Сколько в среднем слов за раз может запомнить человек?
а) 17 – 20
б) 3 – 4
в) 12 – 15
г) 5 – 9
Что такое мнемотехнические приемы?
а) специальные приемы для облегчения запоминания
б) перевод информации в образы, картинки
в) длительное сохранение информации
г) сохранение информации в течение нескольких часов
6. Отсутствием памяти называется:
а) апперцепция
б) традукция
в) амнезия
г) все варианты неверны
7. Формы воспроизведения:
а) узнавание
б) реминисценция
в) воспоминание
г) все варианты верны
К какому виду памяти человек в естественных условиях не имеет доступа?
а) к промежуточной
б) к долговременной
в) к оперативной
г) к кратковременной
9. Отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым:
а) реминисценция
б) эйдетизм
в) индукция
г) дедукция
10. Установите соответствие:
1. Запоминание 1. процесс активной переработки, систематизации, обобщение материала, овладения им
2. Сохранение 2. процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации
3. Узнавание 3. процесс потери доступа к запомненному ранее материалу, невозможность воспроизвести усвоенное
4. Воспроизведение 4. процесс восстановления прежде воспринятого при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии
5. Забывание 5. процесс восстановления прежде воспринятого в отсутствии объекта
Задачи для самоподготовки:
Практическая часть для самоподготовки:
8. Материалы для разбора с преподавателем и контроля его усвоения:
8.1. Разбор с преподавателем узловых вопросов для освоения темы занятия.
8.2. Демонстрация преподавателем методик практических приемов по теме.
8.3. Материал для контроля усвоения материала:
Вопросы для решения с преподавателем:
1. Понятие памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека.
2. Физиологические основы и механизмы памяти.
3.Теории памяти в различных направлениях и школах психологии (ассоциативные теории, теории научения, теории вытеснения и др.).
4. Виды памяти, критерии их выделения.
5. Мнемические процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
6. Индивидуальные особенности памяти, типы памяти.
7. Нарушения памяти.
8. Тренировка и развитие памяти.
9. Память в работе врача.
Тесты для решения с преподавателем:
Вставьте пропущенные слова в определениях:
1. Память– это…, … и последующее … индивидом его опыта.
2. Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных … и…
3. Эмоциональная память – это память на …
4. Образная память – это память на …, на .., а также на …, …, ....
5. Содержаниемсловесно-логической памятиявляются наши....
6. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует … ... …, называется непроизвольной памятью.
7. Произвольная память – …
8. Мгновенная, или иконическая,память связана с … точной и полной картины только что ... органами чувств, без какой бы то ни было … полученной информации.
9. Кратковременная память представляет собой способ … … в течение … промежутка времени.
10. Долговременная память способна … информацию в течение … … срока.
11. Оперативной называют память, рассчитанную на … информации в течение…, заранее … срока, в диапазоне от … … до… …
12. Сохранение – это … … в памяти, т. е. … следов и связей в …
13. Забывание – …, … из памяти, т. е. процесс …, …, … следов, …связей.
14. Воспроизведение – процесс … в сознании представлений памяти, … … мыслей, … заученных движений, в основе чего лежит … …, возникновения в них ...
15.Узнавание – появление чувства, знакомого при ... ...
Задачи 1 уровня:
Расскажите о функциях памяти.
Назовите три основных критерия выделения видов памяти.
Объясните понятие «время консолидации следов».
Задачи П уровня:
Опишите основные теории механизмов памяти.
Объясните, что является основным биологическим механизмом в генетической памяти.
Задачи Ш уровня:
Назовите основные теории памяти. Раскройте их особенности.
Перечислите основные количественные характеристики памяти.
Расскажите, с чем могут быть связаны нарушения памяти.
Выберите правильный ответ.
Эффект Зейгарник состоит в том, что мы лучше помним какую-либо работу, если она:
1. была сознательно прекращена
2. была доведена до конца
3. осталась незаконченной
4. привела к вознаграждению
5. все ответы верны
6. все ответы неверны
Практическая часть
9. Перечень вопросов, рекомендованных для УИРС:
Подготовьте доклады по данным темам:
1.Нарушения памяти.
2. Память в работе врача.
3. Психологические теории памяти.
4. Индивидуальные отличия памяти, их диагностика и развитие.
5. Условия эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
6. Проблема развития памяти.
10. Литература:
- Основная:
1. Дубровина М. В. Психология: учебник / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2011. – 464с.
2. Психология. В 3-х кн. 1.: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р. С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 687с.
- Дополнительная:
1. Основы психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Фурманов [и др.]. – Минск: Соврем, шк., 2011. – 496с.
ЗАНЯТИЕ № 6
Тема:«Мышление и речь»
1. Актуальность темы:
Проблема мышления по сей день остаётся одним из наиболее непостижимых и притягательных предметов изучения. Сложность проблемы обусловлена, прежде всего, сложностью и противоречивостью природы мышления и речи. Являясь необходимыми атрибутами человека, оба явления сочетают в себе социальное и биологическое. С одной стороны, и речь, и мышление представляют собой порождение мозга человека, с другой стороны, речь и мышление являются социальными продуктами, поскольку сам человек есть социальное явление. В единстве социального и индивидуально-биологического проявляется наиболее общая специфика речи и мышления.
Речь тесно взаимодействует со всеми психическими функциями, становясь постепенно базой для развития мышления, влияет на развитие личности в целом. Поэтому будущему медику важно знать особенности процессов мышления и речи.
2. Учебные цели занятия:
Знать:
- основные теоретические подходы к изучению мышления и речи;
- критерии выделения видов мышления;
- виды мышления, их основные характеристики;
- логические формы мышления, их характеристику;
- индивидуальные особенности мышления;
- определение речи, ее основные функции;
- виды речи, их особенности
- роль мышления и речи в профессиональной деятельности врача.
уметь:
- использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности;
- анализировать научно-психологическую литературу и использовать полученные знания;
- критически анализировать теоретические подходы к изучению психических процессов;
- применять знания и категориальный аппарат науки в профессиональной, научной, исследовательской жизни;
- совершенствовать собственную личностную и познавательную сферы.
5. Цели развития личности –формирование деонтологических, профессиональных, психологических умений и навыков студента.
6. Оснащение:тестовые задания,дидактический материал, технические средства обучения.
7. Материалы для самоподготовки:
7.1. Вспомогательный учебный материал