Возрастные кризы (кризисные периоды)
Возрастные кризы (кризисные периоды) – периоды жизни, во время которых происходит наиболее интенсивная перестройка биологического и социального функционирования человека, резко повышается чувствительность к внешнесредовым воздействиям и возникает риск развития заболеваний.
Факт наличия криза означает наступление качественно нового этапа психического развития индивидуума с его новыми мотивами поведения и новыми предъявляемыми к нему социальными требованиями.
В детской психологии принято выделять 3 основных кризисных периода: 3, 7 и 12–15 лет (выделяют ещё и кризис первого года, главным личностным новообразованием которого является ситуативная активность, направленная на взрослых, на окружающие предметы и на реализацию собственных желаний).
Общие для всех кризисных периодов особенности:
· дети становятся капризными, раздражительными, непослушными;
· в контакте со взрослыми они проявляют выраженный негативизм.
Возрастные кризы встречаются и у взрослых. Наиболее известный – период менопаузы, или климактерический период, у женщин между 45 и 55 годами, у мужчин – между 50 и 60 годами. Однако начало этого периода чрезвычайно индивидуально и зависит от многих обстоятельств.
Кризис трех лет, или парапубертатный, приходится на возраст от 2 до 3,5 лет. Происходит переход от реактивных форм поведения, когда все потребности ребенка удовлетворяются взрослыми, к активным, появляется
«Я-система!» (самосознание), а с нею и потребность все делать самому. Ребенок освоил предметную среду своего обитания, и ему требуется смена деятельности, он настаивает на своей самостоятельности; отвергает мелочную опеку, хотя еще не способен на многое из того, что пытается. Нередко происходит обесценивание взрослых: родители слышат от него слова «дурак» или «дура»; часто ребенок, особенно если он единственный, проявляет деспотическую власть ко всем окружающим и изыскивает для этого множество способов. Чрезмерное ограничение стремления к самостоятельности нарушает развитие личности, становится основой конфликта, вызывает реакцию протеста со стороны ребенка и способствует формированию у него упрямства.
В конце 2-го года жизни дети легко преодолевают кризис, но после 3-х лет он часто выливается в выраженные формы негативизма и упрямства, что создает извращенные отношения к требуемым нормам поведения и взаимоотношений со взрослыми (например, ребенок может начать рисовать только если ему скажут «Не рисуй»). Однако, как правило, кризис 3-х лет проходит без особых осложнений, хотя у мальчиков он выражен резче и конфликтнее.
В семь лет ребенок начинает осознавать, что он не только может что-то делать, но и занимает определенное место в системе человеческих отношений. Начинает развиваться социальное самосознание, и игра, заполнявшая жизнь ребенка, перестает в полной мере удовлетворять его. Он хочет выполнять более серьезную социальную роль. Возникающая в результате кризиса 7-ми лет самооценка ребенка начинает регулировать его поведение в последующем.
Кризис 7 лет не тождественен готовности к обучению в школе, об этом следует судить не по умению читать или считать, а по тому, способен ли ребенок подчиняться правилам, берет ли на себя роли (ученика).
Подростковый период
Пубертатный кризис (едва ли не весь подростковый период) проявляется :
1. Кризисом идентичности, когда происходит расставание со своим «детским Я», осознание себя в мире, философское осмысление себя в окружающем – «кто я?».
2. Кризисом авторитетов, при котором снижается авторитет родителей, чаще авторитетом становится кто-то из подростков, нередко возникает негилизм.
3. Сексуальным кризисом, для которого очень типичны проявления, связанные с половым метаморфозом.
Все эти кризисные признаки при наступающем взрослении, но социальной зависимости от взрослых приводят к неудовлетворенности собой и окружающим миром, что в свою очередь ведет к одиночеству и оппозиции. Типичны быстрая смена настроений, полярность эмоций в одинаковых ситуациях. Характерной, базисной окраской эмоционального фона подростков является тревожность с преобладанием тенденции к пониженному настроению в сочетании с повышенной агрессивностью. Практически все подростки делаются непоседливыми, раздражительными; естественный и здоровый протест против часто злоупотребляющих своим авторитетом старших вырастает в бессмысленное упрямство и нелепое противодействие всякому разумному совету, развивается заносчивость и самоуверенность; сдвиг в моторике делает подростка неуклюжим и создает у него одновременно ощущение растущей силы и чувство острого недовольства собой; страстные поиски признания собственной значимости со стороны других при отсутствии реальной возможности добиться этого побуждают подростков казаться более значительными, чем они есть; придает их облику напыщенность и театральность.
На протекание пубертатного криза большое влияние оказывают социальные и культуральные факторы (есть народности, где пубертатный кризис как таковой отсутствует).
Особенностью подросткового периода является возникновение и развитие особых личностных отношений между подростками, общение. Многие трудности подросткового периода объясняются не слабостью воли, а слабостью цели. Подростку «длительная перспектива» практически недоступна.
Ускоренное созревание подростков как массовое явление принято называть акселерацией, а рано созревающих подростков – акселератами. Об акселерации много говорилось в 1970–1980-х гг., затем стали отмечать ее окончание, а в настоящее время принято считать, что преобладают проявления инфантильности.
Когда случаи отставания, задержки развития (ретардации) бывают достаточно заметны, то говорят об инфантилизме, проявления которого наиболее заметны в подростковом периоде. Физический инфантилизм часто сочетается с психическим, т. е. с незрелостью поведения, интересов, недостаточной самостоятельностью, недоразвитием чувства долга, ответственности и т. п. при вполне удовлетворительном интеллекте. Психическая незрелость – это, собственно, легкое (невыраженное) проявление инфантилизма, основные причины которого – экзогенно-органические вредности, конституциональные особенности и неблагоприятные социально-психологические факторы.
Иногда на границе подросткового периода и юности выделяют негативную фазу (у девочек – 11–13, у мальчиков – 14–16 лет), когда повышены раздражительность («агрессивная самозащита»), неудовлетворенность собой и окружающим миром, присутствует чувство одиночества, непослушание и занятие запрещенными делами, следствием чего становятся общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или враждебное отношение к ним, асоциальные поступки. Позитивный период начинается с повышения продуктивности и поиска друзей.