Развитие школы как инновационный процесс

Критериум педагогики только один — свобода.

Л.Н. Толстой

1.5.1. Признаки новой школы

Сейчас в российской системе образования возникла многоцвет­ная палитра школ. Среди них выделяются следующие типы.

• Массовая общеобразовательная школа, не отбирающая уча­щихся ни по одному признаку и обучающая всех детей. Но и эта школа стремится обеспечить раннее развитие детей, дифференциа­цию обучения, имеет классы педагогической коррекции, компенси­рующего обучения, классы повышенного педагогического внимания, «казачьи» классы, а на старшей ступени — профильные классы.

• Элитарные школы для одаренных, способных, продвинутых в развитии детей. Это гимназии (школы гуманистического направле­ния). Бывают классические и реальные гимназии. В реальных гим­назиях гуманитарные дисциплины даются в том же объеме, что и в классических, а предметы естественнонаучного цикла — более глу­боко. Иностранные языки в реальных гимназиях изучаются только современные. Классические гимназии готовят своих выпускников для университетов, а реальные — преимущественно для техничес­ких и сельскохозяйственных вузов. К числу старейших классичес­ких гимназий относится Таганрогская (1806), реальных — Ново­черкасская (1805).

• Школы-академии, имеющие установку на обширное гумани­тарное образование европейского типа, на включение учащихся в исследовательскую деятельность. В них осуществляется развитие и поддержка одаренности, дается установка на продолжение образо­вания в высших учебных заведениях.

• Лицеи. Это школы для старшеклассников (9-11 или 10-11 классы). Профильные учебные заведения, осуществляющие дову-зовскую подготовку. Обычно лицеи возникают при крупных вузах и могут быть как одно- , так и многопрофильными. Традиции ли­цейского образования в России довольно богатые: уже в XIX в. в стране было 5 известных лицеев — Царско-сельский, Ярославский, Одесский, Каменецкий (в г. Каменец-Подольск) и Нежинский (где учился Н.В. Гоголь).

• Школы углубленного развития детей в области какого-либо цикла учебных дисциплин: школы природы, школы здоровья, ху­дожественно-промышленные школы", школы искусств, школы с уг­лубленным изучением математики или предметов художественно-72

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

эстетического цикла; физические, архитектурные школы. Образо­вание профильное с 1 по 11 класс.

• Школы, тип которых определяется не содержанием, а избран­ной технологией образования. Например, школа личностно ориен­тированного обучения, школа дифференциального обучения, пени­тенциарная школа при исправительном учреждении (где отдается приоритет воспитательной составляющей образования).

• Школы европейского типа. Например, Вальдорфская школа (в 20-е гг. прошлого века, в Германии, Штайнер создал школу сво­бодного развития); школа предметно-чувственного развития Мон-тессори (обращенность к сенсорному развитию); школа Ховарда («школа завтрашнего дня»). Эти школы немногочисленны. Напри­мер, в миллионном Ростове-на-Дону из 117 городских школ функ­ционирует только одна школа завтрашнего дня.

• Сохраняются традиционные образовательные структуры для де­тей с ослабленным здоровьем (санаторно-лесные школы), для детей-инвалидов, для детей с физическими недостатками — школы слепых и слабовидящих, школы глухих и слабослышащих и др. Обычно это школы-интернаты.

Степень развития системы неординарных школ зависит от мно­гих факторов: от наличия в регионе высших учебных заведений (особенно педагогических), от творческой инициативы и уровня об­щей культуры руководящих работников районных и городских от­делов образования, от инициативы и уровня педагогической куль­туры администрации школ и даже образовательного ценза родите­лей учащихся: переводу школы в статус экспериментальной площадки предшествует, как правило, диагностика их готовности к эксперименту. Например, в Южном федеральном округе большая инновационная работа ведется в образовательном пространстве Вол­гоградской и Ростовской областей, но довольно слабая — в Красно­дарском крае. Из трех крупнейших провинциальных городов в Ростовской области заметна инновационная деятельность в школах Таганрога, слабее она поставлена в г. Шахты и практически не ве­дется в Новочеркасске, хотя там на 180 тыс. жителей имеется 4 вуза, 13 колледжей и только в одном техническом университете обучается 22 тыс. студентов.

Однако при всем многообразии типов общеобразовательных школ, сложившихся к 2001 г. в России, не решена главная образователь­ная проблема — создание модели русской национальной школы. Вероятно, одной из главных причин ее нерешенности следует на­звать отсутствие официально объявленной и принятой большинством народа национальной идеи.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Наши рекомендации