Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Основная задача занятия - расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной дей­ствительности; ребенка знакомят с основами безопасности жизни (ОБЖ), экологических знаний. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом обогащения словаря, уточнения значе­ний слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направ­ленные на развитие познавательных процессов.

З. Развитие речи.Занятия имеют свою специфику и направлены на ре­шение следующих задач.

- Совершенствование лексико -грамматического строя речи. Эта рабо­та осуществляется во взаимосвязи с тематикой занятий по «Озна­комлению с окружающим миром». Отрабатываются модели слово­образования, словоизменения, синтаксических конструкций.

- Развитие связной речи. Это направление речевого развития требует особого внимания, так как дети испытывают значительные трудно­сти в программировании и построении развернутых речевых высказываний. В младшем дошкольном возрасте и старшей группе ста­вятся задачи по развитию диалогической речи. В дальнейшем целе­направленно формируется способность к построению связных высказываний, развивается монологическая речь.

4 –5. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Подготовка к обучению грамоте начинается еще в старшей группе. Первоначально упражнения на развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти, первичного фонемного и слогового анализа и синте­за, формирования графомоторных навыков входят в структуру занятия

по развитию речи, а затем выделяются в специальное занятие (в подготовительной группе).

Дети знакомятся с явлениями языковой действительности - звуками, словами, предложениями. Их знакомят с печатными буквами, способами моделирования звуко -слогового состава слова и предложения.

Особое внимание уделяется подготовке ребенка к письму:

- формированию правильной посадки и навыков захвата карандаша;

- развитию ручной моторики и зрительно -моторной координации;

- развитию умения ориентироваться на нелинованном листе и на ли­нованном (сначала на линованном в клетку, - затем в линейку);

- ознакомлению с образами печатных букв и их графическим начер­танием;

- освоению техники написания элементов прописных букв.

Важнейшее место в структуре занятия по подготовке к обучению гра­моте занимают упражнения, направленные на профилактику дисграфии и дислексии.

6. Развитие элементарных математических представлений (РЭМП)Математические представления формируются по следующим разделам:

- развитие и совершенствование сенсорных представлений;

- формирование представлений о форме и размере предметов;

- о геометрической форме;

- формирование представлений о множестве;

- обучение сравнению совокупностей предметов;

- обучение сравнению по величине;

- развитие пространственных и временных представлений;

- формирование количественных представлений и отношений, обуче­ние счету в пределах 10-ти;

- формирование счетных операций ( в пределах 10 -ти);

- формирование навыков решения элементарных арифметических задач на нахождение суммы и остатка.

Помимо основных образовательных задач на занятии по РЭМП у детей формируют познавательную активность, гибкость мышления, развивают важ­нейшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Формируют и развивают способность конструировать из геометрических фигур, палочек и другого материала, развивают воображение.

Важнейшей задачей является развитие речи: развитие умения задавать вопросы и отвечать на них; сопровождение собственных действий речью; расширение и уточнение словаря; тренировка в согласование слов в пред­ложение в роде, числе и падеже и т.д.

На занятиях педагоги развивают ручную моторику, зрительно- моторную координацию, графические навыки

Проводят специальную коррекционную работу по формированию правильных представлений об образе цифр и знаков.

7. Обучение игре.Введение в учебный план такого рода занятий обусловлено значительным отставанием детей с ЗПР в овладении сюжетно - ­ролевой игрой. Специальные обучающие занятия проводятся с детьми младшей и средней группы, при этом решаются следующие задачи:

- формирование игры как деятельности, развитие ее компонентов;

- развитие игры как совместной деятельности;

- обогащение содержания детских игр.

В старшем дошкольном возрасте дети реализуют свою потребность в игре через свободную деятельность и в специально спроектированных педагогами игровых ситуациях. Педагоги в процессе занятий, наблюдений за професси­ональной деятельностью взрослых, бесед и чтения литературы формируют у детей представления о природе и рукотворном мире, мире социальных отношений. Проектирование игровой ситуации и реализация запланированных взрослым задач возможны только при наличии у детей определенных знаний и представлений, а также соответствующих игрушек и атрибутики.

Тематику игр следует подбирать с учетом уровня развития детей и стремиться, чтобы она была логично связана с тематикой занятий по «Оз­накомлению с окружающим миром». Детей обучают сюжетно - ролевой игре, игре-драматизации, подвижной игре. При обучении широко используют дидактические игры.

Наши рекомендации