Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение.

Основными категориями дидактикиявляются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Деятельность педагога Деятельность обучаемых
1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения 1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) 2. Восприятие новых знаний, умений
3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений 3. Анализ, синтез, сопоставление, систематизация
4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов 4. Познание закономерностей и законов, понимание причинно-след­ственных связей
5. Управление процессом перехода от теории к практике 5. Приобретение умений и навыков, их систематизация
6. Организация эвристической и исследовательской деятельности 6. Практическая деятельность по самостоятельному решению возни­кающих проблем
7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся 7. Самоконтроль, самодиагностика достижений

Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом. Свойства знаний: структурируемостъ, интерпретируемость, связность, активность.

Структурируемость – наличие связей, характеризующих степень осмысления и выявленность основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области.

Интерпретируемость знаний (интерпретировать – значит истолковывать, объяснять) обусловливается содержанием, или семантикой, знаний и способами их использования.

Связность знаний – наличие ситуативных отношений между элементами знаний. Эти элементы могут быть связаны между собой в отдельные блоки, например, тематически, семантически, функционально.

Активность знаний – способность порождать новые знания и обусловливается побуждением человека быть познавательно активным.

Знания:

· хранятся (запоминаются);

· воспроизводятся;

· проверяются;

· обновляются, в том числе переструктурируются;

· преобразуются;

· интерпретируются.

Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Умения:

· применяются;

· преобразуются для обеспечения гибкости или приспособления к изменившимся условиям;

· обобщаются;

· пересматриваются.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

знание умение навык
- результат научного познания - овладение того, что уже добыто в наук и что нужно понять, сохранять в памяти, уметь воспроизводить и применять на практике - знание в педагогике - пони­мание, сохранение в памяти и умение воспроизвести осно­вные факты науки, теорети­ческие обобщения, понятия, правила, законы, выводы и т.д. владение способами (приемаим, действиями) применения усва­иваемых знаний на практике Например, умение решать задачи по математике - анализ условия, мысленное нахождение способов решения задачи на основе знаний, практические действия по решению задачи и проверка правильности получен­ного результата.   составной элемент умения, автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства Например, беглое чтение - навык, составляющий важный элемент умения осмысленного чтения.

Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучение, образование) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма (от лат. forma – внешний вид, оболочка) – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод (от лат. metodos – путь, способ) – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение. - student2.ru Взаимосвязь между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование.

Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение. - student2.ru

Наши рекомендации