Социально-нравственное развитие
Задача социально-нравственного развития детей с ЗПР является одной из
наиболее важных задач коррекционного обучения и воспитания. В структуре нарушений у данной категории детей, наряду с недостатками познавательной деятельности отмечается эмоционально- личностная незрелость. У них сужен круг представлений о явлениях социальной действительности. Эти недостатки затрудняют социальную адаптацию, взаимодействие со взрослыми и детьми.
Задачи социально- нравственного воспитания реализуются в процессе ряда занятий, предусмотренных учебным планом, а также при проведении режимных моментов и в свободной деятельности.
В разделе "Ознакомление с окружающим миром" некоторые темы занятий посвящаются социальным отношениям людей, ознакомлению с профессиями, с некоторыми историческими событиями и фактами, с явлениями современной социальной действительности. Тематика других занятий предполагает ознакомление с основами безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), сообщение элементарных сведений о строении и функционировании человеческого организма, и др.
В младшей и средней группах организуются специально спроектированные игры и ситуации, позволяющие развивать нравственно-эстетическую сферу ребенка.
Значительные возможности для решения задач социально-нравственного развития предоставляет сюжетно-ролевая игра, в которой моделируются социальные отношения. Особенностью педагогического процесса в детском саду для детей с ЗПР является то, что игра организуется не только как свободная деятельность, но и становится основным содержанием специальных занятий «Обучение игре».
В старшей и подготовительной группах проводятся специальные занятия «Социальное развитие». В процессе этих занятий формируют представления о нормах и правилах поведения, культуре общения.
При «Ознакомлении с художественной литературой» решаются задачи нравственно-патриотического воспитания, приобщения к культурно -историческим ценностям, к устному народному творчеству. Обогащаются представления детей о человеческих характерах и поступках, формируются умения давать им нравственную оценку.
Особое место в коррекционно-педагогическом процессе занимает трудовое воспитание. В плане социально -нравственного развития важно пробудить у детей желание трудиться, сформировать умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, развивать умения и навыки в различных видах элементарной трудовой деятельности.
Познавательное развитие
«Познавательное развитие» это такой раздел воспитательно-образовательной работы, который включает в себя следующие компоненты:
- сенсорное воспитание.
- ознакомление с окружающим миром.
- формирование элементарных математических представлений.
- развитие речи и коммуникативных способностей.
- подготовка к обучению грамоте.
Задачи сенсорного воспитания реализуются в процессе занятий изобразительной, конструктивной и трудовой деятельностью, математикой, музыкой, при ознакомлении с окружающим миром и др., посредствам дидактических игр и упражнений. Важным условием для полноценного сенсорного воспитания детей с ЗПР является создание специальной развивающей среды (организация сенсорно -стимулирующего пространства, сенсорных уголков, оснащение дидактическими играми и пособиями).
В процессе сенсорного воспитания у детей формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, развиваются все виды восприятия, закладывается основа для развития мыслительных операций.
Ознакомление с окружающим миром осуществляется на специальных занятиях, на которых дети знакомятся с предметами и явлениями природы и материальной культурой.
Часть занятий строится на основе опытно- экспериментальной деятельности, специально организованных наблюдений и практических действий, впроцессе которых дети знакомятся с предметами и их свойствами. Значительное место в работе с детьми занимают тематические беседы и экскурсии. Для обогащения знаний и представлений об окружающем используются наглядные и аудиовизуальные средства: реальные предметы и их копии, картины, иллюстрации, видеофильмы, звукозаписи. Одним из источников информации об окружающим мире является художественная литература.
Математические представления формируются на специальных занятиях и закрепляются средствами дидактической и сюжетно ролевой игры.
В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно -развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто. Это связано с тем, что у воспитанников специальных групп, особенно при ЗПР церебрально-органического происхождения, страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: линейная память на ряд предметов или чисел, восприятие и осознание пространственных и временных отношений, чувство ритма. Отстают в развитии мыслительные операции и речь. Поэтому, прежде чем формировать ЭМП, необходимо (на основе диагностических данных) организовать пропедевтический период обучения, который станет основой для усвоения ребенком математических представлений в рамках программных требований.
Математическое развитие является мощным инструментом:
- для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
- для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
- развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций, например: Саша быстрее приедет к финишу, nomoму что он едет на велосипеде, а Витя на самокате.);
- подготовки к школьному обучению (формирование школьно -значимых функций: произвольной регуляции действий и поведения, навыков работы по образцу, по словесной инструкции, синхронизации работы в коллективе и др.).
Развитие речи и коммуникативных способностей является одним из приоритетных направлений коррекционно –педагогической работы с детьми с ЗПР. Задачи этого направления решаются практически на каждом занятии и в свободной деятельности.
Научными исследованиями доказано (25, 31), что недоразвитие речи у детей с ЗПР имеет системный характер. В процессе коррекционных занятий необходимо стимулировать речевую активность детей, развивать фонетико-фонематические процессы, лексико -грамматический строй речи, формировать навыки понимания и построения развернутых речевых высказываний. Эта работа осуществляется в процессе тесного взаимодействия логопеда, дефектолога, воспитателей.
С учетом исключительной значимости развития речи детей с ЗПР в учебном плане выделяются специальные занятия («Развитие речи», «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».)
Средствами развития диалогической и монологической речи являются специальные упражнения, сюжетные, театрализованные и дидактические игры, специально спланированные беседы и обсуждения совместно пережитых событий (первый снег, приезд театра, экскурсия в соседнюю группу, детский сад, школу, магазин и др.).
Важным условием подготовки к школьному обучению является формирование навыков языкового анализа и синтеза, развитие тонкой моторики и подготовки руки к письму.
П Подготовка к обучению грамоте осуществляется на специальных занятиях учителя-дефектолога и логопеда.
Эстетическое развитие
У детей с ЗПР недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира. Они не замечают красоты окружающей природы, не проявляют выраженной заинтересованности при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Эти особенности обусловлены недостатками внимания, восприятия, мышления и эмоционального развития.
Задачи эстетического воспитания реализуются в процессе:
- музыкального воспитания;
- изобразительной деятельности;
- театрализованной деятельности;
- ознакомления с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства.
-
Формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста
В специальном детском саду организуются такие же виды деятельности, как и в общеобразовательном дошкольном учреждении. Перечислим их.
Игровая деятельность:
- сюжетно-ролевые игры,
- театрализованные игры,
- дидактические игры,
- подвижные игры.
Изобразительная u продуктивная деятельность:
- лепка,
- аппликация,
- рисование,
- комбинированная изобразительная деятельность с использованием бросового материала.
Конструирование и моделирование:
- из строительного материала,
- с использованием LEGO и других видов конструкторов,
- пространственное моделирование (игры с кукольной комнатой, изготовление планов и карт),
- оригами.
Элементарная трудовая деятельность:
- самообслуживание,
- хозяйственно-бытовой труд,
- труд в природе,
- ручной труд (работа с тканью, природным материалом).
Реализация задач воспитательно-образовательного блока осуществляется на занятиях, включенных в учебный план. Большинство занятий имеет интегрированный характер, что позволяет решать целый комплекс задач.
Например, на занятии по «Развитию элементарных математических представлений», помимо основных, могут решаться задачи:
- развитие речи, особенно, ее регулирующей функции;
- формирование графомоторных навыков (многие задания предполагают графическое решение: обвести, соединить, дорисовать и т.д.);
- развитие конструктивного праксиса, пространственных и временных представлений;
- формирование мыслительных операций, логического мышления, развитие памяти, внимания, восприятия.
Реализация задач воспитательно-образовательной работы позволяет сформировать у детей с ЗПР запас представлений об окружающей действительности, знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения школьной программы. Важным условием подготовки к школе является формирование общей способности к учению и компонентов учебной деятельности.