Обследование слуха неговорящих детей
Отличной должна быть методика обследования слуха детей, не владеющих речью. Сохраненность слуха у них можно проверить на основе выработки условной двигательной реакции на звук.
Учитель-дефектолог садится за стол напротив ребенка, кладет его и свои руки на стол, а около них — крупную пуговицу, обращает внимание на свои губы и голосом нормальной разговорной громкости произносит слогосочетание (например, па-па-па, пу-пупу-пу илиси-си-си-си). В момент произнесения слогов он рукой ребенка берет пуговицу и бросает ее в ведерко (или надевает одно кольцо на стержень пирамиды, кладет кубик в кузов и т. п.). Это упражнение нужно проводить до тех пор, пока ребенок
не начнет сам без подсказки и побуждения выполнять действие в момент произнесения слогов. Длительность пауз между произнесением ряда слогов нужно постоянно менять, иначе ребенок будет реагировать не на звук, а на ритм подачи речевого сигнала. Не надо требовать и ждать от ребенка повторения слогов: он должен только отвечать на сигнал определенным игровым действием (бросать пуговицу, надевать кольцо на стержень пирамиды и т. п.). Во время этой работы не следует произносить никаких слов или звуков, кроме сигнальных, а поощрять ребенка нужно жестом, кивком головы, улыбкой.
Когда ребенок начнет сам четко работать, видя губы говорящего, учитель-дефектолог садится рядом с ним и голосом разговорной громкости произносит слогосочетание (например, па-па-папа) у самого его уха. При этом ребенок ощущает струю выдыхаемого взрослым воздуха и реагирует следующим образом: есть струя — бросает пуговицу, нет — ждет сигнала. Если ребенок не реагирует на сигнал, то нужно повторить слогосочетание и в момент его звучания рукой малыша бросить пуговицу в ведерко (или выполнить другое игровое действие). Это упражнение проводится до тех пор, пока ребенок не начнет сам выполнять действие в момент произнесения слогов.
И наконец, приступают к основной части работы: выясняют, слышит ли ребенок правым и левым ухом (в одно ухо помещают ватный тампон) голос разговорной громкости и шепот и на каком расстоянии. Для этого учитель-дефектолог вновь произносит слоги голосом разговорной громкости у самого уха ребенка, но уже с использованием экрана, который закрывает воздушную струю. В качестве экрана можно использовать не очень плотный лист бумаги, который должен закрывать лицо говорящего до глаз. Экраном нельзя касаться уха ребенка, иначе он будет реагировать на вибрацию, а не на звук. Важно, чтобы ребенок ни боковым зрением, ни в зеркале, ни в другом отражающем предмете не мог видеть педагога, произносящего слоги. В момент звучания голоса, воспринимаемого только на слух, ребенок бросает пуговицу (или выполняет любое другое действие). Если в этих условиях он не реагирует на звучание слогов (т. е. не выполняет ответного действия), то нужно усилить голос до громкого. После того как будет выработана четкая реакция на громкий голос около уха (это доступно всем детям), надо снижать его громкость, пытаясь научить ребенка реагировать на голос нормальной разговорной громкости. Как только ребенок научится реагировать на звучание слогов, произносимых у ушной раковины (за экраном) голосом
разговорной громкости, педагог начинает произносить слоги у его уха шепотом. В ответ на этот речевой сигнал ребенок выполняет определенное игровое действие: бросает пуговицу в баночку, надевает кольцо на стержень пирамиды и т. п. Учительдефектолог постепенно отходит от ребенка и определяет, слышит ли он шепот на расстоянии 6 м. Если ребенок справляется с этим заданием, то следует проверить, реагирует ли он с этого же расстояния на звучание слов, в том числе высокочастотных и низкочастотных (например: чай, птичка, зайчик, дом, рыба, окно), произносимых шепотом. В ответ на услышанное слово от ребенка не требуется его повторения, он лишь выполняет предложенное ранее игровое действие: ставит кубик на кубик или нанизывает кольцо на стержень пирамидки и т. п.
Проводя педагогическое обследование слуха по этой методике, следует помнить, что то игровое действие, которое предлагается ребенку как ответ на звуковой стимул, должно быть интересно ему и доступно. Так, например, детям, страдающим детским церебральным параличом, в качестве ответного действия при нарушениях мелкой моторики рук следует предлагать перекладывание крупных предметов: кубиков (шаров) из одной коробки (ведерка) в другую и т. п.
Также валено иметь в виду, что при обследовании слуха детей с подозрением на тяжелые речевые нарушения (например, сенсомоторная алалия) не следует в качестве тестового материала предлагать слогосочетания (а тем более слова), так как они похожи на речь, к которой у ребенка может быть негативное отношение. В этом случае условную двигательную реакцию лучше вырабатывать на звучание гласных, например у_, или слога с сонорными согласными (м а , н а , л а ), а затем проверять, реагирует ли он на их произнесение шепотом с расстояния 6 м. Также целесообразно проверять слух этих детей при протяжном произнесении звуков с и ш , необычных звукосочетаний типа кш_.
Считается, что слух находится в пределах физиологической нормы, если ребенок 3—5 лет ощущает звучание слогов и слов, произносимых шепотом с расстояния 6 м.
Если ребенок четко реагирует только на произнесение слогов громким голосом у ушной раковины, это говорит и снижении у него слуха на уровне глухоты. Если же он ощущает звучание голоса разговорной громкости, но не реагирует на шепот, это также свидетельствует о значительном снижении слуха. В этом случае следует проверить, на каком расстоянии ребенок реагирует на звучание голоса нормальной силы. С этой целью педагог пытается
постепенно увеличивать расстояние от уха ребенка на 5, 10, 20, 50 см и т. д. Дети с различными остатками слуха слышат голос разговорной громкости на разном расстоянии (глухие дети — до 20 см от ушной раковины, многие из них реагируют только на громкий голос; слабослышащие — не более 20—30 см от уха).
Параллельно с исследованием восприятия речи выявляется способность ребенка дифференцировать речевые звучания. В процессе занятий его учат соотносить две-три игрушки или картинки, помещенные перед ним, с произносимыми педагогом звукоподражаниями: собака — ав-ав-ав, лошадка — пррр, птичка — пи-пи-пи и др. При этом ребенок должен хорошо видеть лицо говорящего. После того как он начнет правильно показывать игрушку в ответ на произносимое звукоподражание, видя губы говорящего, педагог учит его различать эти же звукоподражания на слух (при выборе из двух-трех). В результате выявляется расстояние и интенсивность речевого сигнала (голос, шепот), при котором происходит различение звукоподражаний на слух.
Ребенок с нормальным слухом обычно различает звукоподражания, произносимые шепотом, на расстоянии 6 м и более. Если ребенок воспринимает их произнесение шепотом или голосом разговорной громкости у ушной раковины (за экраном, изолирующим выдыхаемую говорящим струю воздуха) или на несколько большем расстоянии, то он является слабослышащим.
Различение звукоподражаний только при произнесении их непосредственно в ухо (без экрана) позволяет отнести ребенка к категории глухих.
К исследованию слуха по описанной выше условно-рефлекторной методике ребенка могут подготовить сами родители.
В том случае, если выработать условную двигательную реакцию на звук у ребенка все же не удается, то следует изменить методику обследования.
Можно попытаться выявить безусловные ориентировочные реакции ребенка на звуковые стимулы. В таком обследовании принимают участие два человека.
Ребенок помещается на коленях матери или на стуле, ассистент садится напротив и организует манипулирование с любыми игрушками. Валено лишь, чтобы внимание ребенка не было поглощено ими полностью. Это можно проверить, неожиданно дунув в затылок ребенка или постучав по его стулу. Если он обернется, это значит, что деятельность за столом не полностью поглощает его внимание. Педагог со спины с расстояния 6 м шепотом зовет ребенка по имени. Если реакции нет, расстояние постепенно уменьшается.
Если реакция на шепот так и не появилась, то он зовет его голосом разговорной громкости. Если и в этом случае ребенок не повернулся, то педагог встает перед ним, называет его по имени, гладит, подбадривает. Он садится рядом с ассистентом за стол, достает из мешочка (коробки) игрушки (например, собачку, птичку, кошку), организует игру-манипуляцию с этими игрушками, в процессе которой произносит голосом разговорной громкости и шепотом их звукоподражательные названия: ав-ав-ав, пи-пи-пи, мяу. После этого он предлагает ребенку послушать, кто его позовет. Педагог встает за его спину на расстоянии 6 м, шепотом произносит звукоподражание. После того как ребенок обернется, ему показывают соответствующую игрушку.
Затем учитель-дефектолог совместно с ассистентом демонстрируют ребенку, как под звучание шарманки танцует кукла, как она прячется, как только шарманка смолкает. После этого ребенку предлагают позвать куклу и показывают, как она появляется под звучание шарманки. Аналогичную игру проводят с дудкой, под звучание которой едет машина, и с барабаном, под негромкий стук которого прыгает зайчик. После этого ребенку предлагают послушать, кого сейчас позовут. Ребенку со спины с расстояния 6 м предъявляют звучание сначала шарманки, затем дудки и барабана. Так как у ребенка, как правило, уже возник личностный интерес к игрушкам, то он поворачивается на звук, а ассистент в качестве подкрепления демонстрирует ему соответствующую игрушку.
У ребенка с нормальным слухом должна быть получена реакция на шепот с расстояния 6 м и на звучание не только дудки и барабана, но и шарманки. Если же в ходе обследования ребенок так и не дал реакции ни на один из стимулов, то процедуру следует повторить через несколько дней, в течение которых ребенка следует к ней подготовить. Если же реакция возникла лишь на один из стимулов (например, на дудку или барабан), то это свидетельствует о снижении слуха. Ребенок должен быть направлен на специальное аудиологическое обследование в сурдологический кабинет (центр). После получения заключения о состоянии слуха обследование ребенка необходимо продолжить.