В демократизации и гуманизации
Общества, школы и семьи
В современных условиях роль педагогической науки, в том числе воспитательной педагогики, неоценимо высока в демократизации и гуманизации общества, школы, семьи. Ученые США, работающие в Национальном совете по социальным исследованиям, выделили ряд базовых ценностей для включения их в процесс приобщения учащихся к демократическому обществу. Для России, идущей по трудному пути демократизации своей общественной жизни, эти базовые ценности безусловно интересны.
П1 Участие
Чтобы демократическое общество функционировало, все его члены должны принимать активное участие в его жизни. Это означает, что граждане знают проблемы общества и хотят отстаивать свои убеждения. Использование права голоса является делом первостепенной важности и представляет собой наивысшее проявление участия в жизни демократического общества.
П Сотрудничество
В демократическом обществе должно поддерживаться соответствующее равновесие между сотрудничающими членами и теми, кто сохраняет индивидуализм. Это может быть равновесие, способствующее гармоничному функционированию социальной группы и, в то же время, обеспечивающее структуры, которые предоставляют воз-
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
можность всем членам общества наиболее полно проявить заложенный в них потенциал. Чтобы поощрять сотрудничество, учителя могут создавать условия для совместной работы детей, давать специальные уроки по социальным знаниям, вовлекать детей в ролевые игры.
П Индивидуализм
Учащиеся нуждаются в развитии индивидуализма, особенно в младшем в_озрасте. При демократии индивидуализм должен сочетаться с чувством ответственности перед обществом. Родственное понятие «автономность» предполагает, что личность несет ответственность за собственные действия. Личные проекты, отчеты, произведения искусства, музыка, миниспектакли, танцы, которые могут быть продемонстрированы в классе, предоставляют учащимся возможность показать себя и способствуют развитию индивидуальности.
П Самодисциплина
Предполагается, что в демократическом обществе граждане заняты дисциплинированной деятельностью. Оказать детям помощь в формировании чувства ответственности — важная задача учителя. Истинная дисциплина заключена внутри нас. Предоставляя учащимся возможность действовать по своему усмотрению, учитель в значительной степени поощряет их к такому поведению, которое введет к самоконтролю. Подавая личный пример, наставники могут показать учащимся, как следить за своими собственными успехами при помощи контрольных листков и таблиц.
П Терпимость к различиям (толерантность)
В свободном обществе необходимо развивать терпимость и понимание различий во мнениях и убеждениях. Это трудная задача, но, тем не менее, терпимость составляет суть идеалов демократии. Способность понимать других людей, видеть в них проявления гуманности, осознавать основные сходные черты и различия — главное условие, необходимое для развития терпимости. Терпимость связана с чувством искренней доброты к другим. Класс должен быть местом, где с детьми обращаются по-доброму, а они, в свою очередь, с добротой относятся друг к другу, развивая таким образом в себе сочувствие и терпимость.
П Достоинство
В тесной связи с добротой и уважением находится человеческое достоинство. Детям присуще чувство человеческого достоинства, но
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
оно может быть легко разрушено. Дети могут усваивать вежливое и уважительное отношение к другим благодаря примерам из художественной литературы и из жизни взрослых, участию в самодеятельности, исполнению ролей в учебных играх, в процессе дискуссий.
П Свобода
Существование и развитие демократического общества во многом зависит от степени свободы его членов. Для сохранения и развития демократии необходимо подпитывать свободу на индивидуальном и корпоративном уровнях. Даже дети младшего школьного возраста начинают осознавать динамику свободы, когда им предоставляется возможность заниматься по своему выбору какой-либо деятельностью. Если вы устраиваете в классе контрольную работу, не пишите на доске традиционные два варианта для 2-х рядов парт. Дайте 4-5 вариантов работы, и пусть дети сами выберут любой из них. Доверяйте детям! Дорожите их свободой!
П Прямота
Под прямотой имеются в виду такие понятия, как честность, целостность, полнота взаимоотношений. Члены демократического общества должны проявлять прямоту ежедневно. Следует предоставлять детям ежедневную возможность обсуждать со старшими природу этих качеств и учиться им на примерах из жизни и классических произведений искусства.
П Радость
В классах должно быть больше радости! Дети испытывают чувство восторга при изучении нового материала, им свойственно восторженное восприятие новых идей. Восторженность восприятия нового материала будет способствовать тому, что они с энтузиазмом подключатся в будущем к демократическим преобразованиям в обществе.