Совокупность взглядов, идей и убеждений, ставших определяющими – это

д) способности

е) характер

ж) темперамент

з) направленность

Термин «коэффициент интеллектуальности» ввел

а) А. Бине

б) Дж. Равен

в) В. Штерн

г) Г. Айзенк

4. Высшая ступень развития творческих способностей называется

а) одаренностью

б) гениальностью

в) талантом

г) задатками

5.Синтез нескольких талантов с увеличением на основе межпредметных связей способности к более крупномасштабным обобщениям – это

а) одаренность

б) гениальность

в) талант

г) способности

Свойство личности, формирующееся в специфической деятельности, обеспечивающее успех в данной деятельности

а) способности

б) задатки

в) одаренность

г) гениальность

Качества, благодаря которым человек может быстро и легко приобретать соответствующие знания, с успехом их применять при выполнении той или иной деятельности

а) навыки

б) способности

в) знания

г) умения

Человек, который практически доказал, что может успешно справляться с данным видом деятельности, выполняет ее на высоком уровне, превосходящем средний уровень выполнения этой деятельности многими другими людьми

а) талантливый

б) одаренный

в) гениальный

Задачи для самоподготовки:

Практическая часть для самоподготовки:

8. Материалы для разбора с преподавателем и контроля его усвоения:

8.1. Разбор с преподавателем узловых вопросов для освоения темы занятия.

8.2. Демонстрация преподавателем методик практических приемов по теме.

8.3. Материал для контроля усвоения материала:

Вопросы для решения с преподавателем:

1. Различные подходы в определении понятия «личность». Основные компоненты структуры личности.

2. Направленность как систематизирующее начало личности. Проявления направленности личности.

3. Понятие и роль способностей в жизни человека.

4. Соотношение понятий «способность», «знания», «умения», «навыки».

5. Задатки. Роль задатков в развитии способностей.

6. Структура способностей. Виды способностей.

7. Понятия одаренности, таланта, гениальности.

8. Понятие интеллекта. Интеллект и личность человека. Тесты интеллекта, измерение коэффициента интеллекта.

9. Основные внешние факторы развития личности: воспитание и влияние среды.

Тесты для решения с преподавателем:

Вставьте пропущенные слова в определениях:

1. Личность – … характеристика человека, это тот, кто способен на … … деятельность. Личность есть … формирующаяся … своеобразная совокупность … систем – … личности, которыми определяются своеобразное для данного человека … и … .

2. Направленность – совокупность …, … и …, ставших … .

3. Способности – свойство …, формирующееся в специфической … на основе … и врожденных …, обеспечивающих … в данной деятельности.

4. Способности – …, благодаря которым человек может … и … приобретать соответствующие …, с … их применять при выполнении той или иной … .

5. Задатки – это то, на основе чего у человека формируются те или иные … .

6. Талант – высшая степень … личности к определённой ….

7. Гениальность – высшая степень … проявлений личности.

8. Одаренность – способность ко … … … .

9. Развитие– процесс … и … изменений в …, …, … и … сфере человека, обусловленный влиянием … и …, управляемых и неуправляемых факторов.

10. Воспитание – главная сила, способная дать обществу … личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в …, … и квалифицированном руководстве.

Задачи 1 уровня:

Задачи П уровня:

Задачи Ш уровня:

Практическая часть

9. Перечень вопросов, рекомендованных для УИРС:

Подготовьте доклады по данным темам:

1. Различные подходы в определении понятия «личность».

2. Интеллект и личность человека. Тесты интеллекта, измерение коэффициента интеллекта.

3. Основные внешние факторы развития личности: воспитание и влияние среды.

10. Литература:

- Основная:

1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб. пособие для пед. вузов / Ю.К.Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.

2. История педагогики и образование / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Наука, 2001.-697с.

3. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П.Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.

4. Радугин А.А. Психология и педагогика – Москва: Вече, 2000.-526с.

5. Савин Н. В. Педагогика, Москва, 2002.-373с.

6. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / И.Ф.Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002. – 516 с.

- Дополнительная:

1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб: Питер, 2006. – 304с.

2. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для студ. вузов по непед. спец. / Г. В. Бороздина. – 2-е изд., стер. – Минск: Изд-во Гревцова, 2011. – 336с.

3. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. специальностям / А.Н.Джуринский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Владос, 2003. – 239 с.

4. Пуйман, С.А. Практикум по педагогике: пособие / С.А.Пуйман, В.В.Чечет. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 176 с.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

ЗАНЯТИЕ № 13

Тема:«Общие закономерности развития личности»

1. Актуальность темы:

Развитие личности – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Установлено, что процесс и результаты развития личности детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.

Формирование творческой личности, стремящейся к познанию мира, самого себя, невозможно без целенаправленного развития. Перед образованием стоят задачи по развитию возможностей личности.

2. Учебные цели занятия:

Знать:

- основные факторы развития личности;

- роль наследственности в процессе формирования и развития личности;

- влияние среды на становление личности;

- развитие личности под влиянием воспитания;

- значение деятельности в ходе развития личности;

- требования, предъявляемые к современному педагогу;

- направления и способы практического применения педагогических знаний в процессе становления личности и ее профессиональной деятельности;

- закономерности, принципы, способы личностного и профессионального самосовер­шенствования, а также развития творческого потенциала личности.

уметь:

- использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности;

- анализировать научно-педагогическую литературу и использовать полученные знания;

- применять знания и категориальный аппарат в профессиональной, научной, исследовательской жизни;

- анализировать личностные, профессиональные, в том числе учебные, ситуации и принимать индивидуальные и совместные решения;

- учитывать и использовать объективные связи и принципы обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

- самостоятельно учиться, адекватно оценивать свои возможности, разрабатывать и реализовывать проекты личностного и профессионального самосовершенствования.

5. Цели развития личности –формирование деонтологических, профессиональных, психологических умений и навыков студента.

6. Оснащение:тестовые задания,дидактический материал, технические средства обучения.

7. Материалы для самоподготовки:

7.1. Вспомогательный учебный материал

Процесс развития личности.

Совокупность взглядов, идей и убеждений, ставших определяющими – это - student2.ru В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение». Процесс развития – это процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» – социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой усвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей, с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.

Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Представители различных философских течений по-разному объясняют этот во многом еще не познанный процесс.

Движущая сила развития – борьба противоречий. Последние уподобляются тому «вечному двигателю», который дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений. Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия, они возникают на каждом шагу как диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием. Да и сам человек «соткан» из противоречий.

Различают противоречия внутренние и внешние, общие (универсальные), движущие развитием человеческих масс, и индивидуальные – характерные для отдельно взятого человека. Универсальный характер имеют противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Такой же характер имеют и противоречия, проявляющиеся в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма. Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние – стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Одно из основных внутренних противоречий – расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их психики и интеллекта, социальной зрелости. «Хочу» – «могу», «знаю» – «не знаю», «можно» – «нельзя», «есть» – «нет» – это типичные пары, емко выражающие наши постоянные противоречия.

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, – с другой. Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. В отечественной педагогике и психологии ощутимых результатов в изучении развития школьников добились П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Г. С. Костюк, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия. Заметный след в науке о развитии оставили зарубежные исследователи Л. Термен, Э. Геккель, Ф. Мюллер, Й. Шванцара.

Требовалось прежде всего ответить на главный вопрос: почему различные люди дости­гают различного уровня развития, от каких условий зависит этот процесс и его результат?

Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что в свою очередь приводит к очередному изменению. И так без конца. Соотношение внешнего и внутреннего, объективного и субъективного бывает разным в различных формах проявления жизнедеятельности личности и на различных ступенях ее развития.

Связь природных условий и форм человеческого развития выражает биогенетический закон, открытый Э. Геккелем и Ф. Мюллером. Согласно этому закону, онтогения (индивидуальное развитие) представляет собой краткое и быстрое повторение (рекапитуляцию) филогении (развития вида). Имеются в виду те повторения основных стадий развития вида, которые наблюдаются в развитии зародыша. Некоторые психологи и педагоги пытались расширить содержание данного закона на весь процесс индивидуального развития человека. Действительно, факты, говорящие о том, что человек в его индивидуальном развитии отчасти повторяет развитие предков, бесспорны. Однако это не означает, что сокращенное повторение присуще всем признакам организма (есть признаки, которые возникают вследствие приспособления его к условиям жизни), а поэтому трактовать сложнейший процесс человеческого становления как простое «копирование» развития предков недопустимо. Формулировка закона, закрепившаяся в педагогике 30 –70-х гг. (онтогенез повторяет филогенез), неверна именно по причине расширительного, произвольного и упрощенного истолкования фактов.

В развитии человека все тоньше, сложнее. Нельзя согласиться с немецким психологом В. Штерном, считавшим, что младенец находится на стадии млекопитающего, во втором полугодии – на стадии обезьяны, на втором году он достигает элементарного человеческого состояния, и только в зрелом возрасте человек достигает стадии современной культуры.

Наши рекомендации