Тема 4. Психология учебной деятельности
Учебная деятельность" (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые в педагогической психологии.
1. Иногда УД рассматривается как синоним научения, учения, обучения.
2. В "классической" советской психологии и педагогике УД определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.
3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.
Ниже рассматривается трактовка учебной деятельности по Эльконину - Давыдову.учебная деятельность является:
общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством);
общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой);
общественной по форме своего осуществления (она осуществляется в
соответствии с общественно выработанными нормами).
Усвоение знаний, умений и навыков внутри УД имеет ряд характерных особенностей.
Во-первых, содержание УД составляют научные понятия и законы, всеобщие способы решения соответствующих им познавательных задач.
Во-вторых, усвоение такого содержания выступает как основная цель и главный результат деятельности (в других видах деятельности усвоение знаний и умений выступает как побочный результат).
В-третьих, в процессе УД происходит изменение самого ученика как ее субъекта, происходит психическое развитие ребенка благодаря приобретению такого основного новообразования, как теоретическое отношение к действительности. Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.
Предметное содержание и свойства учебной деятельности
В конце 50-х гг. XX в. Д.Б. Эльконин (Эльконин Д.Б., 1974) выдвинул общую гипотезу о строении УД, о её значении в психическом развитии ребёнка. По его мнению, в структуру УД входят: учебная цель; учебные действия; действия контроля процесса усвоения; действия оценки степени усвоения. В.В. Давыдов считал, что в структуру УД входят:учебные ситуации (или задачи); учебные действия; действия контроля и оценки:. ………………..
Становление УД - это: совершенствование каждого компонента УД, их взаимосвязи и взаимопереходов; совершенствование мотивационного и операционального аспектов учения; превращение ученика в субъекта осуществляемой им УД; необходимость наличия развивающего и воспитывающего эффектов УД. Формирование УД есть управление взрослым (учителем, родителем, психологом) процессом становления УД школьника. Полноценное управление процессом учения всегда предполагает: отработку у школьника каждого компонента УД; взаимосвязь компонентов УД; постепенную передачу отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя.
Возраст | Особенности учебной деятельности |
Младший школьный возраст | Знаменуется введением учащегося в УД, овладением всеми ее компонентами; УД имеет здесь ведущее значение |
Средний школьный возраст | Идет становление произвольности УД, овладение ребенком ее общей структурой, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование УД как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками. |
Старший школьный возраст | Характеризуется использованием УД как средства профориентации и профподготовки, овладением способами самостоятельной УД и самообразования, а также переходом от усвоения общественно выработанного опыта УД к его обогащению, т.е. творческой исследовательской познавательной деятельности |
ТЕМА: Учебная мотивация и пути её формирования.
План: 1. Мотивация как психологическая категория.
2. Учебная мотивация.
3. Формирование учебной мотивации
1) Мотивация как психологическая категория.
Мотив – то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включённого в определяемую этим мотивом деятельность (связь с источником активности человека, побудительными силами его деятельности, поведения). В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания – всё то в чем нашла воплощение потребность (Л.И.Божович).
Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию её сущности, природы, структуры, а также к методам её изучения (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, Л.И.Божович, К.Левин, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, З.Фрейд и т.д.)
В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой.
Структура мотивации (Б.И.Додонов):
· Внутренний компонент (ориентация на саму деятельность, её процесс и результат):
1) Удовольствие от деятельности (процесс)
2) Значимость для личности непосредственного результата.
· Внешние факторы воздействия (составляющие мотивации достижения):
3) «Мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность (награда)
4) «Принуждающее» давление на личность (избегание наказания)
Классификация мотивов:
1) Характер участия в деятельности (А.Н.Леонтьев):
§ понимаемые мотивы
§ знаемые мотивы
§ реально действующие мотивы
2) Время (протяжённость) обусловливания деятельности (Б.Ф.Ломов):
§ далёкая мотивация
§ короткая мотивация
3) Социальная значимость (П.М.Якобсон):
§ социальные
§ узколичностные
4) Факт включённости мотивов в саму деятельность или нахождения вне её (Л.И.Божович):
§ широкие социальные мотивы
§ узколичностные
5) Определённый вид деятельности:
§ игровая мотивация
§ трудовая мотивация
§ учебная мотивация
Вопрос студентам:
- Приведите примеры разных видов мотивов применительно к УД.
2) Учебная мотивация.
Проблемы учебной мотивации:
· Проблема сущности, природы, структуры учебных мотивов.
· Проблема взаимосвязи мотивационной ориентации и успешности познавательной деятельности.
· Проблема учебной мотивации в разных системах обучения, в том числе и в развивающем обучении.
· Проблема возрастных и индивидуальных особенностей учебных мотивов.
· Проблема критериев и показателей сформированности видов и уровней учебной мотивации.
!!!Учебная деятельность полимотивированна (мотивы дополняют друг друга, находятся в определённом соотношении). Мотивы не всегда осознаются обучающимся, тем более сложно понять мотивы ученика педагогу. В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребёнка различный смысл (смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива, цель может быть прежней). Мотивы УД: ведущие . второстепенные
Мотивы УД:
§ 1. внутренние или познавательные мотивы порождаемые самой УД (связаны с содержание и процессом учения; способами усвоения знаний) –: интерес к знаниям, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в активной и новой информации .
§ 2. внешние или социальные мотивы находящиеся за пределами учебного процесса (связаны лишь с результатом УД) –:
1) широкие социальные: 2)узколичностные:
- стремление хорошо окончить школу, - мотивы благополучия
поступить в ВУЗ, иметь престижную (наказание и награда;
работу. угроза и требование;
материальная выгода;
престижные мотивы (давление группы, желание выделиться, занять определённое положение в группе)
Пример: по данным исследований познавательные мотивы не занимают ведущего места в младшем школьном возрасте. Л.И.Божович считает, что эти мотивы в 1 классе занимают 3 место, в 3 классе 5 место. По данным М.В.Гамезо: 1 место широкие социальные мотивы (самосовершенствования: быть культурным; самоопределения: после школы учиться, работать) 2 место – узколичностные 3 место - учебно-познавательные
Уровни | ВИДЫ МОТИВОВ УД | |
познавательные | социальные | |
низкий | широкий познавательный: - принятие решения задач; - обращение к учителю за дополнительными сведениями и др. | широкие социальные: - поступки, свидетельствующие о понимании учеником долга и ответственности и др. |
средний | учебно-познавательный: - самостоятельная деятельность по поиску разных способов решения; - вопросы к учителю о сравнении разных способов работы; | узкие социальные: - стремление к контактам со сверстниками и в получении их оценок; - оказание помощи товарищам и др. |
высокий | мотивы самообразования: - реальные действия само-образования; - обращение к учителю по поводу рациональной организации учебного труда и т.д. | мотивы социального сотрудничества: - стремление к коллективной работе и осознанию рациональных способов её осуществления и др. |
Типы отношения ученика к учению связаны с характером его мотивации и состоянием учебной деятельности:
Тип отношения к учению | Состояние УД | Мотивация учения |
отрицательное | -УД не сформирована; | - бедность и узость мотивов; - интерес только к результату; - не сформировано умение ставить цели, преодолевать трудности. |
положительное (аморфное, нерасчленённое) | - выполнение отдельных учебных действий по образцу и инструкции; - выполнение простых способов самоконтроля и самооценки (по образцу); | - широкие социальные мотивы (долг); - неустойчивые переживания новизны, любознательности, непреднамеренного интереса; - возникновение первых предпочтений одних предметов другим; - понимание и первичное осмысление целей, поставленных учителем. |
положительное (познавательное, осознанное, инициативное) | - осознанное стремление к поиску разных способов действий; - усвоение и «виденье» всей структуры учения в целом; - овладение умением планировать и оценивать свою учебную деятельность до её осуществления; - развернутый самоконтроль и самооценка. | - переопределение и доопределение задач учителя постановка новых целей; - рождение на этой основе новых мотивов - осмысление соотношения своих мотивов и целей, возникновение самостоятельно поставленных целей, выполнение действий по собственной инициативе. |
положительное (личностное, ответственное, действенное) | - предвиденье социальных последствий своей УД; - умение преодолевать препятствия; - поиск нестандартных способов решения УЗ; - гибкость и мобильность способов Уд; - использование результатов учения в социальной практике; - выход из УД в самообразовательную, творческую деятельность. | - соподчинение мотивов и их иерархия - устойчивость и неповторимость мотивационной сферы; - сбалансированность и гармония между отдельными мотивами; - умение ставить перспективные, нестандартные цели и реализовывать их. |
Виды учебных мотивов Характеристика учебных мотивов
Качества мотивов УД:
v СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
- осознанность;
- самостоятельность;
- обобщенность;
-действенность;
-доминирование в общей структуре мотивации;
-степень распространения на несколько учебных предметов и т.д.
v ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
- устойчивость;
- сила и выраженность;
- переключаемость с одного мотива на другой;
- эмоциональная окраска и др.