Социально-нравственное развитие

Задача социально-нравственного развития детей с ЗПР является одной из

наиболее важных задач коррекционного обучения и воспитания. В струк­туре нарушений у данной категории детей, наряду с недостатками познавательной деятельности отмечается эмоционально- личностная незрелость. У них сужен круг представлений о явлениях социальной действительности. Эти недостатки затрудняют социальную адаптацию, взаимодействие со взрослыми и детьми.

Задачи социально- нравственного воспитания реализуются в процессе ряда занятий, предусмотренных учебным планом, а также при проведении режимных моментов и в свободной деятельности.

В разделе "Ознакомление с окружающим миром" некоторые темы занятий посвящаются социальным отношениям людей, ознакомлению с профессиями, с некоторыми историческими событиями и фактами, с явлениями современной социальной действительности. Тематика других занятий предполагает ознакомление с основами безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), сообщение элементарных сведений о строении и функционировании человеческого организма, и др.

В младшей и средней группах организуются специально спроектированные игры и ситуации, позволяющие развивать нравственно-эстетическую сферу ребенка.

Значительные возможности для решения задач социально-нравственного развития предоставляет сюжетно-ролевая игра, в которой моделируются социальные отношения. Особенностью педагогического процесса в детском саду для детей с ЗПР является то, что игра организуется не только как свободная деятельность, но и становится основным содержанием специальных занятий «Обучение игре».

В старшей и подготовительной группах проводятся специальные заня­тия «Социальное развитие». В процессе этих занятий формируют пред­ставления о нормах и правилах поведения, культуре общения.

При «Ознакомлении с художественной литературой» решаются зада­чи нравственно-патриотического воспитания, приобщения к культурно -­историческим ценностям, к устному народному творчеству. Обогащаются представления детей о человеческих характерах и поступках, формиру­ются умения давать им нравственную оценку.

Особое место в коррекционно-педагогическом процессе занимает трудо­вое воспитание. В плане социально -нравственного развития важно пробу­дить у детей желание трудиться, сформировать умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, развивать умения и навыки в различных видах элементарной трудовой деятельности.

Познавательное развитие

«Познавательное развитие» это такой раздел воспитательно-образователь­ной работы, который включает в себя следующие компоненты:

- сенсорное воспитание.

- ознакомление с окружающим миром.

- формирование элементарных математических представлений.

- развитие речи и коммуникативных способностей.

- подготовка к обучению грамоте.

Задачи сенсорного воспитания реализуются в процессе занятий изобразительной, конструктивной и трудовой деятельностью, математикой, музыкой, при ознакомлении с окружающим миром и др., посред­ствам дидактических игр и упражнений. Важным условием для полноценного сенсорного воспитания детей с ЗПР является создание специальной развивающей среды (организация сенсорно -стимулирующего про­странства, сенсорных уголков, оснащение дидактическими играми и по­собиями).

В процессе сенсорного воспитания у детей формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах раз­личных предметов и материалов, развиваются все виды восприятия, закладывается основа для развития мыслительных операций.

Ознакомление с окружающим миром осуществляется на специ­альных занятиях, на которых дети знакомятся с предметами и явления­ми природы и материальной культурой.

Часть занятий строится на основе опытно- экспериментальной деятельности, специально организованных наблюдений и практических действий, впроцессе которых дети знакомятся с предметами и их свойствами. Зна­чительное место в работе с детьми занимают тематические беседы и экс­курсии. Для обогащения знаний и представлений об окружающем ис­пользуются наглядные и аудиовизуальные средства: реальные предметы и их копии, картины, иллюстрации, видеофильмы, звукозаписи. Одним из источников информации об окружающим мире является художествен­ная литература.

Математические представления формируются на специальных за­нятиях и закрепляются средствами дидактической и сюжетно ролевой игры.

В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно -разви­вающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто. Это связано с тем, что у воспитанников специальных групп, особенно при ЗПР церебрально-органического происхождения, страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: линейная память на ряд предме­тов или чисел, восприятие и осознание пространственных и временных отношений, чувство ритма. Отстают в развитии мыслительные операции и речь. Поэтому, прежде чем формировать ЭМП, необходимо (на основе диагностических данных) организовать пропедевтический период обу­чения, который станет основой для усвоения ребенком математических представлений в рамках программных требований.

Математическое развитие является мощным инструментом:

- для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным призна­кам и др.);

- для познавательного развития (умение анализировать, классифици­ровать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следствен­ные зависимости и закономерности и др.);

- развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций, например: Саша быстрее приедет к финишу, nomoму что он едет на велоси­педе, а Витя на самокате.);

- подготовки к школьному обучению (формирование школьно -значи­мых функций: произвольной регуляции действий и поведения, навыков работы по образцу, по словесной инструкции, синхронизации работы в коллективе и др.).

Развитие речи и коммуникативных способностей является одним из приоритетных направлений коррекционно –педагогической ра­боты с детьми с ЗПР. Задачи этого направления решаются практически на каждом занятии и в свободной деятельности.

Научными исследованиями доказано (25, 31), что недоразвитие речи у детей с ЗПР имеет системный характер. В процессе коррекционных занятий необходимо стимулировать речевую активность детей, развивать фонетико-фонематические процессы, лексико -грамматический строй речи, формировать навыки понимания и построения развернутых речевых высказываний. Эта работа осуществляется в процессе тесного взаимодействия логопеда, дефектолога, воспитателей.

С учетом исключительной значимости развития речи детей с ЗПР в учебном плане выделяются специальные занятия («Развитие речи», «Раз­витие речи и подготовка к обучению грамоте».)

Средствами развития диалогической и монологической речи являются специальные упражнения, сюжетные, театрализованные и дидактичес­кие игры, специально спланированные беседы и обсуждения совместно пережитых событий (первый снег, приезд театра, экскурсия в соседнюю группу, детский сад, школу, магазин и др.).

Важным условием подготовки к школьному обучению является фор­мирование навыков языкового анализа и синтеза, развитие тонкой моторики и подготовки руки к письму.

П Подготовка к обучению грамоте осуществляется на специаль­ных занятиях учителя-дефектолога и логопеда.

Эстетическое развитие

У детей с ЗПР недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира. Они не замечают красоты окружающей природы, не проявляют выраженной заинтересованности при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Эти особенности обусловлены недостатками внимания, восприятия, мышле­ния и эмоционального развития.

Задачи эстетического воспитания реализуются в процессе:

- музыкального воспитания;

- изобразительной деятельности;

- театрализованной деятельности;

- ознакомления с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства.

-

Формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста­

В специальном детском саду организуются такие же виды деятельности, как и в общеобразовательном дошкольном учреждении. Перечислим их.

Игровая деятельность:

- сюжетно-ролевые игры,

- театрализованные игры,

- дидактические игры,

- подвижные игры.

Изобразительная u продуктивная деятельность:

- лепка,

- аппликация,

- рисование,

- комбинированная изобразительная деятельность с использованием бросового материала.

Конструирование и моделирование:

- из строительного материала,

- с использованием LEGO и других видов конструкторов,

- пространственное моделирование (игры с кукольной комнатой, изготовление планов и карт),

- оригами.

Элементарная трудовая деятельность:

- самообслуживание,

- хозяйственно-бытовой труд,

- труд в природе,

- ручной труд (работа с тканью, природным материалом).

Реализация задач воспитательно-образовательного блока осуществля­ется на занятиях, включенных в учебный план. Большинство занятий имеет интегрированный характер, что позволяет решать целый комплекс задач.

Например, на занятии по «Развитию элементарных математических представлений», помимо основных, могут решаться задачи:

- развитие речи, особенно, ее регулирующей функции;

- формирование графомоторных навыков (многие задания предполагают графическое решение: обвести, соединить, дорисовать и т.д.);

- развитие конструктивного праксиса, пространственных и времен­ных представлений;

- формирование мыслительных операций, логического мышления, развитие памяти, внимания, восприятия.

Реализация задач воспитательно-образовательной работы позволяет сформировать у детей с ЗПР запас представлений об окружающей дей­ствительности, знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения школьной программы. Важным условием подготовки к школе является формирование общей способности к учению и компонентов учебной дея­тельности.

Наши рекомендации