы обучения
Лучше самому терпеть, чем обижать другого. Русская поговорка из словаря В. Даля
Дидактика опирается главным образом на следующие принципы обучения: научности, систематичности, связи теории с практикой,88
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ!
сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения индивидуального и кол-* лективного. Все эти принципы обучения взаимосвязаны и взаимо-; зависимы, дополняют и обуславливают друг друга.
В принципах обучения заключен исторический и педагогичес- • кий опыт, общественный смысл, они выражают картину состояния : процесса обучения. В то же время, если смотреть с позиции современной науки и требований школы, они не имеют доказательной основы. Однако в качестве отправной платформы теории обучения они совершенно необходимы.
Принципы обучения имеют достаточно четкие определения.
Принцип научности. В содержании этого принципа указывается, что все сообщаемые учебные сведения должны находиться в полном соответствии с современной наукой.
Для учебного процесса существенную роль играет степень научности как мера оценки значения научных факторов, теории и гипотетических положений. С определением степени научности связана форма научного выражения предметов изучения. Форма научности и язык науки являются существенными показателями характера изучаемых предметов. Значительное внимание в обучении следует уделять строгости и корректности выражения научной информации, системы изложения и связей.
Принцип систематичности означает, что все знания, сообщаемые учащимся, должны ими усваиваться в определенной, педагогически обоснованной системе. Но система понимается в дидактике упрощенно, только как систематичность, как последовательность и логическая связь в изучении материала. Исходя из этого принципа, педагог обосновывает и применяет средства и метод обучения.
Принцип наглядности рассматривается, наряду с принципом доступности, в качестве основополагающего: подчеркивается высокая значимость наглядных опор.
Принцип связи теории с практикой. Теория и практика обучения рассматриваются как единое и неразрывное в системе приобретения знаний и навыков.
Связь теории с практикой требует решения ряда неотложных задач, и в первую очередь следующих:
• выявление и анализ факторов, определяющих отношение теории и практики в конкретной сфере человеческого бытия;
• установление соответствия и закономерной связи этих факторов с теоретическим и практическим обучением в школе;
• внесение в теорию и практику обучения соответствующих выводов и обобщений;
2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
• установление связи развития науки, техники, производственного и практического опыта с учебным процессом.
Эти задачи распространяются на все виды учебной работы, исходя из конкретных учебных и практических целей каждого вида обучения и каждого учебного предмета.
Принцип сознательности понимается как обоснованное самостоятельное мышление и оправданные действия учащихся. Сознательность рассматривается как личное убеждение в процессе приобретений знаний, навыков, умений. Сознательность учащихся выражается через самодисциплину и организованность, которые выражают такую степень внутренней интеллектуальной собранности, когда вся обучающая деятельность выполняется с интересом и совершенно свободно.
Принцип соединения индивидуального и коллективного. Учебный процесс объединяет интересы всех учащихся и каждого отдельного ученика на основе единства целей и задач обучения. Из принципа соединения индивидуального и коллективного вытекают некоторые следствия:
• коллектив предъявляет к каждому своему члену определенные, сложившиеся и закрепившиеся общие требования;
• каждый член учебного коллектива своей активностью и инициативой не только подтверждает общие требования, но и дополняет, расширяет и обогащает их.
Единство индивидуального и коллективного в обучении требует хорошего знания учителем индивидуальных свойств и особенностей каждого ребенка, его интересов, способностей, привычек, уровня его развития.
Принцип единства конкретного и абстрактного указывает на необходимость взаимосвязи изучаемых конкретных, реальных фактов, предметов, их признаков и свойств с отвлеченными понятиями и их теоретическим, отвлеченным обобщением на основе выделения существенного, основного и общего.
Наглядность рассматривается при этом как условие перехода в обучении от конкретного к абстрактному, от сущего к мысли, от признаков и представлений к понятиям и определениям.
"Принцип доступности. Обучение должно быть доступным и посильным по возрасту, способностям и уровню развития учащихся.
На основе этого принципа определяется степень научно-теоретической сложности учебного материала, его объем, формы и методы обучения. В то же время принцип доступности лежит в основе учета индивидуальных и общепсихологических особенностей учащихся в зависимости от их возраста, уровня развития, специфики предмета изучения и других факторов.90
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Исходя из этого принципа, определяется степень пользы учебного материала, которая является необходимым условием для затраты сознательного и напряженного труда при обучении. В этом условии важным является то, что процесс преодоления трудностей обучения рождает самостоятельное творческое мышление.
Доступность определяет меру эффективности учебного процесса.
D = У1„, где Iz— информация, превращающаяся в знания;
1п — вся учебная информация.
Однако эта мера всегда носит эмпирический характер — она субъективна и не подкрепляется доказательными средствами. Принцип доступности требует опоры на психологию обучения и некоторые положения теории педагогической информации.
Для выражения доступности как меры ограничения объема, степени сложности информации, затрат времени изучения нужны критерии оценки, единицы измерения, для чего могут быть использованы величины измерения информации.
Принцип доступности, таким образом, может приобрести четкий информационно-аналитический смысл. Такой анализ потребует оперирования не только количеством, но, главным образом, нормой оптимальной учебной информации.
Принцип прочности знаний. Приобретаемые учащимися знания должны быть прочными, т.е. обладать высокой степенью их запоминания. Знания приобретают не только для их объема, но и для использования в дальнейшей самостоятельной работе, для формирования научного мировоззрения и для практического применения. Исходя из современных задач теории обучения, принцип прочности знаний не обладает условиями достаточной четкости и всеобщности.
Принцип надежности обучения. Надежность в решении задач обучения в теоретическом плане рассматривается как вероятность того, что выпускник школы будет хорошо адаптирован к жизни и творчески, инициативно, на высоком научном, идейном уровне, и с достаточной практической подготовкой выполнять свои функции как член сообщества.
Принцип преемственности предполагает последовательное продвижение в обучении с опорой на совершившиеся циклы развития: учет уровня актуального развития детей и ориентацию на их зону ближайшего развития.
Принцип пропедевтики реализуется в процессе организованной предварительной подготовки учащихся к усвоению учебных предметов. Например, подготовительная языковая работа (обогащение словарного запаса, активизация словаря, развитие фонематическо-
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
го слуха и умения проводить звукобуквенный анализ слов, уточнение смысла слов) предшествует обучению грамоте, усвоению грамматических правил, формированию навыков чтения; целенаправленная система упражнений по развитию мелкой моторики руки предваряет формирование графических навыков; специальная актуализация представлений о множестве, пространственно-временных ориентирах, количественных и качественных признаках предметов, подлежащих сравнению и анализу, измерительная деятельность готовят детей к овладению математическими понятиями и решению математических задач.
Принцип рационализации учебного процесса реализуется посредством структурирования содержания учебного материала, предусматривающего: актуализацию сущностных (а не формальных) признаков изучаемых явлений; структурирование учебного материала с опорой на объективные внутренние связи между элементами; соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности.
Принцип личностного подхода предполагает опору в учебно-воспитательной работе на наиболее сильные качества учебной деятельности и личности ребенка, направлен на максимальное стимулирование развития и саморазвития каждого ученика и реализуется в процессе педагогизации всех сфер личностно значимых отношений.
Принцип победности учения в условиях преодоления посильных трудностей диктует необходимость индивидуализации и дифференциации педагогических методов, приемов и средств, исходя из индивидуального темпа, характера усвоения учебного материала, ведущего типа восприятия учебной информации, необходимости психологической комфортности ребенка в ситуации учения, уверенности его в своих силах и радости от достигаемых результатов с одновременным упражнением в преодолении посильных трудностей, культивированием волевых усилий.
Принцип педагогического оптимизма подчеркивает важность высокого уровня ожиданий по отношению к ребенку, веры в его силы и возможности, акцентирует решающую роль благоприятных педагогических условий для стимулирования и активизации внутренних компенсаторных механизмов психической деятельности, гармонизации развития.
В коррекционной педагогике реализуются специфические принципы.
Принцип коррекционной направленности предполагает всесторонний учет имеющихся у детей недостатков в развитии при построении модели учебно-воспитательной работы; этот принцип реали-92
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГОоБрДЗОВАНИЯ
зуется посредством использования методов и приемов обучРНИЯ пп„ ентированных на зону ближайшего развития, а также правленного создания зоны ближайшего развития средств™? ofiv" чения и воспитания с учетом нормативности развития J ином возрастном этапе. Развития на том или
Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекиии ппр* полагает осуществление всестороннего психолого-медикопедГГгичес" кого обследования ребенка с целью определения как нарушенных функции, так и сохранных, установления причин, приводят^ к тем или иным особенностям развития. На основании полученных лТ ных выстраивается модель общей и индивидуальной коррекции не" достатков развития ребенка. «РРекции не-
Принцип направленности учебно-воспитательного проиесса на сохранение и развитие здоровья детей предполагает иТользо вание специальных технологий, нацеленных на интегп цесса обучения и направленного формирования ряда функций опгГ низма ребенка (зрительных, двигательно-координационных по™" статических). К таким технологиям, в частности, относятся-'
• динамизация рабочей позы (дети работают то стоя ct
для чего используются настольные конторки); ' сидя>
• обучение в режиме «зрительных горизонтов»' (удаление ли дактического материала соразмерно остроте зрения)-
• изучение по «экологическим букварям» предметов и'явлений окружающего мира (бескнижное обучение);
• обучение письму с помощью перьевой ручки.
Принцип возрастной и дидактической регрессии ппослежи вается в том, что в процессе начального обучения ребенок как бы возвращается к дошкольным видам деятельности не впо лизовавшим свое развивающее значение (игра, ле'Пка, рисование" конструирование, ознакомление с окружающим миром) или в ходе решения образовательных задач ученик использует способы уже не актуальные на данном этапе обучения. '
Принцип направленности образования на социальную адап тацию детей и интеграцию их в общество подчеркивает необходимость специального педагогического внимания к отношен торые складываются у ребенка на основе учебной деятельности°в школе и дома, как к главному объекту педагогической работы (отношение к себе как субъекту деятельности, отношения с однокласс никами, со значимыми взрослыми — учителями, воспитателями" родителями), предполагает необходимость грамотного педагогического влияния на складывающиеся отношения, регулирование циальное конструирование их с позиций утверждения достоинства личности, удовлетворения ее социальных потребностей в пои
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
нии и уважении, воспитание социально-нравственных норм поведения в системах ответственной зависимости.
Принцип интегративного характера коррекционно-развива-ющего образовательного процесса утверждает необходимость органичного соединения в образовательном процессе учебных и воспитательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими и социальными.
Принцип деятельностного подхода. Предметно-практическая деятельность, в процессе которой успешно развиваются высшие психические функции ребенка (восприятие, речь и общение, мышление, память, эмоции, мотивация), является мощным коррекционно-ком-пенсирующим педагогическим средством в работе с детьми группы риска. В силу этого коррекционная педагогика организует образовательный процесс на наглядно-действенной основе. В КРО распространена коллективная предметно-практическая деятельность под руководством педагога (работа «парами», «бригадами» и др.), которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в нем. Общение, в свою очередь, развиваясь, способствует овладению языком во всех его функциональных составляющих, мыслительными операциями, различными ситуациями общения и социального взаимодействия.
Принцип толерантности подразумевает терпимое, не дискриминационное отношение к школьникам, испытывающим определенные трудности в обучении и имеющим адаптационные нарушения.
Принцип вариативности предполагает наличие нескольких вариантов организации коррекционно-развивающего обучения, учитывающих сложившуюся в регионе (районе, городе) педагогическую практику, кадровые и финансовые возможности, уровень научно-методического обеспечения.
Методы обучения
Метод есть не внешняя форма, Но душа и понятие содержания.
Г. Гегель