Формы организации обучения дошкольников

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельности, месту проведения и т. д. В детском саду используются фронтальные, групповые и,.индивидуальные формы организованного обучения.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с "Учебной программой дошкольного образования''. Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы.

Занятия организуются по всем образовательным областям: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.

В занятии можно выделить три основные части.

Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

Вторая часть-- самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

Третья, часть - анализ выполнения задания и его оценка.

В последние годы осуществляется поиск путей совершенствования обучения в детском саду, указываются недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач). Отмечается целесообразность проведения занятий с подгруппами детей

Экскурсия. На экскурсии ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В младших группах они проводятся внутри помещения и в пределах участка детского сада, в средней и старшей группах - за его пределами. Для экскурсии характерно непосредственное восприятие жизненных явлений, наблюдение их. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой, с трудом взрослых, результатами их труда, для ознакомления с общественными явлениями и событиями. Проведение экскурсии требует подготовки: разрабатывается маршрут, структура, определяются методы, материал, который могут собрать дети, необходимое оборудование. 0 предстоящей экскурсии детям сообщается заранее. Непосредственно перед экскурсией проводится короткая беседа, на которой выясняются представления детей об объектах наблюдения, напоминают о правилах поведения на экскурсии. В ходе экскурсии детей размещают так, чтобы всем был хорошо виден объект наблюдения. Углубление и закрепление представлений, полученных на экскурсии осуществляется на занятиях и в повседневной жизни (в труде, изодеятельности, конструировании). В заключении на занятии проводится итоговая беседа.

Формы организации обучения в повседневной жизни. На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения - наблюдение с детьми за природными явлениями, за трудом взрослых во время прогулок, а также в уголке,.

В повседневном пед. процессе используется Групповая форма обучения (небольшое количество детей). При этом часто используется дидактическая или автодидактическал игра (для закрепления и уточнения знаний, для отработки умственных навыков и умений). Применяются также индивидуальные формы обучения - разнообразные упражнения, беседы и другие.

2. Виды и формы планирования образовательной работы в учреждении дошкольного образования. Функции и принципы планирования.

Планирование– разработка программы мероприятий, направ­ленных на достижение поставленной цели, а также рациональное распределе­ние этих мероприятий в течение опреде­ленного отрезка времени.

Планирование работы ду осуществляется исходя из типа ду, возможностей материально-техниче­ской базы, кадрового состава и всесто­роннего анализа образовательного про­цесса.

План-руководство к дей­ствию, он дол­жен быть конкретным и выполнимым, соблюдаться комплекс­ный подход. Необходимо обеспечить включение в процесс планирования сотрудников, что способствует их лич­ной заинтересован­ности в реализации планов, созданию положительного микроклимата.

Цель планирования заключается в соглаше­нии действий субъектов управления в опреде­лении содержания и сроков их деятельно­сти, обеспечивающих реали­зацию постав­ленных задач.

Функции планирования раскрываются через основные задачи.

Задачи планирования:

- обозначение основных направлений деятельности ду на основе изучения потенциала и имеющихся условий.

- определение желаемых ре­зультатов работы.

- выбор оптимальных средств и ресурсов.

- разработка крите­риев и показа­телей оценки результатов.

Принципы:

учет тенденций развития совре­менного дошкольного образования;

единство краткосрочного и долгосроч­ного плани­рования;

сочетание государ­ственных и общественных начал;

обес­печение ком­плексного характера про­гнозирования и планирования;

стабиль­ность и гибкость планирования на ос­нове прогнозов;

участие в планировании всего коллектива ду.

Виды и формы планирования работы в ду.

Виды планирования:

а). стратегическое или долгосроч­ное(3-5 лет): программа развития ду.

Б) тактическое или среднесрочное: годовой план.

В). Оперативное или краткосрочное (1-3 месяца): разраба­тывается на основе годового плана каждым квалифициро­ванным сотруд­ником.

Г). календарное (1-2недели).

Формы планирования:

- текстовая используется при планирова­нии работы на год и более длительный период времени.

- сетевая предпола­гает использование сеток, программ, таблиц.

- графическое отражает со­держание в виде графиков, диаграмм, гистограмм. Используется для демон­страции количе­ственных показателей.

- картотека дел. ДУ имеет право вы­бирать удобную для себя форму планирования или исполь­зовать несколько.

Годовой план работы УДО.

Годо­вой план – намеченная система меро­приятий на уч. год, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ по решению опреде­ленных задач коллектива.

Структура:

1.Вступительная часть:

- годовые задачи.

- предполагаемые результаты работы.

2. Содержание работы:

- организационно-пед. работа.

- работа с пед. кадрами.

- регулирование и контроль.

- взаимодей­ствие с семьей.

- административно-хо­зяйственная работа.

Годовые задачи должны быть сформированы четко, конкретно, понятно.

Планируются 2 задачи: одна новая, а другая - продолже­ние работы прошлого года.

Предполага­емые результаты описываются по трем позициям:

- дети (более высокий уровень развития связной речи, …),

- воспитатели (умение творчески применять техноло­гии, …),

- родители (расширение кругозора, …).

В разделе организация пед. работы планируется заседание педсоветов (4 раза), смотр конкурсов, тематических вечеров, праздников, работа информаци­онно-методического кабинета (вы­ставки…).

По работе с пед. кадрами планируется повышение квалификации (курсы, метод. объединения, семинары).

Работа с молодыми специалистами (наставничество, семинары). Коллектив­ные просмотры, семинары, консульта­ции, дискуссия, КВН, круглый стол и др. для всех работников.

3. Психолого-педагогические основы взаимодействия педагогов учреждения дошкольного образования и семьи. Задачи и формы взаимодействия педагогов с семьей.

Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особо значимую роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей, обеспечении первичной социализации.

Влияние семьи на ребенка огромно, т.к. именно семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям.

В семье ребенок усваивает определенную систему ценностных ориентации, социальных норм, культуру общества на определенном этапе его развития. Только семья приобщает ребенка к традициям нации, народности, к культуре своего народа.

Семья дает ребенку ощущение чувства безопасности, защищенности, снижает чувство тревоги в новых для ребенка ситуациях. Семья формирует у ребенка определенную модель родительского поведения через подражание поведению своих родителей.

В семье ребенок приобретает огромный жизненный опыт, необходимый ему в будущем (навыки ведения домашнего хозяйства). Семья выполняет дисциплинирующую функцию через регуляцию родителями поведения своего ребенка. Именно в семье ребенок приобретает опыт общения с окружающими, учится взаимодействовать с миром и людьми.

В процессе взаимодействия УДО и семьи принципиальное значение имеют следующие положения:

- ориентация УДО на актуальные значимые проблемы, влияющие на развитие детей;

- развитие родительской рефлексии;

- учет личного опыта родителей и постоянная апелляция к нему;

- подвижность образовательных программ, вариативность содержания форм, методов работы с родителями;

- отказ от нравоучительного тона;

- признание свободы волеизъявления родителей участвовать в образовательном процессе.

Факторы, препятствующие эффективному взаимодействию с родителями воспитанников: ожидание быстрого успеха и результата; отсутствие у воспитателя опыта группового взаимодействия с родителями; трудности в налаживании коммуникации (закрытость родителей); редкость, кратковременность такой работы, ее бессистемный характер; родитель­ские стереотипы «я и так все знаю» и др.

Наши рекомендации