Практические и лабораторные занятия
Функции практических занятий:
1. Закрепление теоретического материала на практике.
2. Закрепление теоретических знаний.
3. Усвоение умений практической психологической работы.
4. Усвоение умений исследовательской работы.
5. Самопознание учащегося или студента.
6. Саморазвитие учащегося или студента.
Практические и лабораторные занятия выполняют следующие задачи:
Обобщение и закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам.
Развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов.
Выработка профессионально значимых качеств будущего специалиста: коммуникативные качества, самостоятельность, активность и т.д.
Формирование умений применять полученные знания на практике.
Лабораторные работы – разновидность практических занятий. Такие работы предполагают использование специального оборудования и приборов.
Практические и лабораторные работы имеют разные дидактические цели. Дидактической целью практических занятий является формирование практических умений (профессиональных умений: умений выполнять определенные действия, операции) или учебных умений. Дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка определенных теоретических положений.
Типичные задания для лабораторных и практических занятий по психологии: групповые задания (работа в группах), эксперимент, демонстрационный эксперимент, практикум, решение психологических задач, активные методы обучения (деловая игра, тренинг, групповая дискуссия, круглый стол и т.д.), индивидуальные практические занятия.
Продолжительность занятия составляет не менее 2 академических часов.
План занятия:
1. Тема.
2. Какая самостоятельная работа или подготовка имела место у студентов (внеаудиторная подготовка).
3. Проверка преподавателем теоретической подготовленности студентов к занятию.
4. Инструктирование студента к проведению лабораторной или практической работы.
5. Выполнение практической работы или занятия.
6. Обсуждение итогов выполненной работы.
7. Составление отчета о проделанной работе.
8. Подведение преподавателем итогов, оценивание работы студентов.
Могут быть разные формы организации занятия: индивидуальные, групповые, фронтальные. Обязательно нужно указывать оборудование, литературу, которая необходима для проведения.
Активные методы обучения
В.Я. Ляудис «Методика преподавания психологии»
Ляудис предлагает выделять 3 группы методов обучения:
1. Метода программированного обучения.
2. Методы проблемного обучения.
3. Методы интерактивного обучения.
Интерактивным называют такое обучение, которое основано на психологии человекческих взаимоотношений и взаимодействий, т.е. центральное место в деятельности преподавателя не один из учащихся, а группа взаимодействующих между собой студентов. Сюда относится деловая игра, метод круглого стола, групповая дискуссия, «мозговая атака», эвристическая беседа, конкурсы практических работ по психологии с дальнейшим обсуждением, социально-психологический тренинг, синевтика и др.
Метод круглого стола
Данный метод заимствован педагогикой и психологий из области политики и наука. В обучении этот метод используется с целью повышения эффективности усвоения теоретических знаний, предусмотрения какой-либо проблемы в различных аспектах и с привлечение специалистов различного профиля. Т.о. круглые столы организуются для обсуждения какой-либо проблемы. В ходе проведения круглого стола происходит обмен мнениями, обсуждение полученной информации. Результатом является соглашение между всеми участниками, общее решение, фиксирование его в протоколе и осуществление на практике.