Коррекционно-развиваюшее обучение и воспитание
· узнавать себя в зеркале, на фотографии;
· показывать по называнию части своего тела (голова, туловище, руки, ноги); показывать на лице глаза, рот, нос, на голове - уши, волосы;
· самостоятельно садиться, сидеть, ложиться в ситуациях, заданных взрослым (сидеть на своем стуле, спать в своей постели, класть
· и брать вещи из своего шкафчика и т. п.).
Задачи концентра «Я и другие»:
· узнавать свою маму среди других людей (если нет матери –
· взрослого, ее заменяющего);
· формировать тактильно-эмоциональные способы выражения чувства привязанности к матери и членам семьи (обнимать, целовать, держать за руку, улыбаться);
· наблюдать за действиями другого ребенка;
· эмоционально реагировать на присутствие сверстника и его действия;
· фиксировать взгляд на лице сверстника, партнера по игре, воспитателя;
· указывать пальцем или рукой на близких взрослых (маму, родных, воспитателя, педагога) и некоторых сверстников.
Задачи концентра «я и окружающий мир»:
· проявлять непосредственный интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними;
· демонстрировать двигательное оживление, улыбку на предъявление предмета (эмоциональный стимул);
· фиксировать взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживать взором ее движение;
· выполнять действия с предметом (неспецифические и специфические манипуляции): брать предмет в руки, стучать им, удерживать в руке;
· испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий);
· эмоционально реагировать на мелодичную музыку, ритмический рисунок мелодии, природные звуки.
Квартал | Основное содержание работы |
I | Учить ребенка проявлять эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему знакомого взрослого.Формировать у детей двигательное подкрепление эмоциональной реакции. Формировать у детей положительную эмоциональную реакцию на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки) Формировать у детей понимание и воспроизведение указательного жеста рукой и указательным пальцем. Формировать у детей фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней (прослеживание за ее перемещением по горизонтали и вертикали на расстояние 30 см) Учить детей реагировать и откликаться на свое имя, на уменьшительно-ласкательную форму имени.Учить детей воспринимать сверстника и выделять его из окружающей среды |
II | Формировать и поддерживать у детей группы положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в дошкольном учреждении.Создавать условия для накопления детьми разнообразных эмоциональных впечатлений (сюрпризные моменты, новые игрушки, персонажи, ежемесячные выходы за пределы дошкольного учреждения и наблюдения за жизнью и трудом людей, обобщение результатов этих наблюдений на занятиях) Знакомить каждого ребенка с составом его семьи, фотографиями близких родственников, составив из них семейный альбом, знакомить с именами и фамилиями близких родственников. Учить детей идентифицировать себя по полу (относить себя к мальчикам или девочкам) Формировать у детей представления о половой принадлежности ребенка (мальчик, девочка, сынок, дочка) Знакомить детей с именами сверстников, учить называть их по имени, узнавать на фотографии Расширять круг предметно-игровых действий, используемых детьми на занятиях и в свободной деятельности |
III | Продолжать формировать у детей эмоциональные и двигательные реакции на позитивный личностный контакт с близкими взрослыми, воспитателями и сверстниками.Закреплять у детей положительную реакцию на нахождение в группе и взаимодействие со знакомыми взрослыми и персоналом дошкольного учреждения (медсестра, музыкальный руководитель, заведующая, няни) Закреплять у детей умение откликаться и называть свое имя Закреплять у детей умение узнавать себя на фотографии, выделяя из окружающих детей и взрослых Формировать у детей положительную реакцию на сверстников в группе, выделяя их среди других детей Формировать у детей интерес к предметно-игровым действиям с игрушками и предметами из ближайшего окружения Учить детей удерживать предмет в руках более продолжительное время (до 5 мин) Учить детей выполнять 5—7 элементарных действий с игрушками по речевой инструкции: «Возьми...», «Дай...», «Держи...», «Кати...», «Лови...», «Брось...», «Принеси...» Учить детей правильно реагировать на пространственные перемещения внутри детского учреждения (визит в медицинский кабинет, посещение музыкального зала, занятие в спортивном зале, бассейне и т. п.) |
Показатели развития к концу первого года обучения
Дети должны научиться:
· демонстрировать эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого;
· давать позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции;
· давать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки);
· понимать указательный жест руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении;
· демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: принимать помощь взрослого, разрешать дотрагиваться до своих рук, принимать поглаживание по голове, выполнять со взрослым совместные действия (мытье рук, пользование ложкой, рисование мелом, карандашом, раскатывание теста и т. д.);
· фиксировать взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действий с ней, прослеживать ее перемещение по горизонтали и вертикали на расстояние до 30 см;
· откликаться на свое имя;
· называть свое имя;
· узнавать себя в зеркале, на индивидуальной фотографии;
· положительно реагировать на приход в группу воспитателя и взаимодействовать с ним;
· положительно реагировать на одного из сверстников (друга, подругу), выделять его среди других детей, находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;
· выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;
· выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия с игрушками.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ