Разобраться в сути детского конфликта. Оказалось, что зрячий мальчик случайно
Прищемил в игре палец. Мой Саша принялся утешать его. Слова произносил
Добрые, хорошие, и чувства его, я уверена, были искренними, но на лице
блуждала “хитрая” (по выражению зрячего ребенка) улыбка. А я потом сама
Стала замечать, что эта улыбка у него появляется очень часто: когда его
Кто-нибудь обидит, огорчит, когда он кого-нибудь жалеет. У меня очень добрый
и отзывчивый мальчик. Неужели он так и останется непонятым людьми?”
Практика работы тифлопедагогов показывает, что научить детей с
нарушенным зрением правильной мимике, жесту, поз─е задача трудная, но
Осуществимая. Эффективность ее решения зависит и от того, насколько
Подключена к этой работе семья.
Сделайте лицо человека предметом специального изучения для ребенка.
Лучше всего, если ребенок подробно осмотрит (при помощи осязания,
Остаточного зрения) лица своих близких: мамы, папы, бабушки, брата, сестры.
Обратите внимание на подвижные зоны лица: брови, рот. Покажите ребенку на
Своем лице разнообразные мимические проявления: радость, удивление,
Огорчение и пр. Поупражняйтесь вместе с ребенком в моделировании на лице
различных выражений. Например, читая сказку “Коза и семеро козлят”, можно
Предложить ребенку изобразить с помощью мимики и голоса злого Волка,
Испуганных козлят, горюющую, а потом радостную Козу.
Рассматривая с детьми иллюстрации книг, картины, скульптуру обрашайте
Внимание на мимику и позу изображенных людей. Важно научить ребенка
наиболее распространенным жестам: “До свидания”─ помахать рукой, “Иди
сюда” ─ поманить рукой, “Тише” ─ приложить палец к губам, “Согласен” ─
кивок головой, “Не знаю─” пожать плечами, “Очень плохо” ─ погрозить
Пальцем и т. д. Учите детей правильному употреблению этих жестов. Для
Закрепления введите их сначала в детскую игру и только затем в более широкое
Общение.
Какие же разные эти первоклашки! Вот, например, Витя. Не по-детски
Серьезен, сосредоточен, способен рассуждать “со знанием дела” на любые темы,
прямо маленький старичок! А Павлик ─ весельчак, непоседа, от такого в любую
Минуту можно ожидать шалости. Надюша, которая за месяц пребывания в школе
не вымолвила ни одного слова. Зиночка, все время просящаяся на ручки...
Сколько детей, столько и типов. Все они непросто адаптируются в школе. Но
Наибольшую проблему и для ребенка, и для педагогов представляет характерная
для многих слепых и слабовидящих детей позиция “больного ребенка”:
─ Я не буду заправлять постель. Я ничего не вижу. Мне это трудно!
─ Я не могу писать, устали руки. Нельзя заставлять слепого ребенка много
работать!
─ Почему мне не хватило места в автобусе! Слепых нужно в первую
очередь посадить! Я вот нарочно упаду сейчас─ будете потом оправдываться
перед моей мамой!..
Переубедить маленького деспота порой очень непросто. Он пришел в
Школу с твердой позицией и уверенностью, что и учителя, и воспитатели, и даже
Одноклассники находятся в школе специально для того, чтобы выполнять за него
Любую работу, требующую усилий, оберегать от малейших трудностей.
Основание для этого─ вынесенная из семьи убежденность: “Я неизлечимо
Болен, я инвалид, а значит, все должны заботиться обо мне, помогать мне,
Жалеть меня”. Ребенку трудно осознать, что в специальной школе все дети
Находятся в одинаковом положении, всем нужны и помощь, и забота, и
Внимание. Ребенок с позицией “больного” недооценивает свои возможности,
Готов только получать помощь и абсолютно не умеет ее оказывать в случае
Необходимости. Таким детям чрезвычайно трудно дается адаптация в школе,
Установление контактов со сверстниками. Часто в детском коллективе именно
Они попадают в категорию “отторгнутых”: с ними не хотят играть, стоять в паре,
Сидеть за одним столом. И здесь важно помочь ребенку осознать неправильность
Своей позиции. Хорошо, если это понимает и семья, и делает все возможное для
Формирования у него позиции полноценного человека.
Бывает и так, что ребенок под воздействием семьи переоценивает свои
Возможности: привыкший в семье к постоянному восторгу и восхищению его
Умом, сообразительностью, фантазией за любую, даже небрежно выполненную
Работу, он ждет такой же оценки от учителя и детей. Для таких детей
Неприемлемо само понятие “неудача”, они не привыкли прилагать усилия для