Формы организации обучения дошкольников
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельности, месту проведения и т. д. В детском саду используются фронтальные, групповые и,.индивидуальные формы организованного обучения.
Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с "Учебной программой дошкольного образования''. Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы.
Занятия организуются по всем образовательным областям: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.
В занятии можно выделить три основные части.
Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Вторая часть-- самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
Третья, часть - анализ выполнения задания и его оценка.
В последние годы осуществляется поиск путей совершенствования обучения в детском саду, указываются недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач). Отмечается целесообразность проведения занятий с подгруппами детей
Экскурсия. На экскурсии ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В младших группах они проводятся внутри помещения и в пределах участка детского сада, в средней и старшей группах - за его пределами. Для экскурсии характерно непосредственное восприятие жизненных явлений, наблюдение их. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой, с трудом взрослых, результатами их труда, для ознакомления с общественными явлениями и событиями. Проведение экскурсии требует подготовки: разрабатывается маршрут, структура, определяются методы, материал, который могут собрать дети, необходимое оборудование. 0 предстоящей экскурсии детям сообщается заранее. Непосредственно перед экскурсией проводится короткая беседа, на которой выясняются представления детей об объектах наблюдения, напоминают о правилах поведения на экскурсии. В ходе экскурсии детей размещают так, чтобы всем был хорошо виден объект наблюдения. Углубление и закрепление представлений, полученных на экскурсии осуществляется на занятиях и в повседневной жизни (в труде, изодеятельности, конструировании). В заключении на занятии проводится итоговая беседа.
Формы организации обучения в повседневной жизни. На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения - наблюдение с детьми за природными явлениями, за трудом взрослых во время прогулок, а также в уголке,.
В повседневном пед. процессе используется Групповая форма обучения (небольшое количество детей). При этом часто используется дидактическая или автодидактическал игра (для закрепления и уточнения знаний, для отработки умственных навыков и умений). Применяются также индивидуальные формы обучения - разнообразные упражнения, беседы и другие.
2. Виды и формы планирования образовательной работы в учреждении дошкольного образования. Функции и принципы планирования.
Планирование– разработка программы мероприятий, направленных на достижение поставленной цели, а также рациональное распределение этих мероприятий в течение определенного отрезка времени.
Планирование работы ду осуществляется исходя из типа ду, возможностей материально-технической базы, кадрового состава и всестороннего анализа образовательного процесса.
План-руководство к действию, он должен быть конкретным и выполнимым, соблюдаться комплексный подход. Необходимо обеспечить включение в процесс планирования сотрудников, что способствует их личной заинтересованности в реализации планов, созданию положительного микроклимата.
Цель планирования заключается в соглашении действий субъектов управления в определении содержания и сроков их деятельности, обеспечивающих реализацию поставленных задач.
Функции планирования раскрываются через основные задачи.
Задачи планирования:
- обозначение основных направлений деятельности ду на основе изучения потенциала и имеющихся условий.
- определение желаемых результатов работы.
- выбор оптимальных средств и ресурсов.
- разработка критериев и показателей оценки результатов.
Принципы:
учет тенденций развития современного дошкольного образования;
единство краткосрочного и долгосрочного планирования;
сочетание государственных и общественных начал;
обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования;
стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов;
участие в планировании всего коллектива ду.
Виды и формы планирования работы в ду.
Виды планирования:
а). стратегическое или долгосрочное(3-5 лет): программа развития ду.
Б) тактическое или среднесрочное: годовой план.
В). Оперативное или краткосрочное (1-3 месяца): разрабатывается на основе годового плана каждым квалифицированным сотрудником.
Г). календарное (1-2недели).
Формы планирования:
- текстовая используется при планировании работы на год и более длительный период времени.
- сетевая предполагает использование сеток, программ, таблиц.
- графическое отражает содержание в виде графиков, диаграмм, гистограмм. Используется для демонстрации количественных показателей.
- картотека дел. ДУ имеет право выбирать удобную для себя форму планирования или использовать несколько.
Годовой план работы УДО.
Годовой план – намеченная система мероприятий на уч. год, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ по решению определенных задач коллектива.
Структура:
1.Вступительная часть:
- годовые задачи.
- предполагаемые результаты работы.
2. Содержание работы:
- организационно-пед. работа.
- работа с пед. кадрами.
- регулирование и контроль.
- взаимодействие с семьей.
- административно-хозяйственная работа.
Годовые задачи должны быть сформированы четко, конкретно, понятно.
Планируются 2 задачи: одна новая, а другая - продолжение работы прошлого года.
Предполагаемые результаты описываются по трем позициям:
- дети (более высокий уровень развития связной речи, …),
- воспитатели (умение творчески применять технологии, …),
- родители (расширение кругозора, …).
В разделе организация пед. работы планируется заседание педсоветов (4 раза), смотр конкурсов, тематических вечеров, праздников, работа информационно-методического кабинета (выставки…).
По работе с пед. кадрами планируется повышение квалификации (курсы, метод. объединения, семинары).
Работа с молодыми специалистами (наставничество, семинары). Коллективные просмотры, семинары, консультации, дискуссия, КВН, круглый стол и др. для всех работников.
3. Психолого-педагогические основы взаимодействия педагогов учреждения дошкольного образования и семьи. Задачи и формы взаимодействия педагогов с семьей.
Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особо значимую роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей, обеспечении первичной социализации.
Влияние семьи на ребенка огромно, т.к. именно семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям.
В семье ребенок усваивает определенную систему ценностных ориентации, социальных норм, культуру общества на определенном этапе его развития. Только семья приобщает ребенка к традициям нации, народности, к культуре своего народа.
Семья дает ребенку ощущение чувства безопасности, защищенности, снижает чувство тревоги в новых для ребенка ситуациях. Семья формирует у ребенка определенную модель родительского поведения через подражание поведению своих родителей.
В семье ребенок приобретает огромный жизненный опыт, необходимый ему в будущем (навыки ведения домашнего хозяйства). Семья выполняет дисциплинирующую функцию через регуляцию родителями поведения своего ребенка. Именно в семье ребенок приобретает опыт общения с окружающими, учится взаимодействовать с миром и людьми.
В процессе взаимодействия УДО и семьи принципиальное значение имеют следующие положения:
- ориентация УДО на актуальные значимые проблемы, влияющие на развитие детей;
- развитие родительской рефлексии;
- учет личного опыта родителей и постоянная апелляция к нему;
- подвижность образовательных программ, вариативность содержания форм, методов работы с родителями;
- отказ от нравоучительного тона;
- признание свободы волеизъявления родителей участвовать в образовательном процессе.
Факторы, препятствующие эффективному взаимодействию с родителями воспитанников: ожидание быстрого успеха и результата; отсутствие у воспитателя опыта группового взаимодействия с родителями; трудности в налаживании коммуникации (закрытость родителей); редкость, кратковременность такой работы, ее бессистемный характер; родительские стереотипы «я и так все знаю» и др.