Осуществлять педагогику свободы (в рамках демократической концепции воспитания) предложил

а) Василий Васильевич Давыдов

б) Леонид Владимирович Занков

в) Олег Самойлович Газман

Задачи для самоподготовки:

Практическая часть для самоподготовки:

8. Материалы для разбора с преподавателем и контроля его усвоения:

8.1. Разбор с преподавателем узловых вопросов для освоения темы занятия.

8.2. Демонстрация преподавателем методик практических приемов по теме.

8.3. Материал для контроля усвоения материала:

Вопросы для решения с преподавателем:

1.Зарождение педагогической деятельности.

2. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания.

3. Становление научной педагогики и определение ее предмета исследования.

4. Основные этапы развития педагогики.

5. Идеи великих педагогов прошлого.

6. Становление российской и украинской педагогики.

7. Отечественные педагоги, их вклад в отечественную науку.

8. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение. Педагогический идеал начала ХХI века.

Тесты для решения с преподавателем:

Вставьте пропущенные слова в определениях:

1. Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон в 1623 г. издал свой трактат «…». В нем он сделал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику,под которой понимал «…».

2. Ян Амос Коменский написал свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором разработал основные вопросы … и … учебной работы с детьми, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на … … .

3. Джон Локк в своем труде «Мысли о воспитании» большое внимание уделял … основам воспитания, а также … формированию личности.

4. Симеон Полоцкий в 1664 г. открыл при Спасском монастыре в Москве … школу.

5. М. В. Ломоносов создал ряд учебных книг: «…» (1748), «…» (1755) и др.

6. К. Д. Ушинский считается основателем … … и … … в России.

7. Н. И. Пирогов был не только знаменитым российским хирургом, но и руководил образованием в … и … учебных округах. Много внимания он уделял повышению … … … и считал, что наука не только развивает … … , но и является могучим средством … .

8. Л. Н. Толстой в своем имении … … организовал … … для детей … и осуществлял там свои мысли об … и … .

9.Центром образования стала Киево-Могилянская коллегия, основанная в … году, с 1701 года преобразованная в Киевскую академию, а с … – в Киевскую духовную академию, просуществовавшую до … г.

10. Григорий Савич Сковорода (1722-1794) выступал выразителем идей … и … .

11. С. Ф. Русова своей огромной целеустремленной научной, педагогической и общественной деятельностью способствовала разработке … … … … .

Задачи 1 уровня:

Задачи П уровня:

Задачи Ш уровня:

Практическая часть

9. Перечень вопросов, рекомендованных для УИРС:

Подготовьте доклады по данным темам:

1. Педагогические взгляды Джона Локка.

2. В. О. Сухомлинский – выдающийся педагог.

3. Педагогическая деятельность Н. И. Пирогова.

10. Литература:

- Основная:

1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб. пособие для пед. вузов / Ю.К.Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.

2. История педагогики и образование / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Наука, 2001.-697с.

3. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П.Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.

4. Радугин А.А. Психология и педагогика – Москва: Вече, 2000.-526с.

5. Савин Н. В. Педагогика, Москва, 2002.-373с.

6. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / И.Ф.Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002. – 516 с.

- Дополнительная:

1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб: Питер, 2006. – 304с.

2. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для студ. вузов по непед. спец. / Г. В. Бороздина. – 2-е изд., стер. – Минск: Изд-во Гревцова, 2011. – 336с.

3. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. специальностям / А.Н.Джуринский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Владос, 2003. – 239 с.

4. Пуйман, С.А. Практикум по педагогике: пособие / С.А.Пуйман, В.В.Чечет. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 176 с.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

ЗАНЯТИЕ № 12

Тема:«Личность в педагогике»

1. Актуальность темы:

Человек становится личностью в процессе развития: обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом, становится носителем социальных отношений. Личность – социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуро­сообразную) социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек – двойственное существо, биологическое и социальное.

2. Учебные цели занятия:

Знать:

- основные теоретические подходы в определении понятия «личность»;

- основные компоненты структуры личности;

- проявления направленности личности;

- соотношение понятий «способность», «знания», «умения», «навыки»;

- структуру способностей, виды способностей;

- понятия одаренности, таланта, гениальности;

- понятие интеллекта, измерение коэффициента интеллекта;

- основные внешние факторы развития личности;

- направления и способы практического применения педагогических знаний в процессе становления личности и ее профессиональной деятельности;

- закономерности, принципы, способы личностного и профессионального самосовершенствования, а также развития творческого потенциала личности.

уметь:

- выделять основные компоненты структуры личности;

- использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности;

- анализировать научно-педагогическую литературу и использовать полученные знания;

- применять знания и категориальный аппарат науки в профессиональной, научной, исследовательской жизни;

- проводить критический анализ эмпирических данных и теоретических подходов к исследованию понятия «личность»;

- критически анализировать теоретические подходы к изучению роли способностей в жизни человека;

- применять знания и категориальный аппарат науки в профессиональной, научной, исследовательской жизни;

- анализировать личностные, профессиональные, в том числе учебные, ситуации и принимать индивидуальные и совместные решения;

- учитывать и использовать объективные связи и принципы обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

- самостоятельно учиться, адекватно оценивать свои возможности, разрабатывать и реализовывать проекты личностного и профессионального самосовершенствования.

5. Цели развития личности–формирование деонтологических, профессиональных, психологических умений и навыков студента.

6. Оснащение:тестовые задания,дидактический материал, технические средства обучения.

7. Материалы для самоподготовки:

7.1. Вспомогательный учебный материал

Наши рекомендации