Медико-просветительская деятельность
Методы просветительской деятельности – основные способы проведения мероприятий, направленных на установление осознанного и действенного отношения пациентов или потенциальных пациентов к своему образу жизни, здоровью и взаимодействию с врачом и медицинскими службами. Методы и средства просветительской работы с населением по вопросам охраны здоровья достаточно разнообразны.
Методы и средства просветительской работы с населением
По вопросам охраны здоровья
Изобразительные средства
Основной целью здравоохранения на современном этапе является повышение доступности и качества медицинской помощи. Современная концепция здоровья считает необходимым привлечение пациента к решению его собственных проблем. Эти задачи решают «Школы здоровья», созданные для лиц, больных неинфекционными заболеваниями, имеющими социальное значение, и беременных с целью профилактики внутриутробного негативного воздействия различных факторов на плод: физических, психогенных, химических, инфекционных и др., подготовки к родам, а также получения ими навыков правильного вскармливания и ухода за новорожденным ребенком.
Школы здоровья, школы для пациентов и лиц с факторами риска являются организационной формой обучения целевых групп населения по приоритетным проблемам укрепления и сохранения здоровья.
Основной целью подобных школ является формирование определенной культуры отношения к укреплению здоровья, профилактике заболеваний с учетом потенциальных и имеющихся проблем.
К приоритетным задачам школ здоровья относятся:
· повышение информированности отдельных групп населения в вопросах общественного и собственного здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;
· формирование ответственности за здоровье и определение степени участия системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья;
· повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства;
· создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе;
· формирование адекватных состоянию здоровья поведенческих реакций и здоровьесберегающих технологий;
· привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья и иных заинтересованных организаций и специалистов;
· снижение непрофильной нагрузки на учреждения и специалистов первичной медико-санитарной помощи.
Психологическая концепция обучения состоит в следующем:
1) свобода выбора пациента следовать/не следовать рекомендациям специалистов с информированием его о последствиях собственного выбора и ответственности за него;
2) положительные эмоции, сопровождающие слушателя в ходе занятия;
3) постановка слушателем собственной цели;
4) психологическая поддержка со стороны педагогов и группы, в которой обучается пациент.
Свободный выбор в следовании рекомендациям, положительные эмоции в ходе обучения направлены на принятие пациентом на эмоциональном и когнитивном уровнях рекомендуемых специалистами способов поведения, связанных со здоровым образом жизни.