Правила обратной связи Пендлтона
Кратко разъясните обстоятельства дела.
· Сначала доктор говорит, в чем он преуспел и как.
· Затем остальная часть группы говорит, в чем доктор преуспевал и как.
· Затем доктор говорит, что можно было бы сделать по-другому и как.
· Затем остальная часть группы говорит, что можно было бы сделать по-другому и как.
Эти правила применяются при любых интерактивных методах.
Целью обратной связи является не осуждение врача, а предоставление ему возможности и помощи, чтобы найти путь для принятия правильного решения.
Обратная связь в клиническом обучении проводится после обучающего действия и состоит трех стадий, если проводится в малой группе.
I стадия. На первой стадии врач и преподаватель выясняют то, что врачу удалось сделать хорошо. Рекомендуется следующая последовательность обсуждения:
§ в самом начале по возможности необходимо разъяснить фактический материал по поводу чего проводится обратная связь, затем
§ преподаватель и обучающийся согласовывают, правильно ли они поняли задачи данного обучающегося действия, например, ролевой игры,
§ следует начинать с того, что врач сделал хорошо. Можно задать следующий вопрос: "Опишите, Ваши впечатления, что Вы сделали хорошо и какие чувства Вы испытали?". И врач описывает то, что он сделал успешно и какие чувства он испытывал при этом,
§ затем преподаватель обсуждает то, что врач сделал успешно.
II стадия.В этой стадии преподаватель дает возможность обучающемуся выразить свои сомнения и чувство недостаточности выполненным действием. Никогда не следует говорить обучающемуся о том, что сделано им недостаточно в терминах “Вы сделали плохо”.
§ преподаватель начинает с вопроса: ”Опишите, как Вы могли бы это сделать лучше?”.
§ сначала врач описывает то, в чем она/он не преуспели, затем
§ врач должен предложить альтернативные стратегии.
§ преподаватель обсуждает то, что он/она сделал не так хорошо как надо и исследует методы усовершенствования.
§ порекомендуйте измениться
§ подведите итоги и придите к соглашению.
IIIстадия. Если обратная связь проводится в малой группе, то в обсуждении участвует вся группа. Рекомендуется следующая последовательность дискуссии:
§ сначала преподаватель спрашивает мнение всех в группе о том, что врач сделал хорошо, затем
§ преподаватель спрашивает мнение всех в группе о том, что врачу не удалось сделать хорошо, и что он мог бы сделать лучше,
§ преподаватель и группа дают врачу рекомендации по изменению
§ подведение итогов и достижение согласия между врачом, преподавателем и группой
При проведении обратной связи критика должна носить конструктивный характер. При конструктивной критике похвала должна быть легкой, а критика еще легче.
Стили изучения
Стили изучения – это различные наиболее подходящие для конкретных лиц способы обучения, при использовании которых конкретный человек ощущает наибольший комфорт. P. Honey и Mumford выделяют 4 стиля изучения и типы восприятия и усвоения знаний – активист, мыслитель, теоретик и практик. Преподаватель должен учитывать стиль изучения и в соответствии с этим использовать педагогические технологии.
Активист обучается, выполняя работу или делая что-либо вместе с другими. Он предпочитает совершенствоваться, приобретая новый опыт, а не путем пассивного изолированного теоретического обучения.
Мыслитель предпочитает обучаться неторопливо путем размышлений и тщательного анализа, а не путем поспешного ограниченного обучения под давлением преподавателей.
Теоретик предпочитает обучаться, используя теоретические концептуальные модели, с помощью постановки вопросов, анализа и логики, а не случаев, в которых базисная для деятельности информация является неадекватной, неорганизованной, субъективной или двусмысленной.
Практик предпочитает обучаться в контексте, на стыке теории и практики, а не в ситуациях, где обучение не связано с практическими задачами и не имеет практического значения.
Разработаны специальные анкеты, с помощью которых преподаватель может помочь врачу определить свой собственный стиль, чтобы облегчить ему дальнейшее обучение.
Стили преподавания