Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
Основная задача занятия - расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; ребенка знакомят с основами безопасности жизни (ОБЖ), экологических знаний. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.
З. Развитие речи.Занятия имеют свою специфику и направлены на решение следующих задач.
- Совершенствование лексико -грамматического строя речи. Эта работа осуществляется во взаимосвязи с тематикой занятий по «Ознакомлению с окружающим миром». Отрабатываются модели словообразования, словоизменения, синтаксических конструкций.
- Развитие связной речи. Это направление речевого развития требует особого внимания, так как дети испытывают значительные трудности в программировании и построении развернутых речевых высказываний. В младшем дошкольном возрасте и старшей группе ставятся задачи по развитию диалогической речи. В дальнейшем целенаправленно формируется способность к построению связных высказываний, развивается монологическая речь.
4 –5. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
Подготовка к обучению грамоте начинается еще в старшей группе. Первоначально упражнения на развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти, первичного фонемного и слогового анализа и синтеза, формирования графомоторных навыков входят в структуру занятия
по развитию речи, а затем выделяются в специальное занятие (в подготовительной группе).
Дети знакомятся с явлениями языковой действительности - звуками, словами, предложениями. Их знакомят с печатными буквами, способами моделирования звуко -слогового состава слова и предложения.
Особое внимание уделяется подготовке ребенка к письму:
- формированию правильной посадки и навыков захвата карандаша;
- развитию ручной моторики и зрительно -моторной координации;
- развитию умения ориентироваться на нелинованном листе и на линованном (сначала на линованном в клетку, - затем в линейку);
- ознакомлению с образами печатных букв и их графическим начертанием;
- освоению техники написания элементов прописных букв.
Важнейшее место в структуре занятия по подготовке к обучению грамоте занимают упражнения, направленные на профилактику дисграфии и дислексии.
6. Развитие элементарных математических представлений (РЭМП)Математические представления формируются по следующим разделам:
- развитие и совершенствование сенсорных представлений;
- формирование представлений о форме и размере предметов;
- о геометрической форме;
- формирование представлений о множестве;
- обучение сравнению совокупностей предметов;
- обучение сравнению по величине;
- развитие пространственных и временных представлений;
- формирование количественных представлений и отношений, обучение счету в пределах 10-ти;
- формирование счетных операций ( в пределах 10 -ти);
- формирование навыков решения элементарных арифметических задач на нахождение суммы и остатка.
Помимо основных образовательных задач на занятии по РЭМП у детей формируют познавательную активность, гибкость мышления, развивают важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Формируют и развивают способность конструировать из геометрических фигур, палочек и другого материала, развивают воображение.
Важнейшей задачей является развитие речи: развитие умения задавать вопросы и отвечать на них; сопровождение собственных действий речью; расширение и уточнение словаря; тренировка в согласование слов в предложение в роде, числе и падеже и т.д.
На занятиях педагоги развивают ручную моторику, зрительно- моторную координацию, графические навыки
Проводят специальную коррекционную работу по формированию правильных представлений об образе цифр и знаков.
7. Обучение игре.Введение в учебный план такого рода занятий обусловлено значительным отставанием детей с ЗПР в овладении сюжетно - ролевой игрой. Специальные обучающие занятия проводятся с детьми младшей и средней группы, при этом решаются следующие задачи:
- формирование игры как деятельности, развитие ее компонентов;
- развитие игры как совместной деятельности;
- обогащение содержания детских игр.
В старшем дошкольном возрасте дети реализуют свою потребность в игре через свободную деятельность и в специально спроектированных педагогами игровых ситуациях. Педагоги в процессе занятий, наблюдений за профессиональной деятельностью взрослых, бесед и чтения литературы формируют у детей представления о природе и рукотворном мире, мире социальных отношений. Проектирование игровой ситуации и реализация запланированных взрослым задач возможны только при наличии у детей определенных знаний и представлений, а также соответствующих игрушек и атрибутики.
Тематику игр следует подбирать с учетом уровня развития детей и стремиться, чтобы она была логично связана с тематикой занятий по «Ознакомлению с окружающим миром». Детей обучают сюжетно - ролевой игре, игре-драматизации, подвижной игре. При обучении широко используют дидактические игры.