Осуществлять педагогику свободы (в рамках демократической концепции воспитания) предложил
а) Василий Васильевич Давыдов
б) Леонид Владимирович Занков
в) Олег Самойлович Газман
Задачи для самоподготовки:
Практическая часть для самоподготовки:
8. Материалы для разбора с преподавателем и контроля его усвоения:
8.1. Разбор с преподавателем узловых вопросов для освоения темы занятия.
8.2. Демонстрация преподавателем методик практических приемов по теме.
8.3. Материал для контроля усвоения материала:
Вопросы для решения с преподавателем:
1.Зарождение педагогической деятельности.
2. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания.
3. Становление научной педагогики и определение ее предмета исследования.
4. Основные этапы развития педагогики.
5. Идеи великих педагогов прошлого.
6. Становление российской и украинской педагогики.
7. Отечественные педагоги, их вклад в отечественную науку.
8. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение. Педагогический идеал начала ХХI века.
Тесты для решения с преподавателем:
Вставьте пропущенные слова в определениях:
1. Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэкон в 1623 г. издал свой трактат «…». В нем он сделал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику,под которой понимал «…».
2. Ян Амос Коменский написал свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором разработал основные вопросы … и … учебной работы с детьми, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на … … .
3. Джон Локк в своем труде «Мысли о воспитании» большое внимание уделял … основам воспитания, а также … формированию личности.
4. Симеон Полоцкий в 1664 г. открыл при Спасском монастыре в Москве … школу.
5. М. В. Ломоносов создал ряд учебных книг: «…» (1748), «…» (1755) и др.
6. К. Д. Ушинский считается основателем … … и … … в России.
7. Н. И. Пирогов был не только знаменитым российским хирургом, но и руководил образованием в … и … учебных округах. Много внимания он уделял повышению … … … и считал, что наука не только развивает … … , но и является могучим средством … .
8. Л. Н. Толстой в своем имении … … организовал … … для детей … и осуществлял там свои мысли об … и … .
9.Центром образования стала Киево-Могилянская коллегия, основанная в … году, с 1701 года преобразованная в Киевскую академию, а с … – в Киевскую духовную академию, просуществовавшую до … г.
10. Григорий Савич Сковорода (1722-1794) выступал выразителем идей … и … .
11. С. Ф. Русова своей огромной целеустремленной научной, педагогической и общественной деятельностью способствовала разработке … … … … .
Задачи 1 уровня:
Задачи П уровня:
Задачи Ш уровня:
Практическая часть
9. Перечень вопросов, рекомендованных для УИРС:
Подготовьте доклады по данным темам:
1. Педагогические взгляды Джона Локка.
2. В. О. Сухомлинский – выдающийся педагог.
3. Педагогическая деятельность Н. И. Пирогова.
10. Литература:
- Основная:
1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб. пособие для пед. вузов / Ю.К.Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
2. История педагогики и образование / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Наука, 2001.-697с.
3. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П.Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.
4. Радугин А.А. Психология и педагогика – Москва: Вече, 2000.-526с.
5. Савин Н. В. Педагогика, Москва, 2002.-373с.
6. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / И.Ф.Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002. – 516 с.
- Дополнительная:
1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб: Питер, 2006. – 304с.
2. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для студ. вузов по непед. спец. / Г. В. Бороздина. – 2-е изд., стер. – Минск: Изд-во Гревцова, 2011. – 336с.
3. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. специальностям / А.Н.Джуринский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Владос, 2003. – 239 с.
4. Пуйман, С.А. Практикум по педагогике: пособие / С.А.Пуйман, В.В.Чечет. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 176 с.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
ЗАНЯТИЕ № 12
Тема:«Личность в педагогике»
1. Актуальность темы:
Человек становится личностью в процессе развития: обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом, становится носителем социальных отношений. Личность – социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек – двойственное существо, биологическое и социальное.
2. Учебные цели занятия:
Знать:
- основные теоретические подходы в определении понятия «личность»;
- основные компоненты структуры личности;
- проявления направленности личности;
- соотношение понятий «способность», «знания», «умения», «навыки»;
- структуру способностей, виды способностей;
- понятия одаренности, таланта, гениальности;
- понятие интеллекта, измерение коэффициента интеллекта;
- основные внешние факторы развития личности;
- направления и способы практического применения педагогических знаний в процессе становления личности и ее профессиональной деятельности;
- закономерности, принципы, способы личностного и профессионального самосовершенствования, а также развития творческого потенциала личности.
уметь:
- выделять основные компоненты структуры личности;
- использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности;
- анализировать научно-педагогическую литературу и использовать полученные знания;
- применять знания и категориальный аппарат науки в профессиональной, научной, исследовательской жизни;
- проводить критический анализ эмпирических данных и теоретических подходов к исследованию понятия «личность»;
- критически анализировать теоретические подходы к изучению роли способностей в жизни человека;
- применять знания и категориальный аппарат науки в профессиональной, научной, исследовательской жизни;
- анализировать личностные, профессиональные, в том числе учебные, ситуации и принимать индивидуальные и совместные решения;
- учитывать и использовать объективные связи и принципы обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;
- самостоятельно учиться, адекватно оценивать свои возможности, разрабатывать и реализовывать проекты личностного и профессионального самосовершенствования.
5. Цели развития личности–формирование деонтологических, профессиональных, психологических умений и навыков студента.
6. Оснащение:тестовые задания,дидактический материал, технические средства обучения.
7. Материалы для самоподготовки:
7.1. Вспомогательный учебный материал