Сколько в среднем слов за раз может запомнить человек?

а) 17 – 20

б) 3 – 4

в) 12 – 15

г) 5 – 9

Что такое мнемотехнические приемы?

а) специальные приемы для облегчения запоминания

б) перевод информации в образы, картинки

в) длительное сохранение информации

г) сохранение информации в течение нескольких часов

6. Отсутствием памяти называется:

а) апперцепция

б) традукция

в) амнезия

г) все варианты неверны

7. Формы воспроизведения:

а) узнавание

б) реминисценция

в) воспоминание

г) все варианты верны

К какому виду памяти человек в естественных условиях не имеет доступа?

а) к промежуточной

б) к долговременной

в) к оперативной

г) к кратковременной

9. Отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым:

а) реминисценция

б) эйдетизм

в) индукция

г) дедукция

10. Установите соответствие:

1. Запоминание 1. процесс активной переработки, систематизации, обобщение материала, овладения им

2. Сохранение 2. процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации

3. Узнавание 3. процесс потери доступа к запомненному ранее материалу, невозможность воспроизвести усвоенное

4. Воспроизведение 4. процесс восстановления прежде воспринятого при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии

5. Забывание 5. процесс восстановления прежде воспринятого в отсутствии объекта

Задачи для самоподготовки:

Практическая часть для самоподготовки:

8. Материалы для разбора с преподавателем и контроля его усвоения:

8.1. Разбор с преподавателем узловых вопросов для освоения темы занятия.

8.2. Демонстрация преподавателем методик практических приемов по теме.

8.3. Материал для контроля усвоения материала:

Вопросы для решения с преподавателем:

1. Понятие памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека.

2. Физиологические основы и механизмы памяти.

3.Теории памяти в различных направлениях и школах психологии (ассоциативные теории, теории научения, теории вытеснения и др.).

4. Виды памяти, критерии их выделения.

5. Мнемические процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

6. Индивидуальные особенности памяти, типы памяти.

7. Нарушения памяти.

8. Тренировка и развитие памяти.

9. Память в работе врача.

Тесты для решения с преподавателем:

Вставьте пропущенные слова в определениях:

1. Память– это…, … и последующее … индивидом его опыта.

2. Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных … и…

3. Эмоциональная память – это память на …

4. Образная память – это память на …, на .., а также на …, …, ....

5. Содержаниемсловесно-логической памятиявляются наши....

6. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует … ... …, называется непроизвольной памятью.

7. Произвольная память – …

8. Мгновенная, или иконическая,память связана с … точной и полной картины только что ... органами чувств, без какой бы то ни было … полученной информации.

9. Кратковременная память представляет собой способ … … в течение … промежутка времени.

10. Долговременная память способна … информацию в течение … … срока.

11. Оперативной называют память, рассчитанную на … информации в течение…, заранее … срока, в диапазоне от … … до… …

12. Сохранение – это … … в памяти, т. е. … следов и связей в …

13. Забывание – …, … из памяти, т. е. процесс …, …, … следов, …связей.

14. Воспроизведение – процесс … в сознании представлений памяти, … … мыслей, … заученных движений, в основе чего лежит … …, возникновения в них ...

15.Узнавание – появление чувства, знакомого при ... ...

Задачи 1 уровня:

Расскажите о функциях памяти.

Назовите три основных критерия выделения видов памяти.

Объясните понятие «время консолидации следов».

Задачи П уровня:

Опишите основные теории механизмов памяти.

Объясните, что является основным биологическим механизмом в генетической памяти.

Задачи Ш уровня:

Назовите основные теории памяти. Раскройте их особенности.

Перечислите основные количественные характеристики памяти.

Расскажите, с чем могут быть связаны нарушения памяти.

Выберите правильный ответ.

Эффект Зейгарник состоит в том, что мы лучше помним какую-либо работу, если она:

1. была сознательно прекращена

2. была доведена до конца

3. осталась незаконченной

4. привела к вознаграждению

5. все ответы верны

6. все ответы неверны

Практическая часть

9. Перечень вопросов, рекомендованных для УИРС:

Подготовьте доклады по данным темам:

1.Нарушения памяти.

2. Память в работе врача.

3. Психологические теории памяти.

4. Индивидуальные отличия памяти, их диагностика и развитие.

5. Условия эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

6. Проблема развития памяти.

10. Литература:

- Основная:

1. Дубровина М. В. Психология: учебник / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2011. – 464с.

2. Психология. В 3-х кн. 1.: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р. С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 687с.

- Дополнительная:

1. Основы психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Фурманов [и др.]. – Минск: Соврем, шк., 2011. – 496с.

ЗАНЯТИЕ № 6

Тема:«Мышление и речь»

1. Актуальность темы:

Проблема мышления по сей день остаётся одним из наиболее непостижимых и притягательных предметов изучения. Сложность проблемы обусловлена, прежде всего, сложностью и противоречивостью природы мышления и речи. Являясь необходимыми атрибутами человека, оба явления сочетают в себе социальное и биологическое. С одной стороны, и речь, и мышление представляют собой порождение мозга человека, с другой стороны, речь и мышление являются социальными продуктами, поскольку сам человек есть социальное явление. В единстве социального и индивидуально-биологического проявляется наиболее общая специфика речи и мышления.

Речь тесно взаимодействует со всеми психическими функциями, становясь постепенно базой для развития мышления, влияет на развитие личности в целом. Поэтому будущему медику важно знать особенности процессов мышления и речи.

2. Учебные цели занятия:

Знать:

- основные теоретические подходы к изучению мышления и речи;

- критерии выделения видов мышления;

- виды мышления, их основные характеристики;

- логические формы мышления, их характеристику;

- индивидуальные особенности мышления;

- определение речи, ее основные функции;

- виды речи, их особенности

- роль мышления и речи в профессиональной деятельности врача.

уметь:

- использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности;

- анализировать научно-психологическую литературу и использовать полученные знания;

- критически анализировать теоретические подходы к изучению психических процессов;

- применять знания и категориальный аппарат науки в профессиональной, научной, исследовательской жизни;

- совершенствовать собственную личностную и познавательную сферы.

5. Цели развития личности –формирование деонтологических, профессиональных, психологических умений и навыков студента.

6. Оснащение:тестовые задания,дидактический материал, технические средства обучения.

7. Материалы для самоподготовки:

7.1. Вспомогательный учебный материал

Наши рекомендации