Слушание без анализа, рефлексии, дающее собеседнику возможность высказаться – это
а) пассивное слушание
б) эмпатическое слушание
в) активное слушание
10. Вид слушания, который подразумевает постоянное отражение чувств собеседника – это
а) пассивное слушание
б) эмпатическое слушание
в) активное слушание
Осознанное противоречие между общающимися личностями или группами при наличии попыток его разрешения на фоне эмоциональных отношений – это
а) конфликтная ситуация
б) собственно конфликт
12. Девизом какой стратегии поведения в конфликтной ситуации являются слова: «Я хочу, чтобы выиграли все!»
а) компромисс
б) соперничество
в) приспособление
г) сотрудничество
Задачи для самоподготовки:
Практическая часть для самоподготовки:
8. Материалы для разбора с преподавателем и контроля его усвоения:
8.1. Разбор с преподавателем узловых вопросов для освоения темы занятия.
8.2. Демонстрация преподавателем методик практических приемов по теме.
8.3. Материал для контроля усвоения материала:
Вопросы для решения с преподавателем:
1. Общение. Роль и место общения в жизни и профессиональной деятельности.
2. Компоненты общения. Виды общения.
3. Социальная перцепция. Коммуникативные барьеры.
4. Модели взаимоотношений врача и пациента.
5. Правила построения психологического контакта с пациентом и этапы ведения беседы.
6. Психология группы: классификация групп, ролевая структура группы, особенности поведения людей в группе.
7. Конфликт. Виды и функции конфликтов. Этапы развития конфликта.
8. Типы конфликтных ситуаций и способы конструктивного разрешения конфликтов.
9. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
10. Психологические особенности взаимодействия врача и пациента.
Промежуточная контрольная работа
Тесты для решения с преподавателем:
Вставьте пропущенные слова в определениях:
1. Общение – это сложный многоплановый процесс … и … контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями … и включающий в себя …, …, понимание … и выработку … взаимодействия.
2. Содержание – это …, которая в … контактах передается от одного … к другому.
3. Цель общения – это то, … у человека возникает данный вид активности.
4.Средства общения – это способы …, …, … и … информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.
5. Социальная перцепция – это процесс восприятия …, под которыми обычно подразумеваются … и… .
6. Деонтология– … медицинских работников.
7. Социальная группа – это относительно …, складывающаяся в рамках исторически определенного общества …, объединенных … (а также культурных, национальных ценностей и норм поведения), находящихся в более или менее систематическом… .
8. Большие социальные группы – это …, отличающиеся от малых групп наличием … … … между всеми их представителями, но … и … зачастую не меньше, а иногда даже сильнее и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.
9. Малые группы – это небольшие по составу общности, члены которых объединены … … своей деятельности и находятся в непосредственном … , что является основой для возникновения группы как целого.
10. Конфликт– это … противоположно направленных …, интересов, …, мнений или ... оппонентов или субъектов … .
11. Избегание – это поведение в конфликтной ситуации, которое выражается в… , … или фактическом … конфликта.
12. Приспособление – это поведение, проявляющееся в … своих действий и установок под реальным или воображаемым … противоположной стороны, податливость … или … в ущерб собственным интересам.
13. Соперничество – одна из стратегий поведения в конфликтной ситуации, характеризующаяся достижением … или … … в условиях … с партнерами.
14. Компромисс– это … конфликтной ситуации путем … … .
15. Сотрудничество– это стратегия поведения, при которой на первое место ставится не решение конкретной конфликтной ситуации, а … интересов … … .
Задачи 1 уровня:
1.Вспомните и запишите один из последних конфликтов, участником которого были Вы. Какого вида был этот конфликт? Каковы, на Ваш взгляд, его причины?
2. Попробуйте самостоятельно или в группе проанализировать следующую задачу. Студент часто опаздывает на занятия на 15-20 минут. Других претензий к этому студенту нет. Какую стратегию поведения выбрали бы Вы на месте преподавателя и почему?
Экспресс-диагостика (Методика Томаса «Способы реагирования в конфликтных ситуациях»). Оцените, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации: часто – 3 балла, от случая к случаю – 2 балла, редко – 1 балл.
Опросник
1. Угрожаю или дерусь.
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
3. Ищу компромисс.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему.
11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Ключ
А – вопросы 1, 6, 11; Б – вопросы 2, 7, 12; В – вопросы 3, 8, 13; Г – вопросы 4, 9, 14; Д – вопросы 5, 10, 15.