Дополнительная информация по организации ролевых игр
1. Выберите проблемную ситуацию, которая:
a. соотносится с Вашими задачами
в. интересна для Ваших слушателей
c. подходит для того, чтобы ее разыграть
2. Подберите весь реквизит и предметы, которые понадобятся вам для представления (Реквизит и предметы сделают ролевую игру более реалистичной).
3. Запланируйте несколько вопросов, которые вы сможете задать после ролевой игры.
4. Опишите участникам героев и роли.
5. Выберите 2 или 3 слушателей для исполнения ролей в игре.
6. Воодушевите людей, которые исполняют роли, на то, чтобы они позволили себе играть так, как они сами чувствуют и действовать так, как предписано их героям.
7. Попросите других участников выбрать 1 из этих персонажей. Затем попросите их сравнить их чувства и реакцию с теми, что были сыграны актером, исполнявшим эту роль в ролевой игре.
8. Убедитесь в том, что во время игры всем все хорошо видно и слышно.
9. Внимательно следите за тем, поднимают ли актеры вопросы по главной проблеме. Хорошо, если Вы попросите остальных участников делать заметки во время ролевой игры. В дальнейшем обратитесь к их заметкам при последующем обсуждении.
10. Следите за тем, продолжают ли люди интересоваться игрой или она им наскучила, и они уже начинают уставать.
11. Остановите ролевую игру, когда Вы почувствуете, что актеры выразили свои чувства и мысли, важные в этой проблемной ситуации, или когда остальные слушатели устали и игра им наскучила.
12. Поблагодарите актеров за помощь и хорошую игру.
13. Попросите актеров и других слушателей рассказать об их впечатлениях. Спросите их, что они открыли для себя в ходе игры.
14. Спросите слушателей, как это соотносится с тем, что они уже знают, и как эта информация может помочь им в повседневной жизни и работе.
При планировании ролевой игры примите во внимание следующее:
§ Убедитесь, что Вы осознали цель ролевой игры и то, чему участники курса научатся из нее.
§ Ознакомьтесь с различными ролями, которые должны быть сыграны.
§ Представьте действие, которое должно произойти.
§ Представьте, что вы бы сделали, если окажется, что вы не смогли четко донести мысль до слушателей.
При подготовке ролевой игры примите во внимание следующее:
§ Решите, как будут выбираться участники:
a) слушателями в малых группах;
в) преподавателем. Если преподаватель выберет актеров, то их можно заранее подготовить к исполнению роли.
§ Объясните участникам курса цель ролевой игры.
§ Убедитесь в том, что все участники курса знают, что такое ролевая игра. При необходимости повторно кратко объясните.
§ Определите актеров и роли, которые они будут играть.
§ Опишите “место действия” участникам.
§ Подготовьте “сцену”, где будет проходить действие, таким образом, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать.
§ Если участники должны будут наблюдать за чем-то специальным, дайте им знать об этом. При необходимости дайте инструкции.
При проведении игры примите во внимание следующее:
§ Остановите действие, когда вы почувствуете, что ролевая игра проиллюстрировала проблему или вопрос, или если участники либо устали, либо им стало скучно (большинство ролевых игр длятся примерно 5 минут).
§ Поблагодарите актеров за их помощь и хорошую работу.
Подводя итог ролевой игре, примите во внимание следующее:
Выберите 1 из следующих вариантов:
a) Вовлеките участников в обсуждение всей группой ролевой игры, построенной на вопросах или проблемах, которые Вы намеревались высветить в ходе ролевой игры. Используйте открытые вопросы.
в) Дайте вопросы участникам, чтобы они их обсудили и ответили на них в своих малых группах. Дайте время группам подготовить ответы на вопросы, а затем получите ответы от каждой группы по очереди. Когда сообщения будут закончены, откройте обсуждение для всей группы.
§ Не забудьте спросить актеров, каковы их отношения к ролям, которые они исполняли.
Структура сценария проблемно-ориентированной (ситуационной) ролевой игры:
§ Цель ролевой игры
§ Участники ролевой игры
§ Сценарий. В сценарии даются инструкции для актеров с описанием ситуации (например, для врача, пациента, наблюдателя).
· для обучающегося А (например, врач).
· для обучающегося Б (например, пациент)
· для обучающегося С - наблюдателя. В инструкции для наблюдателей могут быть включены конкретные вопросы/задачи
§ Обмен впечатлениями всех участников.
· Вначале «наблюдатель» предлагает «пациенту» высказать свое впечатление о ходе консультации, обеспеченной «врачом», степени комфортности при обсуждении основной жалобы и выявлении проблемы, относящейся к данной ситуации, а также о его мнении о том, что «врач» должен был сделать или сказать по-другому.
· Затем «наблюдатель» предлагает «врачу» высказать свое мнение о ходе расспроса и указать, что получилось хорошо, а что можно было бы сделать лучше.
· В завершение обмена впечатлениями «наблюдатель» использует свои записи и описывает свое впечатление о проведении расспроса в целом.
§ Обмен впечатлениями в группе с преподавателем. Преподаватель просит всю группу выступить с комментариями по проведенному упражнению. Фиксируются ключевые положения.
§ Подведение итогов ролевой игры. По результатам обсуждения преподаватель делает заключение и достигает согласия между группой и актерами (врачом, пациентом и наблюдателем).
Методы оценки (контроля)
Контроль знаний и навыков является обязательным компонентом педагогического процесса. Оценка позволяет проверить степень их усвоения обучающимися. Где возможно, оценка должна основываться на выполнении практической работы. Процесс оценки должен соответствовать используемым методам преподавания.
Основные принципы процесса оценки:
- Оценки должна согласоваться с используемыми методами преподавания и обучения.
- Как текущая, так и итоговая оценка должна быть частью учебного плана.
- Все оценки, но особенно текущая оценка должны сопровождаться обратной связью.
- Следует избегать использования чрезмерного количества методов оценки.
- Методы оценки со сложной структурой используются, чтобы оценить различные компоненты компетентности. Где возможно, оценка должна быть основана на практике/выполнении работы.
Любая оценка должна соответствовать следующим параметрам:
Специфичность | – включает в себя субъективную или объективную оценку определенного признака |
Валидность | – оценивает то, что требуется оценить |
Достоверность | – если оценка производится в разных местах разными экзаменаторами, будет достигнут одинаковый результат |
Выполнимость | – не требует непомерно высоких ресурсов |
Точность | – точно отражает реальную жизнь |
Различают 3 категории оценочных методов,по отношению к уровням пирамиды Миллера для оценки компетентности. Для оценки соответствующего уровня применяют соответствующие оценочные методы:
Уровень «Знать» и/или «Знать как»: тестовый контроль, письменный и/или устный или компьютерный экзамен
Уровень «Показать как»: моделирование на основе наблюдения. Это может быть стандартизированная экспертиза с использованием симулированного пациента или манекена и объективный структурированный клинический экзамен. Наиболее широко используют ОСКЭ.
Уровень «Сделать»: методы оценки, проверяющие высший уровень пирамиды Миллера ("Сделать") основаны на наблюдении выполнения работы и приближаются от моделируемых ситуаций к реальной практике. Сюда относятся методы типа выборка клинической работы, наблюдение реальных/видео консультаций и т.д.
Однако необходимо понимать, что не существует ни одного единственного метода, который мог бы охватить все возможности оценки медицинской компетентности и выполнения работы. Чтобы охватить все слои пирамиды Миллера должна использоваться комбинация различных оценочных методов, включая наблюдения в реальной практике.
Цели оценки: поставить обучающемуся «зачет»,
• обеспечить обратную связь, выявить трудности в освоении материала, присвоить квалификацию, мотивировать обучающихся, оценить эффективность курса и др.
Виды оценок (контроля):
§ Базисная
§ ,
§ Текущая
§ Рубежная (итоговый контроль по модулю), и
§ Итоговая по всему курсу (итоговая аттестация)
Текущая оценка - не влияет на получение итоговой квалификации. Используется только в качестве механизма обратной связи,позволяет осуществлять контроль за достижением компетентности и выявлять области для усовершенствования. Проводится в течение курса обучения.
Итоговая оценка имеет административную цель и влияет на получение степени, диплома или квалификации. Проводится в конце курса обучения.
Базисный, текущий, рубежный и итоговый контроль обучения учащегося позволяет контролировать степень и глубину усвоения ими знаний, умений и навыков, сопоставлять результаты контроля с целями и задачами обучения и вносить необходимые коррективы в учебный процесс.
Тестирование
Тестирование является важной частью обучения и способствует контролю и достижению целей обучения. Существует несколько типов тестовых заданий. В данном курсе приведены тестовые задания следующих типов:
§ Тесты с выбором одного наиболее лучшего варианта ответа
§ Тестовые задания на установление соответствия
§ Тесты с выбором нескольких правильных вариантов ответов (тесты с вопросами множественного выбора)
§ Тесты с выбором одного из пяти вариантов ответа
Тесты с выбором наиболее лучшего варианта ответа позволяют оценить умение принимать решения, знания по клиническим дисциплинам, опыт действий при ряде клинических ситуаций. Во вводном разделе экзаменуемому сообщают, что для каждого из нескольких кратких описаний клинических наблюдений ему необходимо выбрать один наиболее правильный.
Тестовые задания на установление соответствия названы по самому существенному элементу деятельности тестируемых: в них надо установить соответствие элементов одного столбца с элементами другого столбца. Задания на установление соответствия позволяют проверить ассоциативные знания.
Тесты с выбором нескольких правильных вариантов ответов (тесты с вопросами множественного выбора). При ответе на вопрос необходимо выбрать один или более правильных ответов из нескольких вариантов ответа. Этот тест оценивает знания, недостаточен для оценки компетентности.