Высовывание языка на нижнюю губу — высовывание язы-
ка на верхнюю губу(покажи Петрушке язычок — потяни его к носику);
высовывание языка на верхнюю губу — высовывание языка на нижнюю губу(потяни язычок к носику — покажи его Петрушке).
Выясняется возможность удержания определенной позы:
«улыбка»(улыбнись Петрушке, он тебя будет фотогра-
фировать);
«покажи язычок киске».
При обследовании артикуляционного аппарата обращают внимание на общее выражение лица ребенка: осмысленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.
При обследовании произношения отдельных звуков детям предлагаются звуки раннего онтогенеза: гласные: а, и, у, о;
согласные: м, п, б, т, д, п, в, ф, к, г, х;
йотированные: я, ю, е, ё; мягкие согласные: съ, зь, ль.
Задание: «Скажи, как гудит поезд (у-у-у-у-у), как плачет маленькая девочка (а-а-а-а-а), как кричит лошадка (и-и-и-и-и)» и т. д. Фиксируются: способность ребенка к звукоподражанию; особенности дыхания, темпа речи и общего звучания голоса.
В случае затруднений прибегают к отраженному произнесению звуков в звукоподражаниях. Кроме того, анализируется звуковой состав слогов и слов, произносимых самим ребенком в других заданиях обследования. Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесения звуков. Методика предъявления изолированных звуков не используется, так как она нецелесообразна в данном возрасте.
Результаты обследования речевого развития ребенка фиксируются в протоколе (см. Приложение 1.2). ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТОбследование уровня развития речи проводится по следующим
параметрам:
• понимание речи;
• сформированность фонематического слуха;
• состояние словарного запаса;
• состояние слоговой структуры слов;
• уровень развития активной речи;
• состояние грамматического строя речи;
• состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.
Рассмотрим методики обследования речи детей (7 серий заданий). СЕРИЯ 1 Задания направлены на понимание ребенком обращенной к нему речи.
1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.
Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку (шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы). Наглядный материал: набор № 3, рис. 128—133.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предлагают выбрать среди них одну, ориентируясь на словесную инструкцию взрослого: «Покажи, что
люди надевают на голову, когда идут на улицу. Что люди надевают на руки зимой? Чем пришивают пуговицу? Что нужно людям, чтобы лучше видеть? Чем режут бумагу? Что нужно взять на улицу, если идет дождь?»
Фиксируются: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией; возможность называть предметы, изображенные на картинке.
2. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.Проверяется понимание и употребление простых предлогов (на, под, за, в, около).
Оборудование: игрушки — зайка, машинка, коробка, домик.
Методика обследования: ребенку предлагают выполнить действие по словесной инструкции: «Спрячь машинку в коробку». Затем его спрашивают: «Куда спрятал машинку?» В дальнейшем ребенка просят выполнить другие действия и рассказать о них: «Посади зайку за домик. Спрячь машинку под коробку. Поставь машинку на коробку. Поставь коробку около домика».
Фиксируются: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией; возможность употреблять предлоги в активной речи.
3. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного.
Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов. Наглядный материал: набор № 3, рис. 134—139.
Методика обследования: перед ребенком попарно раскладывают картинки и просят: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где грибы и гриб. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоки и яблоко. Покажи, где стул и стулья».
Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией. СЕРИЯ 2
Задания направлены на проверку сформированности фонематического слуха.
1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.
Оборудование: предметные картинки. Наглядный материал: набор № 3, рис. 143—148.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки и просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и мишка, сабля и цапля)».
Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.
2. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ.Проверяется умение ребенка выделять определенный гласный из звукового ряда.
Оборудование: экран.
Методика обследования: ребенку предлагают поднять руку, если он услышит гласный звук а (у, и). Логопед за экраном произносит ряд звуков, например: а, м, у, с, а, п, и, а, у, о, ы, уи т. д.
Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.
3. ИГРА «ЭХО».Проверяется слуховое внимание, вос
приятие и умение воспроизвести слоговые ряды в задан ной последовательности.
Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо». Взрослый произносит следующие слоговые ряды и просит ребенка их повторить: па-ба, та-да, ка-га, па-па-ба, та-да-та, паба-па, та-та-да.
Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией. СЕРИЯ 3
Задания направлены на выявление уровня развития словарного
запаса.
1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ.Проверяется предметный и глагольный словарь.
Оборудование: картинки с изображением предметов, встречающихся в жизни ребенка: яблоко, чашка, кошка, машина, морковь, пальто, часы, конфета, груша, кастрюля, лошадь, корабль, огурец, шарф, лиса, помидор, яйцо, халат, диван, слон, слива, черепаха, аквариум, тюльпан. Наглядный материал: набор № 3, рис. 177—200.Картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, читает, катается, кормит. Наглядный материал: набор № 3, рис. 201—204.
Методика обследования: взрослый последовательно предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением различных предметов и действий и назвать их. В случае затруднений взрослый просит показать определенную картинку, а затем ее назвать.
Фиксируются: узнавание предметов и действий, изображенных на картинках; называние их самостоятельно или после показа.
2. НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ.Проверяется умение обобщать одним словом предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку.
Оборудование: игрушки — машинка, зайка, мишка, пирамидка, матрешка; картинки с изображением нескольких предметов: овощи, одежда, посуда, мебель. Наглядный материал: набор № 3, рис. 205—208.
Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением одежды, овощей, игрушек и назвать их одним словом.
Фиксируется: умение ребенка обобщить одним словом группу предметов.
3. СКАЖИ НАОБОРОТ.Выявляется умение употреблять слова, обозначающие признаки предметов.
Оборудование: картинки с изображением предметов, имеющих противоположные признаки: здоровая — больная, чистые — грязные, белый — черный, толстый — тонкий, высокий — низкий, большая — маленькая, быстро — медленно, близко — далеко. Наглядный материал: набор № 3, рис. 209—216.
Методика обследования: ребенку предлагают в игровой форме подобрать слова-признаки с противоположным значением. Например: «У одного мальчика чистые руки, а у другого какие?» И т. д.
Фиксируется: умение ребенка подбирать слова, обозначающие противоположные признаки предметов.
4. НАЗОВИ ЛАСКОВО.Проверяется сформированность умения образовывать имена существительные с уменьшительноласкательным суффиксом.
Оборудование: картинки с изображением большого и маленько-
го предметов: цветок — цветочек, шапка — шапочка, кольцо — колечко, скамейка — скамеечка. Наглядный материал: набор № 3, рис. 217—220.Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть и назвать картинки с изображением большого и маленького предметов.
Фиксируется: умение ребенка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
СЕРИЯ 4 Задания направлены на проверку уровня развития слоговой структуры речи.
1. ПОВТОРИ.Проверяется умение ребенка повторить слова, сохраняя правильность слоговой структуры.
Методика обследования: взрослый последовательно называет ряд слов и просит ребенка отраженно их произнести: машина, по-
лотенце, бабочка, матрешка, пуговица, лягушка, мыльница.
Фиксируется: умение ребенка отраженно воспроизвести слова сложной слоговой структуры.
2. НАЗОВИ. Проверяется умение ребенка самостоятельно называть слова со сложной слоговой структурой.
Оборудование: картинки с изображением предметов (кастрюля, черепаха, корабль, тюльпан, аквариум). Наглядный материал: набор № 3, рис. 186, 188, 198, 199, 200.Методика обследования: взрослый предлагает ребенку последовательно рассмотреть картинки и назвать их.
Фиксируется: умение ребенка самостоятельно воспроизвести слова сложной слоговой структуры.
СЕРИЯ 5
Задания этой серии направлены на обследование уровня развития активной речи.
БЕСЕДА.
Методика обследования: ребенку задают вопросы: «Сколько тебе лет? Какие игрушки ты любишь? Каких животных ты знаешь?
Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное? Как его зовут?» И т.
д.
Фиксируются: контактность; уровень понимания речи, ориентировки в окружающем; уровень развития активной речи.
2. РАССКАЖИ. Проверяется уровень развития связной речи.
Оборудование: сюжетная картинка «Дождик». Наглядный материал: набор № 3, рис. 221.
Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинку и составить по ней рассказ. Если он затрудняется, то его спрашивают: «Кого ты видишь на картинке? Что делает девочка? Что делают мальчики? С кем играла (играл) девочка (мальчик)? Куда бегут дети? Почему побежали дети?»
Фиксируются: понимание сюжета, изображенного на картинке; умение самостоятельно составить связный рассказ; возможность отвечать на вопросы.
3. РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ. Проверяется уровень развития связной речи.
Методика обследования: ребенка просят рассказать стихи (А. Барто. «Мячик», «Бычок»), если он молчит, то взрослый начинает рассказывать первым, затем продолжает ребенок. Фиксируется: активная речь ребенка.
СЕРИЯ 6
Задания направлены на проверку состояния сформированности грамматического строя речи.
1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Обследуется понимание и активное использование простых и сложных предлогов (в, на, за, под, из, с, со, из-под).
Оборудование: игрушки — зайка, машинка, коробка.
Методика обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий и ответить на вопросы. Например. «Спрячь зайку в машинку. Куда спрятал зайку? Достану зайку. Откуда достал зайку? Спрячь зайку под коробку_ Куда спрятал зайку? Достань зайку. Откуда достал зайку?» И т. д.
Фиксируется: понимание ребенком предлогов и возможность их употребления в активной речи.
2. НАЗОВИ МНОГО. Проверяется умение образовывать имена существительные во множественном числе.
Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов: белка — белки, вишня — вишни, машина — машины, письмо — письма, охотник — охотники, гнездо — гнезда, петух — петухи, колесо — колеса.
Наглядный материал: набор № 3, рис. 222—229.Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть и назвать картинки с изображением одного и нескольких предметов.
Фиксируется: умение ребенка образовывать существу тельные во множественном числе.
3. УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ. Проверяется умение ребенка употреблять имена существительные во множественном числе, в родительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением домов, цыплят, книг, пуговиц.
Наглядный материал: набор № 3, рис. 230—233.
Методика обследования: ребенку показывают картинки, предлагая рассмотреть и запомнить их, затем просят его закрыть глаза. Одну картинку взрослый убирает и предлагает ребенку угадать спрятанную: «Чего не стало?»
Фиксируется: умение ребенка употреблять имена существительные в правильной грамматической форме.
4. ПОДБЕРИ СЛОВО. Проверяется умение ребенка правильно согласовывать существительные с прилагательными, учитывая род.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку правильно подобрать слова-признаки к заданным словам.
Например: кошка пушистая и котенок у нее (какой?) .. лиса рыжая и лисенок у нее (какой?) ...; зайчиха серая и зайчонок у нее (какой?) ...; собака черная и щенок у нее (какой?) ... . Фиксируется: умение ребенка употреблять имена прилагательные в правильной грамматической форме.
СЕРИЯ 7
Задания этой серии направлены на обследование артикуляционного аппарата и звукопроизношения (см. серию б в разделе «Обследование речевого развития детей 3—4 лет»). При обследовании отмечают уровень выполнения задания: по словесной инструкции или по показу. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизвольных движений, насильственных движений, саливация.
При обследовании артикуляционного аппарата обращают внимание на общее выражение лица ребенка: осмысленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.
При обследовании произношения отдельных звуков детям
предлагаются следующие звуки: гласные: а, и, у, о, ы; йотированные: я, ю, е, ё; согласные: м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х, с, сь, з, зъ,ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь.
Фиксируется: умение ребенка произносить звуки.
При обследовании анализируется звуковой состав слогов и слов, произносимых самим ребенком в других заданиях обследования. Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесения звуков. Методика предъявления изолированных звуков не используется, так как она нецелесообразна в данном возрасте.
В обследовании речевого развития ребенка отмечаются особен-
ности дыхания, темпа речи и общего звучания голоса. Результаты обследования речевого развития фиксируются в
протоколе (см. Приложение 1.3).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ,