Обмен мнениями во время мозгового штурма
Объявите тему (предметы, связанные с темой, содержание учебного курса и т.д.). Затем подбросьте мяч. Когда кто-нибудь поймает его, он должен будет выкрикнуть какое-то слово, относящееся к теме, и затем бросить мяч кому-то еще. Продолжайте упражнение до тех пор, пока каждый не назовет слово.
Вариации:
§ Каждый человек, поймавший мяч, рассказывает, что, на его взгляд, являлось главной идеей в изученном материале. Продолжайте упражнение до тех пор, пока каждый хотя бы один раз не выскажет свою точку зрения.
§ Каждый человек рассказывает об одном из понятий, когда мяч переходит к нему. Преподаватель или учащийся поочередно записывают это на классной доске или на доске с перекидными листами. Например, после раскрытия понятия «выявление больных туберкулезом», преподаватель вновь запускает мяч с заданием для каждого назвать один шаг в действиях медицинских работников первично медико-санитарной помощи в выявлении туберкулеза.
Слова
Эти упражнения особенно полезны для закрепления новой лексики. Разделите участников на 3 или 4 небольшие группы. Напишите, например, слово ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫЙ на доске с перекидными листами. У группы будет 5 минут для того, чтобы составить из этого слова как можно больше трехбуквенных (или более) слов.
Например, такие слова, как:
· Тир
· Тип
· Тик
· Тур
Побеждает группа, набравшая за выделенное время наибольшее количество слов. Примечание: В зависимости от темы, можно использовать другие слова.
Руководство процессом обучения
Важным условием эффективного обучения является создание климата обучения. Это - тон или атмосфера ситуации обучения. Она должна быть благосклонной и стимулировать обучающихся свободно признавать свои ограничения.
Что значит проводить обучение? Что делает преподавателя хорошим? Вспомните хорошего преподавателя, которого Вы знаете или знали раньше. По Вашему мнению, какие личные качества сделали его/ее таким? Эти вопросы включают следующее:
§ Признаки хорошего преподавателя
§ Знание своей аудитории
§ Использование принципов обучения взрослых
§ Готовность к проведению обучения
§ Управление процессом обучения
§ Эффективное общение
§ Вовлечение в процесс слушателей курса
Признаки хорошего преподавателя
§ Ясность мысли
- объективность
- приоритеты
- структура
§ Способность оценивать
§ Знание образовательных теорий
§ Навыки управления людьми
§ Любознательность
§ Сочувствие
§ Энтузиазм/мотивация/обаяние
§ Миссионерство
§ Навыки коммуникации
Ясность – отвечает на вопросы ясно и до конца, подводит итоги по основным пунктам обучения, способен объяснить трудные темы.
Энтузиазм – энергичный, с интересом занимается преподаванием, имеет позитивное отношение, наслаждается своей работой, не жалуется.
Знание своей аудитории
Одним из самых главных аспектов обучения является знание своей аудитории. Это поможет Вам решить, каким образом построить процесс обучения, а также кого пригласить на проводимый обучающий курс.
Характеристики, помогающие узнать Вашу аудиторию:
§ Демографические данные (возраст, пол, место жительства). Это поможет в решении организационных вопросов, а также для планирования типов примеров, которые будут использоваться в процессе обучения.
§ Уровень знаний. Поможет определить уровень содержания преподаваемой темы и тип примеров.
§ Навыки. Важно знать, чтобы Вы могли планировать, каким навыкам Вы будете их обучать. Это поможет Вам решить, должно ли обучение давать новые навыки или лишь освежить те, которыми слушатели курса уже владеют.
§ Отношение. Знание отношения слушателей к предмету курса может помочь в обсуждении опасений, беспокойств или предубеждений во время обучения.
§ Опыт. Знание уровня опыта слушателей курса поможет при составлении содержания курса, а также определить людей с большим опытом, которые помогут Вам внести свой вклад в обсуждение. При проведении интерактивных методов обучения слушателей курса можно разбить на пары, объединяющие людей с большим и меньшим опытом.
§ Работа и должность. Знание того, на какой работе или должности находятся слушатели, поможет Вам соотнести обучение с их работой.
§ Образование. Знание уровня и типа образования слушателей курса может помочь Вам выбрать уровень языка повествования, а также тип примеров, которые Вы будете использовать
§ Обучающие потребности. Знание потребностей обучения слушателей поможет Вам построить курс таким образом, чтобы он давал им такие навыки, которые действительно будут использоваться. Если слушателям курса что-то в нем не нужно, это поможет Вам решить, какую информацию удалить, а какую осветить быстро.
Для обучения необходимо правильно выбирать слушателей курса. Если слушатель приходит на курс, но не попадает под критерии отбора, например, если слушатели курса никогда не будут использовать преподаваемые знания или навыки в своей работе, они могут быть равнодушными к обучению. Также, если уровень обучения ниже или выше уровня их знаний и опыта, они также могут разочароваться в обучении или стать к нему равнодушными.
Разошлите пригласительные письма. Одним из способов гарантии того, что обучающий курс будут посещать правильно подобранные слушатели, является рассылка пригласительных писем, в которых четко описываются цели, задачи, назначение и описание обучения, критерии потенциальных слушателей (должность, уровень знаний и навыков), и как эти навыки и знания могут быть применены в работе. Письмо должно быть отправлено соответствующим официальным лицом.
Разработайте пути решения проблем. Иногда обучающий курс посещают люди, которые не соответствуют требованиям курса, и нет возможности вывести их из списка участников. В таких случаях лучше всего принять ситуацию и попытаться справиться с ней наилучшим образом.